Диагностическая работа для 4 класса по определению креативного мышления (КМ).Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна, МБОУ «Средняя школа №4» г.Ачинск.
методическая разработка (4 класс)

Торопова Ольга Сергеевна

Диагностическая работа для 4 класса по определению креативного мышления (КМ).Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна,  МБОУ «Средняя школа №4»  г.Ачинск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie.docx23.08 КБ
Файл spetsifikatsiya_km.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по определению креативного мышления  4 класс.  Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна,

МБОУ «Средняя школа №4»  г. Ачинск.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 40 минут.

В  работе  описывается  ситуация  и  даются  несколько  заданий  по  этой

ситуации. В этих заданиях вам, как правило, будет предложено: а) выдвинуть

разнообразные интересные идеи, и/или б) оценить свои и чужие идеи, выбрать самую креативную из них, и/или в) доработать выбранную идею.

Задания  будут  разными.  В  некоторых  из  них  нужно  будет  из

предложенных  вариантов выбрать один  или  несколько ответов,  которые  вы считаете верными, и отметить знаком «√»  номера выбранных ответов. В ряде заданий  вам  потребуется  записать  номер  выбранного  элемента  в  нужную ячейку.

В  других  заданиях  требуется  записать  свой  ответ.  В  зависимости  от

задания это могут быть несколько слов или несколько предложений.

Одни задания покажутся вам лёгкими, другие  –  трудными. Если вы не

знаете, как выполнять задание, пропустите его и переходите к следующему.

Если  останется  время,  вы  сможете  ещё  раз  попробовать  выполнить

пропущенные задания.

Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и

запишите нужный ответ.

Желаем успеха!

Прочитайте текст и выполните задания 1-4

Сюжет для спектакля

Введение

Прочитайте введение (сюжет для спектакля)

                               СЮЖЕТ ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ

Идея1

Идея 2

Если есть ещё вариант идеи

Вам с друзьями доверили сочинить сюжет для постановки школьного спектакля. Вы решили, что спектакль будет основан на известном литературном произведении или мультфильме, но с героями будут происходить другие события: неожиданные, удивительные, необычные. Задания 1-4 будут связаны с выполнением этой задачи. Проявите воображение и успехов!

 Задание 1.

Сюжет для спектакля

Ответы записывайте на полях справа.

Какие известные сказки, рассказы, мультфильмы можно выбрать и что можно изменить в их сюжете?

Запиши свои идеи кратко, например:  Утки посадили лягушку на квадрокоптер и она начала своё путешествие по стране.

У вас есть 5 минут на выполнение задания

Задание 2

Сюжет для спектакля

Оцените идеи ребят. Расположите идеи от самой оригинальной, необычной, удивительной, до самой простой, обычной, обыденной.

У вас есть 5 минут на выполнение задания

Идея1. Чтобы вытащить репку, дед пригнал трактор с ковшом и выкопал репку.

Идея2. Чтобы Снегурочке не таять, она попросила деда с бабкой купать её в жидком азоте.

Идея3.В сказке «Теремок» Медведь предложил построить коттедж с комнатами разных размеров.

1 место  Самая оригинальная идея.

2 место

3 место

 

Задание3

Сюжет для спектакля

Придумайте оригинальное продолжение исходной идеи сказки, можете добавить персонажей из других  произведений.

У вас есть 5 минут на выполнение задания

Исходная идея.

Народная сказка «Гуси-лебеди»

Гуси посадили  Иванушку на метлу Бабы – Яги и отправились в путь.

Доработанная идея продолжения этой сказки.

                       

Прочитайте текст и выполните задания 1-5

Изобретаем конкурсы. Прочитайте введение.

В школе запланировали проведение недели конкурса рисунков разными техниками, посвященных Дню Победы.

Проявите воображение и успехов!

Задание1.

Придумайте новый конкурс рисунков, используя новые, оригинальные техники и материалы.

  1. Опишите коротко конкурс. Из него должно быть понятно, что нужно делать.

Например:выполните рисунок с помощью измельченной угольной таблетки.

2)Напишите, какой материал понадобится конкурсанту, изобразите или напишите в окошечко «Используемый материал».

У вас есть 5 минут на выполнение задания

Описание конкурса

Используемый материал

                                Используемый материал

1)угольные таблетки

2)Мука

3)измельченный графит простого карандаша

4)измельченная металлическая стружка

5)клей

6)клеевой пистолет

Задание 2

Создайте второй вариант конкурса рисунков, используя другую технику, оригинальную, отвечающую требованиям задания.

Опишите коротко эту технику рисунка(что нужно сделать?) Укажите какой материал понадобится конкурсанту. Нарисуйте или напишите нужные материалы в поле «Нужный материал».

