Занятие финансовой грамотности "Приусадебное хозяйство. Запасы" 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

                                                                  Тема: «Приусадебное хозяйство. Запасы»

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «приусадебное хозяйство»; ознакомление учащихся с вариантами 
использования приусадебного участка; воспитание интереса к работе на приусадебном участке.
Планируемые результаты:
Предметные: 
- знать значение понятия «приусадебное хозяйство»;
- уметь высчитывать прибыль от предпринимательской деятельности.
Личностные: 
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Словарь: усадьба, хозяйство, приусадебное хозяйство, себестоимость, доход от продаж.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

                                                                        

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Приусадебное хозяйство. Запасы»

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «приусадебное хозяйство»; ознакомление учащихся с вариантами использования приусадебного участка; воспитание интереса к работе на приусадебном участке.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать значение понятия «приусадебное хозяйство»;

- уметь высчитывать прибыль от предпринимательской деятельности.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Словарь: усадьба, хозяйство, приусадебное хозяйство, себестоимость, доход от продаж.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

Фронтальная форма работы:

- Приветствую вас, ребята, на очередном занятии по финансовой грамотности!

- Давайте зададим хороший настрой уроку и необычно поприветствуем друг друга. Поднимите свои ладошки, сейчас вам нужно будет поочередно касаться своими пальцами пальца соседа, а начнем мы с большого пальца и скажем друг другу пожелания на занятие. Указательный – успеха, средний – большого, безымянный – во всем, мизинец – и везде, а теперь прикосновение всей ладонью – Здравствуйте!

Приветствуют учителя.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа, анализ пословицы

4-5 мин

Фронтальная форма работы:

(учитель включает презентацию, на которой перепутаны слова пословицы)

- Ребята, вы только посмотрите, какая беда! Я приготовила для вас пословицу, но в программе произошел сбой и все перепуталось. Давайте вернем порядок словам.

- Прочитайте, что получилось.

  • Пословица: «Кто готовит корма с запасом, тот всегда с молоком и мясом».

    - Подумайте, какой смысл заложен в этой пословице?

 - Вы совершенно правы. Подумайте, о каких запасах может идти речь?

- Откуда люди берут овощи и фрукты для запасов?

- Верно, многие люди держат свое хозяйство и это не только овощи и фрукты, но и домашнее молоко, яйца, мясо.

Восстанавливают пословицу.

- Кто готовит корма с запасом, тот всегда с молоком и мясом.

- Запасливый человек ни в чем не нуждается.

- Люди делают запасы на зиму.

- Покупают в магазине, выращивают в огороде.

  •  

К:  владеть диалогической формой речи.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение выражать свои мысли с достаточной

Полнотой

III. Постановка учебной задачи

Словесный: постановка целей, задач урока.

2-3 мин

Фронтальная форма работы:

- Исходя из наших рассуждений, давайте подумаем, чему будет посвящён наш урок?

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Чтобы достичь поставленной цели, составим задачи.

Задачи:

- познакомиться с новыми понятиями;

- узнать, какие задачи решает приусадебное хозяйство

- познакомиться с вариантами использования приусадебного участка.

- Домашнее хозяйство. Запасы.

- Познакомиться с особенностями приусадебного хозяйства.

- познакомиться с новыми понятиями…

К: умение выражать свои мысли с достаточной

полнотой и точностью.

П: построение речевого

высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический: задача

Словесный: беседа

Практический: решение задач

10 мин

Фронтальная форма работы:

Слово учителя: чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем…

 В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, т. е. хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе.

 Итак, садоводство, огородничество – древние занятия людей. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был.

- Ребята, чтобы понимать, о чем мы будем говорить, давайте поработаем над некоторыми понятиями.

На слайде: «приусадебное хозяйство»

- Вы знаете, что это такое? Предположите, что оно может означать.

- Данное понятие состоит из двух слов.

Усадьба (от «садить», «сажать») - отдельное поселение, дом со всеми примыкающими строениями, угодьями.

