Диагностическая работа для 2 класса по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ). Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна, МБОУ «Средняя школа №4» г.Ачинск.
методическая разработка (2 класс)

Торопова Ольга Сергеевна

Содержание и структура диагностической работы

Максимальный первичный балл составляет 22 балла. Если  учащийся  получает  за  выполнение  всей  работы  11  баллов,  то  он  достиг базового  уровня  овладения  универсальными  учебными  действиями  по  работе  с информацией и чтению.

 

 недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл);

 

пониженный–30-49% выполнения всей работы; Выполнять  одношаговую  процедуру,  например,  распознавать  факты, термины,  принципы  или  понятия,  или  найти  единственную  точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла; Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

повышенный – выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства,  обосновывать,  формулировать  выводы,  учитывая  разные источники  информации,  разрабатывать  план  или  последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eng_spetsifikatsiya.docx23.87 КБ
Файл estestvenno_nauchnaya_gramotnost.docx373.05 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация диагностической работы для 2 класса по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ).

Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна,

МБОУ «Средняя школа №4»  г.Ачинск.

Условия проведения диагностической работы

Работа комбинированная проводится во втором  классе: Для проведения диагностики предлагается бланковое тестирование. При проведении бланкового тестирования каждый учащийся получает бланк с  информационным  текстами  и  заданиями  к  ним.  Учащиеся выполняют работу на данном бланке. При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся  отмечают  правильный  ответ  знаком  «Х»,  который  они  ставят  в специальном  окошечке.  При  выполнении  заданий  с  кратким  и  развёрнутым ответами учащиеся записывают свои ответы на специально отведённых для этого строчках, расположенных после формулировки задания.

 Время выполнения диагностической работы

На  выполнение  всей  работы  отводится  40  минут:  20  +  20  с  перерывом 5 минут.

Содержание и структура диагностической работы

Максимальный первичный балл составляет 22 балла. Если  учащийся  получает  за  выполнение  всей  работы  11  баллов,  то  он  достиг базового  уровня  овладения  универсальными  учебными  действиями  по  работе  с информацией и чтению.

 недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл);

пониженный–30-49% выполнения всей работы; Выполнять  одношаговую  процедуру,  например,  распознавать  факты, термины,  принципы  или  понятия,  или  найти  единственную  точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла; Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

повышенный – выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства,  обосновывать,  формулировать  выводы,  учитывая  разные источники  информации,  разрабатывать  план  или  последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Ответы к диагностической работе для 2 класса по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ).

Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна,

МБОУ «Средняя школа №4»  г.Ачинск.

Характеристики заданий и система оценивания 

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика

заданий по формированию/оценке этих умений

Оцениваемые компетенции, умения

Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения

1

Компетенция: научное объяснение явлений

1.1

Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

1.2

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной

модели узнать и описать явление.

1.3

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий.

1.4

Объяснять принцип действия технического устройства или технологии

Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии.

2

Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

2.1

Распознавать и формулировать цель данного исследования

По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.

2.2

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.  

2.3

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

Предлагается не просто сформулировать гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки. Набор гипотез может предлагаться в самом задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки.

2.4

Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений

Предлагается охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая статистика и др.). Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса.

3

Компетенция: интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов

3.1

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм

3.2

Преобразовывать одну форму представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.

3.3

Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах

Предлагается выявлять и формулировать допущения, на которых строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать сами типы научного текста: доказательство, рассуждение, допущение.

3.4

Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.

Задание 1.

Система оценивания

1 балл

 2

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 2

Система оценивания

2 балла

В приближении можно считать, что Земля имеет форму шара. Такое представление нашей планеты. В действительности Земля не является идеальным шаром. Из-за суточного вращения она сплюснута с полюсов.

1 балл

Приведено краткое  объяснение.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 3

Система оценивания

1 балл

2

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 4

Система оценивания

1 балл

3

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

Задание 5

Система оценивания

1 балл

1

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 6

Система оценивания

1 балл

3

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 7

Система оценивания

2 балла

1.Если я отправлюсь в путешествие из Северного полюса, то я окажусь на Южном полюсе.

2. Если я отправлюсь в путешествие из Южного  полюса, то я окажусь на Северном полюсе.

1 балл

Дано только одно утверждение верно.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 8

Система оценивания

2 балла

Нулевым условно считают меридиан, который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

1 балл

Приведено краткое  объяснение.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Компетенция: интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов

Задание 9

Система оценивания

1 балл

2

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 10

Система оценивания

2 балл

Параллели отличаются между собой длинной. Самая длинная параллель – это меридиан, чем параллель ближе к полюсу, тем она меньше, а на полюсе параллель превращается в точку.

Схематический рисунок.

1 балл

Приведено краткое  объяснение.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 11

Система оценивания

2 балл

Глобус – это макет нашей Земли. Изучая Землю, мы можем пользоваться глобусом, можем изучать поверхность Земли, можем путешествовать и еще многое другое. Земля имеет форму шара. Такое представление нашей планеты. В действительности Земля не является идеальным шаром. Из-за суточного вращения она сплюснута с полюсов.

1 балл

Приведено краткое  объяснение.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 12

Система оценивания

1 балл

На глобусе можно узнать расположение континентов, стран, океанов, понять почему меняются времена года и день сменяется ночью, пути международных экспедиций.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 13

Система оценивания

1 балл

1,2

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 14

Система оценивания

2 балла

Выбран ответ да или нет с логической аргументацией.