У вас есть 5 минут на выполнение задания, убедитесь, что второй вариант не похож на первый.

Описание конкурса

Материал

                                Используемый материал

1)угольные таблетки

2)Мука

3)измельченный графит простого карандаша

4)измельченная металлическая стружка

5)клей

6)клеевой пистолет

Задание3.

Сравните  три разные варианта техник выполнения рисунка.

Выберите наиболее креативный (такой, какого ещё не было, в котором  материал используется  необычным образом). Отметьте  номер выбранного варианта

Вариант 1. Описание конкурса.

Рисунок из хлебных крошек.

Материал:  хлебные крошки, клеевой пистолет

Вариант 2. Рисунок ватными палочками.(пуантилизм)

Материал:  ватные палочки, гуашь.

Вариант 3. Нарисовать растертым и разведенным мелом.

 Материал: мел, баночки, вода, кисти, ватные диски.

Задание 4. Изобретаем рисунок.

Описание. Создание  рисунка разноцветным куриным  белком руками.

Что нужно сделать?

Материал: куриный белок, колер для окрашивания белка, ватный диск, кисть

Чем можно пользоваться для рисования?

3 правила для выполнения рисунка:

1.особенности материала

2. особенности использования техники рисования

3.как определят победителя(использован данный материал правильно, соблюдена техника рисования, выбор сюжета для рисунка, соответствующий заявленной теме)

Как определить победителя?

Задание 5. Изображаем рисунок.

Вы выбрали технику рисунка с помощью куриного белка руками.

Таблица. Оценка рисунка , выполненного в новой технике. Согласны ли вы с приведенными в таблице утверждениями?

Обведите в кружок выбранный вариант ДА или НЕТ

Материал: Цветной куриный белок, руки

Этот рисунок оригинальный -ДА/НЕТ

  1. Что нужно сделать?

Придумать сюжет, соответствующий заявленной теме. Заготовить цветной куриный белок.

Материал используется необычным способом?

ДА/НЕТ

  1. Чем можно пользоваться?

Можно пользоваться цветным белком, рисовать руками, лист для рисования

У этого конкурса есть правила для определения победителя?

ДА/НЕТ

  1. Как определить победителя?

Побеждает тот, кто соблюдал все правила и оригинальный сюжет.

Какой вывод можно сделать по проделанному анализу? Отметьте вывод, с которым вы согласны .

1.Новая техника выполнения конкурсного рисунка полностью отвечает требованиям конкурсного задания.

2. Новая техника выполнения конкурсного рисунка не полностью  отвечает требованиям конкурсного задания.



Предварительный просмотр:

Спецификация диагностической работы для 4 класса по определению креативного мышления (КМ).

Разработчики: Семенюк Марина Сергеевна, Торопова Ольга Сергеевна,

МБОУ «Средняя школа №4»  г.Ачинск.

Характеристики заданий и система оценивания

Задание 1/3. «Сюжет для спектакля». 1 из 3.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Письменное самовыражение

•  Компетентностная область оценки: Выдвижение разнообразных идей

•  Уровень сложности: Высокий

•  Формат ответа: Развёрнутый ответ

•  Объект оценки: Идеи изменений в сюжете произведений.

Система оценивания

2 балла

ответ принимается полностью

Предложено не менее 2-х различных идей (по разным произведениям и/или

с разными сюжетными поворотами)

Примеры ответов на 2 балла

•  Ответ (разные произведения):

1)  Когда  на  помощь  зайцу  пришел  петушок,  лиса  извинилаcь,  и  они  стали жить в лубяной избушке втроем.

2)  Снежная королева забрала Кая, но Герда  не растерялась, пошла за водой к проруби,  достала щуку,  попросила у нее печку-самоходку, доехала  на  ней  до  Кая  и,  посадив  его  рядом  с  печкой,  растопила  осколки.

•  Ответ (разные произведения):

1)  Фиксики  на  самом  деле  были  ростом  с  людей,  но прятались  с помощью магии.

2)  Том  Сойер  в  школе  был  прилежным  мальчиком,  но  стоило  ему только выйти из школы...

•  Ответ (одно произведение, разные сюжетные повороты):

1)  Дед сходил в гараж за грузовиком,  привязал трос к репке и начал сдавать назад.

2)  Посадил дед репку, а вырос большой-пребольшой арбуз

1 балл

ответ принимается частично

Предложена только одна идея, подходящая под условия, описанные выше.

Примеры ответов на 1 балл

•  Ответ (предложена только одна подходящая идея):

1)  Буратино  в  гостях  у  Мальвины  вел  себя  воспитанно,  и  его  не отправили в темный чулан.

