дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа (1 класс)

Шуть Виктория Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» объединения «Волшебный скрапбукинг» предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применяются  усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_skrapbuking_2019-2020.docx72.49 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                                      Утверждаю

педагогического совета                                                   Директор МБУ ДО

Протокол № ______                                                     ДДТ ст.Калининской

 от «__»_______20__г.                                            ___________Н.П.Косик

                                                                                       Приказ №___________

                                                                                       от «__»_________20__  г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Чудеса из бумаги

(объединение «Волшебный скрапбукинг»)

Уровень  программы:  ознакомительный

Срок  реализации  программы: 144 часа (один год)

Возрастная категория:  от 7до 13  лет

Вид программы: модифицированная

                   Автор-составитель:

Виктория Александровна Шуть

 педагог дополнительного образования

ст. Калининская

2019г.

  1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

«Истоки творческих способностей 
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами: чем больше мастерства 
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» объединения «Волшебный скрапбукинг» предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применяются  усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, творчество.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством является развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого, нестандартного подхода к выполнению задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Занятия в объединении «Волшебный скрапбукинг» призваны содействовать восприятию художественно-эстетических ценностей. Программа включает в себя морально-этический и творческий компоненты через знание и изучение истории создания образцов альбомной графики, художественного творчества, динамики ее развития в современном мире.

Основная идея скрапбукинга – сохранить фотографии и другие свидетельства памятных событий на длительный срок для будущих поколений. Это уникальный способ сбережения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.При реализации данной программы основной упор идёт на создание открыток и альбомов ручной работы в технике скрапбукинг.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» объединения «Волшебный скрапбукинг» является  программой прикладного творчества, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению, в связи с чем имеет художественную направленность.

Новизна программы состоит в том, что незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, в отношении человека к природе. От приобщения детей к декоративно-прикладному искусству в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий декоративно-прикладным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становление его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.

При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества – скрапбукингом, который в нашей стране только получает широкую распространенность и популярность.

Педагогическая целесообразность

Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыков и умений художественного творчества, развивают мелкую моторику, способствуют привитию аккуратности, развивают индивидуальность, способствуют формированию успешности.

Отличительной особенностью программы является ее практико-ориентированный характер. В скрапбукинге изучается множество техник. Отсутствие подготовительной работы для овладения техникой скрапбукинг. Формирование необходимых знаний, умений и навыков во время обучения. Реализация дифференцированного подхода в обучении. Учет возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребенка для успешного творческого развития. Возможности открытия художественного мира декоративно-прикладного искусства, реализации творческих способностей. Содержание программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предполагает освоение учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы.

Адресат программы.

Программа  рассчитана на  детей  от 7 до 13 лет с учетом психофизиологических особенностей. Учащиеся данной возрастной категории отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Дети с живым любопытством воспринимают декоративно-прикладное творчество, которое с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Дети учатся видеть красоту в мелочах и деталях.    

Активно используется игра. Закладывается фундамент личности, поэтому  важно зажечь в детях огонек  творчества.

В объединение могут приниматься как девочки, так и мальчики без предварительной подготовки, наличия особых способностей, но имеющих желание овладеть технологиями различных видов скрапбукинга Количественный состав объединения – не менее 10 человек (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение  проводится  по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья в течение всего учебного года.

Основанием для отчисления являются: длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на ознакомительном  уровне, в очной форме, рассчитана на один год обучения.

Форма обучения – очная.

Режим занятий:  2 раза в неделю по 2 академических часа. Итого 4 часа в неделю, 144 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Весь процесс обучения построен на дифференцированном подходе на всех этапах курса, позволяет в полном объеме реализовать  все способы и методы учебного процесса. С учетом типологических и психологических особенностей детей 7-13 лет программа позволяет правильно организовать учебный процесс, преемственную подборку учебного материала.

Виды занятий определяются содержанием программы. При этом используются беседы, учебные игры, конкурсы, выставки, выполнение самостоятельной работы, и др. При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории декоративно-прикладного творчества в доступной для них  форме.