Хозяйство - Способ производства, совокупность производственных отношений того или иного общественного уклада.

- Значит, приусадебное хозяйство –  это?

- Предлагаю сейчас всем вместе представить себя садоводами и собрать урожай. Я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.

Загадки:

1: Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

2: Семьдесят одежек
и все без застежек

3:  Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

4: Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.

5: И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ...

6: Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...

7: Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?

8: Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

- Молодцы, ребята, отгадали все загадки!

Парная форма работы:

- А теперь поразмышляйте в парах, как приусадебное хозяйство помогает своим владельцам. Какие задачи оно решает? Посовещайтесь в парах.

- Давайте проверим, верны ли ваши предположения. Вы правы, а самым главным предназначением хозяйства является: экономия денежных средств.

- Я для вас подготовила задачу. Кто прочитает ее со слайда?

Задача: Однажды Екатерина и Елена ждали гостей к столу и на горячее решили подать вкусный борщ. Екатерина занималась домашним хозяйством и для приготовления супа, из списка продуктов ей были необходимы только масло и соль, а Елена не имела своего огорода, поэтому в магазине купила весь перечень продуктов. Сколько денег затратила каждая из них на покупку ингредиентов для супа? Цена продуктов представлена в таблице.

Примечание: в таблице указана приблизительная стоимость необходимых продуктов для приготовления борща.

- Запишите решение и ответ на листочках.

- Какой мы можем сделать вывод на основе данной задачи?

- Давайте посчитаем, насколько больше затратит на покупку продуктов Елена, чем Екатерина?

- Совершенно верно, ведение домашнего хозяйства значительно сокращает расходы на покупку продуктов.

- Приусадебное хозяйство предоставляет возможность не только сбережения денег, но и их приобретения. Вы согласны со мной?

- Как вы думаете, какие виды предпринимательской деятельности можно развивать на приусадебном участке?

 

- Очень интересные проекты вы предложили.

- А как можно будет рассчитать прибыль, полученную от предпринимательской деятельности?

- Для расчета прибыли нужно знать себестоимость продукции и доход, полученный от продажи на рынке.

Себестоимость — сумма, затраченная при производстве товара.

Доход от продаж - это выручка, которую получает предприниматель, от продажи какого-либо товара на рынке за определенный период времени. 

- А как вы думаете, как можно вычислить себестоимость выращенной продукции? (ответы учащихся).

- Правильно.

- Скажите, а какие затраты должны быть сделаны, чтобы вырастить, например, рассаду? 

- Верно. Прибыль, которую можно получить при продаже садово-огородных культур, можно рассчитать по формуле:

П=Д – С.

Где Д – доход, рыночная стоимость товара; С – себестоимость выращенной продукции.

- Урожай мы с вами уже собрали, давайте попробуем рассчитать, сколько мы можем получить с него прибыли?

- Будем продавать помидоры. Итак, представим, что мы посадили рассаду из 10 кустов. С каждого куста мы собрали по 3 кг помидор. Рыночная стоимость 1 кг помидор – 50 рублей. Себестоимость помидор составляет 100 рублей. Рассчитайте прибыль, которую мы получим после продажи наших помидор.

- Какой мы можем сделать вывод?

Слушают учителя.

Предположения детей.

- Хозяйство при доме или домашнее хозяйство.

- Арбуз.

- Капуста.

- Морковь.

- Вишня.

- Картошка.

- Свекла.

- Репка.

- Редиска.

- Экономия денежных средств семьи на покупку продуктов; разнообразие семейного стола, пополнение его полноценным набором витаминов и микроэлементов; выращивание экологически чистой продукции; возможность выращивания наиболее необходимой в данное время культуры; пополнение семейного бюджета за счет развития предпринимательства на садовом участке.

Один учащийся читает задачу.

Решение:

  1. 300 +50+40+30+30+80+20= 550 (руб) – потратила Елена.
  2. 80 + 20 = 100 (руб) – потратила Екатерина.

Ответ: Елена на покупку ингредиентов для супа в сумме потратила 550 рублей, а Екатерина 100 рублей.