1 балл

Выбран ответ да или нет.

0 баллов

Ответ отсутствует.

Задание 15

Система оценивания

1 балл

1

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.

Задание 16

Система оценивания

1 балл

Приведен пример анализа работы Артема, какие знание он смог приобрести.

0 баллов

Дан неверный ответ.

Ответ отсутствует.



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ) 2 класса.  

Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна,

МБОУ «Средняя школа №4»  г.Ачинск.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится один урок 40 минут.

В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания

к ним.

Задания будут разными. В некоторых из них нужно из предложенных

вариантов выбрать только один ответ, который вы считаете верным, в других

–  выбрать  два  или  три  верных  ответа.  Выбранные  вами  ответы  отметьте

значком «√».

Есть задания, в которых необходимо дать свое объяснение и написать

его в рамке.

Одни задания могут показаться  вам  легче, другие  –  труднее. В любом

случает не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Если  вы  не

знаете,  как  выполнить  какое-то  задание,  пропустите  его  и  переходите  к

следующему. Скорее всего, у вас останется время, чтобы вернуться и ещё раз

попробовать выполнить пропущенные задания.

Если  вы  хотите  исправить  свой  ответ,  то  зачеркните  его  и  запишите

нужный ответ.

Желаем успеха!

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

                        Прочитайте текст и выполните задания 1-4

                                                

                                                     Глобус

Учитель сказал на уроке, что глобус – это макет нашей Земли. Изучая Землю, мы можем пользоваться глобусом, можем изучать поверхность Земли, можем путешествовать и еще многое другое.

Артем заинтересовался этой темой, вспомнил, что дома есть такой предмет – глобус. Он захотел узнать об этом намного больше.

Задание 1.

Как переводится слово глобус ( лат)?

Выбери правильный ответ:

1.круг

2.шар

Задание 2.

Объясните, почему мы говорим, что Земля имеет шарообразную форму?

Объяснение

Задание 3.

Глобус вращается на железной оси, а Земля имеет такую ось? Как она называется?

Выбери правильный ответ:

  1. Наша планета Земля вращается вокруг большой металлической оси
  2. Наша планета Земля вращается вокруг воображаемой  оси

Задание 4.

Географическое понятие, где Земля немного сплюснута

Выберите правильный ответ:

1.немного сплюснута слева и справа

2.немного сплюснута сверху и снизу

3.немного сплюснута с полюсов

                        Прочитайте текст и выполните задания 5-8

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus – полуденный). Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан, который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Задание 5.

Как вы считаете, зачем на поверхности глобуса проведены меридианы?

Выберите правильный ответ:

  1. Они помогают определить точное местоположение различных земных объектов
  2. Они помогают определять, сколько частей в глобусе

Задание 6.

Выберите правильное утверждение:

1.все меридианы имеют разную длину

2.все меридианы необходимо измерять

3.все меридианы имеют одинаковую длину

Задание 7.

Мысленно давайте отправимся в путешествие по меридиану. Дополните выражения:

1.Если я отправлюсь в путешествие из Северного полюса, то я окажусь на ____________ полюсе.

2. Если я отправлюсь в путешествие из Южного  полюса, то я окажусь на ____________ полюсе.

Задание 8.

Объясните, какой меридиан условно считают нулевым?

Объяснение:

                        Прочитайте текст и выполните задания 9-12

Самая длинная параллель – экватор, длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Северное и Южное полушарие 

Задание 9.

Выберите один правильный ответ:

1.длина всех параллелей одинаковая

2.самая длинная параллель - экватор

3.самая короткая параллель – экватор

Задание 10.

Чем могут отличаться друг от друга параллели?

Запиши ответ в рамке

Ответ:

Задание11.

Какие выводы можно сделать на основании этих фотографий. В чем сходство и различие глобусов?

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/f3a6844f-3e3d-4feb-806c-3f14feed9a44/orig 

Ответ:

                       

Задание 12.

Что можно определить с помощью глобуса?

Ответ:

                       

Прочитайте текст и выполните задания 13-16

Задание 13.

Представления древних о форме Земли.

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди на мифы.  Отметь, какие мифы о форме Земли существовали.

1.Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.  

2.Земля – это полусфера, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

3.Земля имеет шарообразную форму, она сплюснута у полюсов.

Задание 14.

Могут ли быть глобусы в человеческий рост, и на них умещались не только красочные карты  поверхности Земли и неба, но и сведения о странах, растениях, животных.

Да                                                   Нет

Объясни свое решение:

Задание 15

Выберите правильный ответ. Синим цветом на глобусе обозначены:

  1. Вода
  2. Суша
  3. Горы

Задание 16.

Какой вывод можно сделать, проанализировав эту работу. Действительно ли Артем получил удовольствие и много знаний, изучая и узнавая все больше о глобусе?

Запиши свой ответ:

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа 1 класс 1 четверть "Школа России"

Диагностическая работа состоит их двух частей – основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов дейст...

Итоговые диагностические работы (1 класс) УМК «Начальная школа XXI века»

контрольные работы (1класс) УМК «Начальная школа XXI века»...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностическая работа 2 класс "Определение финансовой и математической грамотности"

Диагностическая работа 2 класс "Определение финансовой и математической грамотности"...

Диагностическая работа для учащихся 4 классов ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится один урок 40 минут.В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания к ним.Задания будут разными. В некоторых из них нужно из...