Особое место отводится знакомству с традициями и культурой кубанского казачества. В программу включены темы, позволяющие сформировать у ребенка определенный запас знаний о родном крае, дать представление о своеобразии быта Кубани, воспитание любви к своей малой родине.

В процессе обучения ведется профориентационная работа с учащимися. Дети знакомятся с такими профессиями, как оформитель, дизайнер.

Формы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности учащихся имеет большое значение в воспитательном процессе.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного воспитательного процесса позволяет делать работу с учащимися более разнообразной, эмоционально и информативно насыщенной.

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из бумаги» является развитие творческих способностей и креативного мышления, раскрывающие потенциал каждого ребенка в процессе совершенствования новой современной техники - скрапбукинг.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с основными понятиями и базовыми стилями скрапбукинга;

- формировать практические навыки работы в технике скрапбукинг;

- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда;

- освоить практические приемы и навыки для создания сувенирных изделий, альбомов, открыток ручной работы в технике;

личностные:

- воспитание интереса к работе в технике скрапбукинг;

- воспитание трудолюбия учащихся;

- формирование культуры труда (аккуратности, умения бережного и экономного использования материала);

- воспитание терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;

метапредметные:

- способствовать развитию психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление, воображение) детей;

- формирование художественного вкуса, фантазии детей на основе знаний, умений и навыков;

- развитие самостоятельности.

Основные дидактические принципы данной программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

В содержание учебного плана  входят 8 тем. В каждой теме выделены образовательная часть (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и художественном творчестве), воспитывающая часть (понимание значения художественного творчества, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которые способствуют развитию у детей творческих способностей.

Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения. Учебный год направлен на первичное знакомство с декоративно-прикладным творчеством, приобретением основных навыков декоративно-прикладного творчества, применения различных техник и приемов. Программа даёт подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе, переходу к обучению по программам базового уровня.

Учебный план

п\п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, наблюдение

2.

 «Цветы и букеты»

8

1

7

Выставка

3.

 «Картины - аппликации»

14

3

11

Выставка

4.

«Объёмные игрушки»

6

1

5

Выставка

5.

Базовые стили в скрапбукинге

42

3

39

Выставка

6.

Технология создания подарочных упаковок

28

2

26

Выставка

7.

Технология создания тематических открыток

16

1

15

Выставка

8.

Технология создания альбома

26

2

24

Выставка

9.

Итоговое занятие

2

1

1

Выставка, анализ

ВСЕГО:

144

15

129

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: знакомство с учащимися. Ознакомление с историей появления скрапбукинга, целями и задачами объединения на год, уставом ДДТ, правилами поведения, инструктаж по технике безопасности. Правила работы с бумагой, ножницами, клеем.

Практика: Ознакомление с плоскостными композициями из бумаги, картона, в технике: аппликация. Дети учатся составлять композиции из нескольких фотоизображений.

  1.  Цветы и букеты – 8 часов

Теория:    техника прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы. Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации

Практика: складывание квадрата пополам, вырезание половины изображения  по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Творческое экспериментирование - поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими, как  дизайнер, декоратор, оформитель, художник, скрапбукер и т.д. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта через использование декора на соответствующую тему. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки. 

  1. «Картины - аппликации» - 14 часов

Теория: Знакомство детей с аппликацией. Знакомство со способами работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя, высушенных листьев.

Практика: Изготовление аппликаций: мозаика из бумаги, торцевание, коллаж. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, декоратор, оформители, художник, скрапбукер и т.д. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта через использование декора на соответствующую тему. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки, оценка работ.

  1. Объёмные игрушки – 6 часов

Теория: техника получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствование  навыков вырезания. Знакомство  со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам. Создание  поделок, с опорой  на базовую форму – усеченный конусный конус; декорирование  творческих работ; развитие чувства цвета, композиции. Комбинирование различных материалов, применяемых как вспомогательные,  при изготовлении поделок из бумаги.