- Вывод:  Домашнее хозяйство сокращает расходы на приобретение продуктов.

- 550 – 100 = 450 (руб.)

- Да.

- выращивание овощей или фруктов с целью их реализации;

- выращивание цветов для продажи;

- развитие кролиководства, птицеводства;

- выращивание рассады для реализации на рынке.

Предположения детей.

- Необходимо вести учет всех денежных средств, затраченных на производство.

- Купить семена, минеральные удобрения, навоз, емкости для выращивания рассады, различные химикаты.

Решение:

10 * 3=30 (кг) – всего собрали помидор

50*30= 1500 (руб.) рыночная стоимость помидор

1500 – 100 = 1400 (руб.) прибыль

- Продажа урожая – прибыльное дело.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

4-5 мин

Фронтальная форма работы:

- Ребята, работа ведь приносит не только нагрузку, но и удовлетворение. От чего можно получить удовольствие при ведении домашнего хозяйства?

- Ну, и, конечно же, вкусные запасы. Какие запасы обычно делают на зиму люди?

 

- Проводить время с семьей, поддержание формы, любование плодами, вкусные блюда.

- Соленья, варенье, компот, салаты, сухофрукты.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: заполнение таблицы

5 мин

Парная форма работы:

- Как мы говорили ранее, урожай с огорода – экологически чистый продукт, а ещё он богат витаминами и микроэлементами.

- У меня для вас следующее задание: у вас на листочках представлены продукты, которые нужно распределить по столбикам с витаминами и микроэлементами, которые они в себе содержат. Задание выполняем в парах.

- Заканчиваем работу. Проверьте себя по эталону на слайде.

Эталон:

-черная смородина, брюссельская капуста, листья петрушки, хрен ( витамин С - «витамин роста»);

- вишня, малина, красная смородина, крыжовник, морковь, укроп, лук- порей (витамин А);

- вишня, смородина, малина, лук репчатый, листья петрушки, укроп, хрен, шпинат (кальций, столь необходимый для нормального формирования и роста костных тканей организма).

Выполняют задание в парах.

Проверка по эталону, выставление баллов.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

VII. Включение в систему знаний

Словесный: опрос

3 мин

Фронтальная форма работы:

- Давайте вспомним, что означает понятие «приусадебное хозяйство»?

- Представьте, что у вас есть свой приусадебный участок.

Для каких целей вы его содержите?

- Как вы считаете, нужно ли иметь приусадебный участок семье?

Приусадебное хозяйство – хозяйство при доме или домашнее хозяйство.

- Для отдыха, для выращивания овощей и фруктов для семьи, для предпринимательской деятельности.

Ответы детей.

К.: Умение представлять

и сообщать в устной

форме, использовать

речевые средства для

диалога и аргументации

своей позиции.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: Анализ деятельности

2 мин

- Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена шкала от 1% до 100%. Закрасьте ее настолько, насколько, как вам кажется, вы поняли тему сегодняшнего занятия.

- Спасибо вам за урок, вы хорошо потрудились. До новых встреч!

Анализируют свою работу на уроке.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: построение

рассуждения.

Р: анализ собственной

работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности Афлатун" - социальное и финансовое образование учащихся 1 класс "Маленькие банкиры"

Цель моего занятия  – показать, как можно   в игровой форме обучать самых маленьких школьников  финансовой грамотности,  управлять деньгам. Показать,  на каких этап...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса по теме " Купюры"

Данное занятие внеурочной деятельности проводится в 4 классе. Дети знакомятся с российским современными купюрами, выполняют творческую работу....

Учебное занятие №2 по финансовой грамотности для 4 класса "Откуда в семье берутся деньги"

Каждый член семьи своим посильным трудом вносит вклад в бюджет семьи. Поэтому необходимо уважать труд каждого члена семьи, так как все заботятся о пополнении семейного бюджета, чтобы росло благосостоя...

Занятие финансовой грамотности «Как появились деньги?» 3 класс

Тема: «Как появились деньги?» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с историей возникнове...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"

Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"...