Занятие финансовой грамотности «Как появились деньги?» 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

                                                                                Тема: «Как появились деньги?»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег, названий некоторых денежных знаков; 
формирование представления об экономических причинах возникновения денег; ознакомление с понятиями «бартер», «деньги».
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: значение понятий «деньги», «бартер»; о товарно-денежных отношениях, об истории появления денег;
Уметь: соотносить денежные средства со временами их использования.
Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и 
целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал, «Толковый» словарь им. Ожегова, металлические деньги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Как появились деньги?»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег, названий некоторых денежных знаков; формирование представления об экономических причинах возникновения денег; ознакомление с понятиями «бартер», «деньги».

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: значение понятий «деньги», «бартер»; о товарно-денежных отношениях, об истории появления денег;

Уметь: соотносить денежные средства со временами их использования.

Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал, «Толковый» словарь им. Ожегова, металлические деньги.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

Фронтальная форма работы:

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Садитесь.

- Девизом нашего занятия «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Верно.

- Сегодня у нас на занятии будет система оценивая «карта успеха», в которой прописаны задания и их оценивание виде монет. За каждое верно выполненное задание, вы должна будете закрасить 3 монетки, если присутствует 1-2 ошибки – 2 монетки, если более 2 ошибок – 1 монетка.

Приветствуют учителя. Садятся.

- Если ты уверен в своих знаниях – подними руку и ответь, если не знаешь – не перебивай, послушай говорящего.

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: работа с кроссвордом

4-5 мин

Парная форма работы:

- Начнем наше занятие с повторения. Для этого я предлагаю вам отгадать кроссворд в парах. Ключевым словом кроссворда будет подсказкой для определения темы урока.

  1. Работник налоговой службы. ( инспектор)
  2. Та сумма, что заплатит покупатель,

      Та сумма, что устроит продавца;

      Как мера для обмена всех товаров,

      На рынке называется…(цена)

  1. Что собирали татаро-монголы? ( дань)
  2. Специалист,  начисляющий зарплату? (бухгалтер)
  3. Человек, который выдает деньги? (кассир)

- Какое слово у вас получилось?

- Оцените себя в «картах успеха».

Дети разгадывают кроссворд и узнают тему урока.

- Деньги.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: постановка цели и составление плана урока

2-3 мин

- Зная ключевое слово нашего занятия, сформулируйте тему. Подумайте, чего вы не знаете о деньгах.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- На какие вопросы  вы планируете получить ответы? Предлагаю составить  совместный план, включающий в себя интересующие  вас вопросы.

План

  • Что такое деньги?
  • Как появились первые деньги?
  • Как деньги величают?

- Как появились деньги.

- Узнать историю появления денег.

П: построение речевого

высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический: работа со словарем

Словесный: беседа

Наглядный: видеофрагмент

Словесный: опрос

Практический: игра «Найди и обменяй»

Практический: работа с текстом

Наглядный: работа с монетами

7-10 мин

Фронтальная форма работы:

Работа со словарем

- Как вы думаете, с чего мы начнем изучение по новой теме? Ребята, так что же такое деньги?

- Давайте найдем в толковом  словаре определение слова «деньги». Соотнесите ваше определение  с тем, что нашли в словаре.

- Сколько значений у слова «деньги»?

- Для чего людям нужны деньги?

- Деньги определяют меру стоимости вещей, являются средством платежа и одним из средств накопления.

- Какую из данных функций вы можете объяснить?                  Цены, выраженные в деньгах, позволяют нам сравнить: насколько одни товары дороже других, сколько мы можем позволить себе на те деньги, которые зарабатываем и накопили.

     Рубль – универсальная денежная единица. Куда бы мы ни пришли в России, везде с его помощью можно расплатиться. При этом в современном мире деньги могут быть не только наличными, но и безналичными.

   Есть крупные покупки, которые невозможно сделать на одну зарплату – например, автомобиль или жилье. Есть ситуации, когда зарабатываешь сейчас, а тратить придется потом.

- Какие виды денег вы знаете?

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и узнать что-то новое. Внимательно смотрите и слушайте, после я задам вам вопросы.

- Какие предметы служили деньгами в древности?

- Ещё одной из самых распространённых форм денег до появления монет был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.  Для обмена использовали и такие вещи как: меха, зерно, табак, куски материи и многое другое.  

- Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? Объясните почему.

- Что пришло на замену таким деньгам? Какой драгоценный металл использовали в Древней Руси? Какое у него было название?

- Что делали, если надо было отдать не весь кусок, а только часть? Чему послужило это действие?

- Как называются деньги в Казахстане? Откуда происходит это название?

- Какое еще название произошло от слова «таньга»?

- Про название каких еще монет было рассказано в видеофрагменте?

- Как переводится это слово?

- Молодцы! Ребята, мы с вами узнали, что в древности, чтобы заполучить необходимый товар, люди производили обмен. В наше время существует обмен товарами? Кто-нибудь знает, как это называется?

- Обмен товара на товар называется «бартер».

- Сейчас я вам предлагаю представить себе, что мы живем в давние времена и нам нужно что-то приобрести. Поиграем в игру «Найди и обменяй».

Фронтальная форма работы:

Игра «Найди и обменяй»

(детям раздается по одной карточке, на которой на одной стороне нарисована картинка-предмет, то  есть тот товар, который принадлежит игроку, а на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков товар, который им нужен).

- Оцените себя в «картах успеха».

- А теперь поговорим о том, как же появились монеты.  Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как появились монеты, или есть какие-то предположения?