Практика: Изготовление игрушек из разного материала, кукол, модульное оригами. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания: дизайнер, декоратор, оформители, художник, скрапбукер и т.д. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. В работе используются экологически чистые материалы. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

  1. Базовые стили в скрапбукинге  –  42 часа

Теория: Знакомство со стилями Clean and Simple (Чисто и Просто). European. Европейский стиль. American. Американский стиль. Vintage (Ложностаринный стиль). Heritage (Наследие). Mixed media – смешение стилей. Shabby chic (Потёртый шик).   Материалы для скрапбукинга в стиле Clean and Simple. Примеры работ в европейском стиле. Примеры работ в американском стиле. Материалы для скрапбукинга в американском стиле. Примеры работ в стиле винтаж. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле. Примеры работ в стиле микс.

Практика: оформление страницы в стиле Clean and Simple, European. Европейский стиль. American. Американский стиль. Vintage (Ложностаринный стиль). Heritage (Наследие). Mixed media – смешение стилей. Shabby chic (Потёртый шик)». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. В работе используются экологически чистые материалы. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

  1. Технология создания подарочных упаковок – 28  часов

Теория: подбор бумаги для основы подарочных упаковок. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами. Изготовление шаблона открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как – дизайнер, декоратор, оформители, художник, скрапбукер и т.д. В работе используются экологически чистые материалы. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

Практика: принципы складывания. Этапы изготовления  шоколадницы и  коробочки-альбома. Коробочки для денег, для рукоделия, коробочки-сюрпризы. Подарочные коробочки. Шаблоны конвертов. Плоские, объемные конструкции. Принципы складывания и декорирования края. Создание шаблона для конверта. Создание конверта в стиле микс медиа, по сделанному шаблону. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

  1. Технология создания тематических открыток –16 часов

Теория: подбор бумаги для основы открытки. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-отрыток. Изготовление шаблона открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки.

Практика: правила построения композиции. Составление эскиза. Подбор материалов. Изготовление шаблонов открыток: «С днем рождения», «Моей подруге, другу», «С Новым годом», «С днем Победы». Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-открыток. Изготовление шаблона открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки. В работе используются экологически чистые материалы. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

  1. Технология создания альбома – 26 часа

Теория: требования к скрапбукинг альбому. Достоинства и недостатки скрапбукинг альбомов. Альбом «на винтах», его достоинства и недостатки. Альбом-папка на кольцах, его достоинства и недостатки. Альбом-книжка, его достоинства и недостатки. Альбом на спирали, его достоинства и недостатки. Альбом на скрепках, его достоинства и недостатки.

Практика: подбор материала, изготовление корочки, изготовление страниц, переплет, декор. Правильный подбор цветовой гаммы для страницы. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг. Декорирование страницы. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге. Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Проведение физкультминуток. Оформление выставки.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Теория: анализ работ учащихся в динамике с начала учебного года. Итоговая аттестация учащихся.

Практика: оформление итоговой выставки. Анализ выполненной работы.

Планируемые результаты освоения программы.  Главным результатом реализации программы является  эстетическое воспитание и творческое развитие личности ребенка, способного к самовыражению через овладение средствами изобразительного искусства.
 Планируемые результаты освоения программы раскрываются в триединстве реализованных  
задач:

образовательные:

- учащиеся ознакомлены с основными понятиями и базовыми стилями скрапбукинга;

- сформированы практические навыки работы в технике скрапбукинг;

- закреплены умения обращения с простейшими орудиями труда;

- освоены практические приемы и навыки для создания сувенирных изделий, альбомов, открыток ручной работы в технике;

личностные:

- развита любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эстетического характера;

- развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности в процессе овладения техникой скрапбукинга;

- приобретены навыки  трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, аккуратности в работе с материалами ручного труда;

- развиты самостоятельность в  суждениях, приобретены независимость и нестандартность мышления при оценке результатов своего труда и поведения в социуме, потребности в здоровом образе жизни;

метапредметные:

         -  развиты психические процессы (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление, воображение) детей;

- сформирован художественный вкус, фантазия на основе знаний, умений и навыков;

- развита самостоятельность.

В результате обучения по данной программе учащиеся  смогут  обладать:

  • знаниями об основах цветоведения, композиции;
  • знаниями об истории скрапбукинга, с материалами и инструментами, используемыми в нем;
  • базовыми техниками и стилями в скрапбукинге;
  • различным техникам и приемам работы с бумагой.
  • умениями создавать альбомы (скрапбукинг), открытки (кардмэйкинг), календари, коробочки, конверты, приглашения и визитки (прикладной скрапбукинг);
  • умением использовать различные техники и стили при создании альбомов, открыток и предметов прикладного скрапбукинга.

 В результате занятий у детей развиваются аккуратность, творческие способности, способность к саморазвитию, формироваться художественный и эстетический вкус.

Учащийся сможет проявлять коммуникативные качества:

- проявлять интерес к творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни.

Формы подведения итогов. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:  

- конкурса;

- выставки детских работ;

- открытых занятий;

- итоговой выставки работ;

- итоговой аттестации учащихся.

2. Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

02.09.2019-31.05.2020 г.

Место проведения занятий

СОШ №2

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 академических часа

Форма занятий

Групповая

Сроки контрольных процедур

Начало учебного года. Середина учебного года. Конец учебного года

Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок

-

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках, выставках)

Участие в мероприятиях ДДТ (по плану)

Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо выполнение следующих условий:

1. Кадровое обеспечение:  педагог, реализующий  данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

2. Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий   обеспечивает атмосферу творческой мастерской.  Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические требования  допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса.

Необходимые материалы и инструменты:  дыроколы, штампы, фигурные ножницы, бумага для скрапбукинга, украшения, клей ПВА. Материалы, необходимые для работы, приобретаются обучающимися.

Методическое обеспечение:

-  аудио- и видеоматериалы;

- наглядно-демонстрационный материал (дидактический       материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.).

- календарный учебный график;

- диагностический инструментарий (диагностическая карта);

- разработки педагога информационного характера (беседы,  викторины, кроссворды и т.д.);

- разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий;

- планы-конспекты занятий;

- инструкции по ТБ.

Дидактический материал: дырокол, штамп, фигурные ножницы, бумага для скрапбукинга, ленты, бусины, клей ПВА.

Информационное обеспечение: специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Применяемые обучающие программы: Paint; Microsoft Office PowerPoint; интернет-источники.

Формы аттестации

Механизмом итоговой оценки результатов учащихся в ходе реализации данной программы является контроль знаний, умений и навыков.

Текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки, анализ проделанной работы.

Итоговая аттестация (май). Критериями оценки результатов обучения являются:

  • самостоятельная творческая деятельность;
  • эстетичность
  • передача пространственных соотношений предметов (ближе - дальше, ниже - выше);
  • выразительность цветового решения (гармоничные цветовые сочетания);
  • характер формы предметов, передача пропорций, объема;
  • колористическое решение (гармоничные цветовые сочетания);
  • владение техникой исполнения (владение художественными инструментами и материалами, способами изображения).

В ходе освоения программы применяются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседа, просмотр выполненных работ, анализ, выставка, наблюдение, диагностические карты, изучение результатов продуктивной деятельности учащихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка детского творчества, участие в конкурсах, открытое занятие.

Оценочные материалы. В ходе реализации программы, с целью оценки качества воспринимаемого учебного материала учащимися объединения проводится диагностика.

Для удобства и наглядности проведения анализа, диагностики и контроля знаний и умений учащихся применяется диагностическая карта (приложение № 1).

Ф.И.О. ребенка

Вводное занятие

Цветы и букеты

Картины-аппликации

Объёмные игрушки

Базовые стили скрапбукинга

Технология создания подарочных упаковок

Технология создания тематических открыток

Технология создания альбома

оценка

оценка

оценка

оценка

оценка

Анализ, диагностика и контроль знаний и умений учащихся осуществляется по следующим критериям:

Вводное занятие:        

- понимание терминов в рамках программы;

- знание техники безопасности в работе с материалами, применяемыми в скрапбукинге;

Цветы и букеты:

- умение применять на практике теоретические знания;

- изготовление цветов из бумаги, моделирование;

- передача перспективы и формы;

«Картины - аппликации»

- умение применять на практике теоретические знания;

- изготовление картин-аппликаций;

«Объёмные игрушки»

- умение применять на практике теоретические знания;

- изготовление объёмных игрушек

           Базовые стили скрапбукинга 

- умение применять на практике теоретические знания;

- владение   инструментами и материалами, используемыми в работе;

Технология создания подарочных упаковок 

- умение применять на практике теоретические знания;

- умение создать подарочную упаковку;

Технология создания тематических открыток

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильное построение композиции;

Технология создания альбома

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильное построение композиции;

Методические материалы

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Практические занятия и развитие прикладного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия, года, итоговой аттестации. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.