Деньги нужны были для торговли. В древнем мире их заменяли сливками металла различной формы. Чаще всего использовали железо и медь. Но из-за частой подделки куски металла стали клеймить. Так появились первые деньги.
Почти в одно и то же время в VII веке появились первые монеты в государстве Лидии (из сплава золота и серебра) и на острове Эфире (из серебра). После этого монеты стали пользоваться популярностью практически во всем мире.
Название "монета" появилось из-за изображенной на римских монетах богини Юноны, одним из имени которой и было "Монета".

Парная форма работы:

- Ребята, я приготовила для вас задание. Работаем в парах. У вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

- Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? Сравните их.

- Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я  вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах (пример на слайде).

- Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»?

- Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели  серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».  

- Сторона монеты, на которой изображен герб,  портрет или какой-то другой рисунок - лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».  

- С изучения понятия «деньги».

Ответы детей.

  1. - 1. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
  2. 2. Капитал, средства.

- 2 значения.

- Для покупки товаров.

Ответы детей.

- Бумажные, монеты, безналичные.

- Ракушки, шкурки животных, пищевая соль, куски драгоценных металлов.

- Нет. Такие деньги со временем портились, некоторые из них были тяжелыми.

- Драгоценные металлы. Кусок серебра – гривна.

- Рубили топором. Появлению названия – рубль от слова «рубить».

- Тенге. От тюркских монет «таньга».

- Название русских монет «деньга» и слово «деньги».

- Про название денег в Армении – «драм».

- Деньги и происходит от греческого слова «драхма».

- Да. Бартер.

Играют в игру «Найди и обменяй».

Ответы детей.

Рассматривают монеты в парах.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: составление пословиц

3-4 мин

Групповая форма работы:

Задание «Собери пословицу»

- Для следующего задания вам необходимо будет поделиться на группы по 5 человек. Каждой группе я раздам конверт, в котором находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части,  вам необходимо составить из них пословицы.

1 группа: Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

2 группа: На деньги ума не купишь.

Монета карман не тянет.

Здоров буду — и денег добуду.

На деньги друга не купить.

3 группа: Вовремя копейка дороже рубля.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.

4 группа: Из чужого кошелька легко платить.

Как деньги при бедре, так помогут при беде.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Когда кошелек легок – на душе тяжело.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Оцените себя в картах успеха.

Читают полученные пословицы.

Р: планируют и контролируют учебные действия.

Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: составление синквейна

3 мин

Индивидуальная форма работы:

- Сейчас у нас с вами будет творческая работа. Ваша задача: составить синквейн по новой теме.

  1. строка – имя существительное, обозначающее тему урока
  2. строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета  
  3. строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета  4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы  (пословица, поговорка, фразеологический оборот)

5 строка – имя существительное, как итог, вывод

 

Например:

Деньги!

Хрустящие и  звенящие.

Заработать, вложить, приумножить.

Деньги любят счет.

- Работаем самостоятельно.

- Заканчиваем работу, кто хочет прочитать, что у него получилось?

- Мне очень понравились ваши синквейны. Вы молодцы, ребята! Поэтому, каждому из вас, я предлагаю закрасить по 3 монеты в «карте успеха».

Составляют синквейн.

Читают синквейны.

Самооценивание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование

времени, соблюдение  общего  темпа

VII. Включение в систему знаний

Практический: филворд

4-5 мин

Парная форма работы:

- Мы с вами поработали, узнали много нового,  и хотелось бы узнать, кто же лучше усвоил новый материал. Вы будете выполнять задание филворд. Кто знает, что это такое филворд?

- Филворд – это разновидность кроссворда. Филворд имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда.
Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются) , с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом.

(пример на слайде)

- У вас на партах лежат листочки с филвордом. Работать будете в парах. Приступайте.

- Заканчиваем работу. Давайте проверим, сколько вы нашли слов.

- Оцените себя в «картах успеха».

Озвучивают ответы.

К.: Умение представлять

и сообщать в устной

форме, использовать

речевые средства для

диалога и аргументации

своей позиции.

П: смысловое чтение,

поиск и выделение

информации

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: подведение итогов

2-3 мин

Фронтальная форма работы:

- Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Как тему на занятии мы сегодня изучали?

- Мы с вами ставили цель и составляли план занятия. Как вы считаете, всего ли мы смогли достичь?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие трудности у вас возникали?

- На протяжении всего урока мы с вами оценивали себя закрашиванием монет. Посчитайте, сколько всего монет у вас получилось.

- Как появились деньги.

Ответы детей.

Ответы детей.

Подсчитывают монеты.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: построение

рассуждения.

Р: анализ собственной

работы.

           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие финансовой грамотности "Приусадебное хозяйство. Запасы" 3 класс

Тема: «Приусадебное хозяйство. Запасы» Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «приусадебное хозяйст...

Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"

Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"...

Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности у учащихся 4 классов "Что такое валюта"

Занятие проводится в форме игры-квеста . Учащиеся распределяются на команды и ходят по станциям , выполняя интересные задания и получая "валютики"(баллы)....

Технологическая карта финансовой грамотности «Как появились деньги?», 2 класс

Тема занятия: «Как появились деньги?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег; формирование представления об эк...

Конспект внеурочного занятия " Финансовая грамотность.Потребности человека 1 класс"

Конспект внеурочного занятия " Финансовая грамотность.Потребности человека 1 класс"...

Технологическая картка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности "Как появились деньги" - 1 класс

laquo;Как появились деньги» Название курса: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальное Класс / возраст детей: 1 класс / 6-7 летТема: Как по...

Урок -викторина по финансовой грамотности "Как появились деньги"

Урок -викторина по финансовой грамотности "Как появились деньги"...