Для освоения программы учащимися используются:

  • методы обучения:

- словесные: сопровождается демонстрацией пособий, иллюстративного материала, образцов выполненных работ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога;

- наглядные: демонстрация педагогом образцов, иллюстративного материала; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и  т.д.;

- репродуктивный метод – метод практического показа.

  • методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- проектно-исследовательский – творческая работа учащихся.

  • методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Конкретные проявления определённого метода на практике – игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Основные части занятия:

  • введение – создание эмоционального отношения к работе;
  • обсуждение пройденного ранее материала;
  • знакомство с новым материалом – беседа, работа с  дидактическими  материалами;
  • подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
  • творческая  деятельность детей;
  • выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.

Педагогические технологии

В данной программе широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Цель педагогической деятельности - это приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на занятиях.

Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности учащегося и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость изменения учебно-воспитательного процесса.

В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности учащегося, его творческих способностей, интереса к учебному процессу, формирования умения и желания учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • сделать занятие современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);
  • приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания между педагогом и учащимся;
  • развить мотивацию учащихся и как следствие повышения качества знаний;
  • расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
  • формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развивать творческие способности учащихся.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебному процессу, так и самостоятельной творческой деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Современные подходы к подаче учебного материала предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности педагога:

  • использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
  • формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в изобразительном творчестве.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях в объединении способствует:

  • активации познавательной деятельности;
  • формированию и развитию личности;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • раскрепощению, созданию эмоционального настроя;
  • развития творческо-информационного мышления памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор;
  • всестороннему развитию личности.

Работая над проблемой развития творческих способностей на занятиях художественной деятельностью, педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому применяется технология развивающего обучения. Данная технология направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося, на познание себя как личности, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения. На первом плане - развитие учащихся в различных видах деятельности, формирование познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности. Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом.

К развивающим технологиям относятся игровые технологии. Игра на занятии помогает быстро вовлечь всех учащихся в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учащимися, располагает к активной работе. С помощью дидактической игры «Холодно - тепло» я обучаю учащихся температурному восприятию цвета, различать холодные и теплые цветовые гаммы, эмоционально воспринимать цвета добра и зла, радости и уныния, так как они должны быть различными. Так же по теме «Основы живописи» применяется игра «Чудесная палитра», где дети самостоятельно смешивают краски различных цветов, и на собственном опыте познают данную тему.

Информационно-коммуникационные технологии на занятии рассматриваются:

  • не как цель, а как еще одно средство обучения;
  • как источник дополнительной информации;
  • как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
  • как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность. 

Применение мультимедиа в работе с детьми даёт возможность подать информацию нетрадиционно. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей степени добиться поставленных целей и задач на занятиях, повышают мотивацию детей, привлекают внимание.

Использование мультимедиа на занятии сначала воспринимается учащимися на уровне игры, поэтому вовлечение их с более серьезную творческую работу происходит постепенно, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий способствует сохранению здоровья учащихся. Важным пунктом является контроль санитарного состояния помещения (влажная уборка, проветривание, освещение). Проведение инструктажей по технике безопасности, при чрезвычайных ситуациях. Регулярное использование   технологий улучшает психологический климат в объединении, снижает количество пропусков занятий по болезни и приобщает детей стремиться к здоровому образу жизни. Ребята активны на занятиях, и это положительно сказывается на усвоении ими программы, качество знаний повышается. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.

Технология  сотрудничества – это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. Сначала организовывается групповая работа, но основная практическая часть занятий – это самостоятельный творческий поиск учащихся.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Технология сравнения – один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла.

Конструирование, как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Дифференциация предполагает выполнение учащимся индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.

Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих товарищей, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

 Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда учащихся проявляются в оформлении кабинета, организации выставок и др. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела, полугодия, года, итоговой аттестации. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

При планировании занятий учитываются возрастные особенности детей. На занятиях обязательно   используются дидактический материал, схемы и образцы изделий. Декоративно-прикладной вид творчества           требует индивидуального подхода к каждому ребенку независимо от способностей и одаренности. Поэтому при групповой форме обучения                     присутствует индивидуальный подход к каждому учащемуся при изготовлении нового изделия. Одаренные и талантливые дети могут развить свою индивидуальность, творчество и фантазию, выполнять более сложные по уровню работы, композиции, сувениры, и т.д. Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий, демонстрация видеоматериалов.

Учебный процесс проходит с наблюдением и выявлением талантливых и  одаренных детей. 

Деятельность по развитию одаренности у учащихся осуществляется по двум направлениям:

  1. выявление детей с явными или скрытыми признаками одаренности;
  2. психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:

- развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;

- развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.

Предположения о наличии талантливости и одаренности ребенка основываются на особенностях изобразительной деятельности детей, выявленные Комаровой Т.С. и Казаковой Т.Г.:

  • расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;
  • предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски;
  • переход от схематического к реалистическому изображению;
  • функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;
  • смешанные проекции в рисунке;
  • богатая тематика рисунков;
  • использование в работе большого количества материалов и техник;
  • практическая направленность продуктивной деятельности;
  • стремление к экспериментированию с различными материалами;
  • специфичность цветовых решений.

Выявление талантливости и одаренности у учащихся проходит через:

- наблюдения и беседы с ребенком;

- мониторинг развития художественных способностей детей на начало и конец учебного года;

- анализ продуктов деятельности.

С большей степенью вероятности были сделаны предположения о наличии изобразительной одаренности у детей, которые:

- проявляли большой интерес к визуальной информации;

- проводили много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрировали опережающую свой возраст умелость;

- осознано строили композицию рисунков.

Работы этих детей были оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей.

После выявления одаренного ребенка, ему даются задания (работы) более сложного уровня в соответствии с учебной программой, чтобы не возникало противоречий. Важно, что дополнительные задания, позволяющие дать более глубокие навыки или умения, гармонично дополняют учебную программу. Работа с детьми с изобразительной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности, учитывающие возрастную динамику  развития изобразительной деятельности и ее специфику.

В детском коллективе полезно дружественное соперничество. Отличные результаты приносят частые игры, викторины, мероприятия. По окончании учебного года выполняется анализ работы с детьми. Он позволяет оценить, насколько эффективно проводилась эта деятельность. В случае необходимости вносятся коррективы в годовой план работы с детьми.    

Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д. 

  1. Порядок проверки и утверждения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» обсуждается на методическом, принимается  на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

Законодательная  база:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным         программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  5. Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;  
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
  8. Устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
  9. Локальные акты ДДТ.

Список литературы:

 - для педагога:

интернет-ресурсы:

1.http://ru.wikipedia.org

2.http://www.memuaris.ru

3.http://rus-scrap.ru/notes/skrapbooking.html

4.http://scrapnews.net

5.http://scrapbookingschool.ru/

6. http://scrapnews.net

7. http://scrapbookingschool.ru

8. http://scraphouse.ru

9. http://scrap-info.ru/

10. http://henddecor.com/

11. http://www.scrapbookingblog.ru

12. http://hobbihome.ru/

13. http://www.goodhouse.ru/

14. http://stranamasterov.ru/

15. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

16. http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

17. http://stranamasterov.ru/http://oriart.ru/

- для учащихся и родителей:

Интернет-ресурсы:

  1. http://scrapnews.net
  2. http://scrap-info.ru/
  3. http://hobbihome.ru/
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Скрапбукинг
  5. https://www.livemaster.ru/masterclasses/skrapbuking
  6. https://docplayer.ru/52083906-Konsultaciya-dlya-roditeley-skrapbuking-dlya-detey.html
  7. http://scrap-info.ru/
  8. http://henddecor.com/
  9.  http://www.scrapbookingblog.ru
  10.  http://hobbihome.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....