•  Ответ (предложены две идеи, но одна из них не подходит):

1)  Костылин сбежал из плена вместе с Жилиным.

2)  «Ну погоди!»: заяц бегает от волка

0 баллов

ответ НЕ принимается

Предложенные идеи НЕ отвечают предъявленным критериям (нет отсылки к произведениям; сюжет не изменился)

Примеры ответов на 0 баллов

•  Ответ (содержит в себе только названия произведений):

1)  «Балто».

2)  «101 далматинец».

•  Ответ (предлагаются идеи, не содержащие в себе новых поворотов сюжета):

1)  Хоттабыч  выдернул  из  своей  бороды  клок,  и  в  ту  же  минуту  у  Вольки выросла борода.

2)  Карабас-Барабас поймал Буратино и его команду.

•  Ответ (по ответу непонятно, что за произведение имелось в виду):

1)  Маленького  мальчика  выгнали  из  дома,  он  остался  ночевать  в заброшенном здании, а на следующий день вернулся домой.

Ответ отсутствует.

Задание 2/3. «Сюжет для спектакля». 2 из 3.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Письменное самовыражение

•  Компетентностная область оценки: Отбор креативных идей

•  Уровень сложности: Средний

•  Формат ответа: Выбор единственного ответа из предложенного

•  Объект оценки: Умение оценить оригинальность чужих идей

Система оценивания

1 балл

На первое место поставлена одна из идей, 2 или 3

0 баллов

На первое место поставлена идея 1.

Ответ отсутствует.

Задание 3/3. «Сюжет для спектакля». 3 из 3.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Письменное самовыражение

•  Компетентностная область оценки: Уточнение и совершенствование идеи

•  Уровень сложности: Высокий

•  Формат ответа: Развёрнутый ответ

•  Объект оценки: Доработка чужой идеи

Система оценивания

2 балла

ответ принимается полностью

В  ответе  достаточно  подробно,  стройно  и  логично  описывается продолжение сказки. Если добавлены персонажи из другого произведения, то они  добавлены не случайно,  а  несут определённую функцию. Вся идея

выглядит достаточно оригинально*.

* разумеется, это довольно зыбкий критерий: то, что кажется оригинальным одному,  для  другого  выглядит  банально.  Мы  предлагаем  педагогам, которые будут самостоятельно оценивать детские работы, ориентироваться

на то, какие идеи в определенном классе встречаются часто, а какие –  редко.

Последние считать более оригинальными (конечно, с  учетом того, чтобы идеи  были  понятно  изложены,  неожиданные  повороты  сюжета  играли важную в его развитии роль).

Примеры ответов на 2 балла

•  Ответ (подробно, логично, стройно описано продолжение):

•  Ответ  (добавлены  персонажи  из  другого  произведения,  которые

несут важную сюжетную функцию):

•  Ответ (оригинальный вариант, который редко встречается):

Пример:

Народная сказка «Гуси-лебеди»

Гуси посадили  Иванушку на метлу Бабы – Яги и отправились в путь. Путешествовали они вокруг света, видели разные чудеса-чудесные! Были в гостях у Ивана Царевича – изучали культуру и посещали музеи. Видели, где живет Карлосана, катались с Незнайкой на американских горках. Облетев весь мир, гуси и Иванушка вернулись домой. Долго Иванушка рассказывал чудные истории своей сестрице Аленки!

1 балл

ответ принимается частично

В  ответе  достаточно  подробно,  стройно  и  логично  описывается продолжение  сказки.  Персонажи  из  другого  произведения  добавлены  не случайно, они несут определенную функцию. Однако идея продолжения в

целом НЕ выглядит оригинальной. ИЛИ:

В  ответе  достаточно  подробно,  стройно  и  логично  описывается  продолжение  сказки,  однако  персонажи  из  другого  произведения  добавлены механически, никакой функции их появление не несет.

Примеры ответов на 1 балл

•  Ответ  (добавлены  персонажи  из  другого  произведения, подробно изложена идея, однако будто проигнорировано то условие исходной  идеи,  что  Иванушка полетел на метле Бабы-Яги):

•  Ответ (излишне лаконично изложено, однако оригинальная идея):

•  Ответы  (довольно  кратко  излагается,  как  развивался  бы  сюжет исходной сказки, если бы дело было так):

0 баллов

Ответ НЕ принимается.

В  ответе  нет  дополнительных  персонажей,  история  рассказывается

нелогично и непонятно, в идее нет никакой оригинальности.

Примеры ответов на 0 баллов

•  Ответы (попытка отменить условия из исходной идеи):

•  Ответ (добавление персонажа не несет никакой функции):

•  Ответ  (добавление  персонажа  могло  бы  играть  какую-то  роль,  но идея изложена слишком кратко и остается непонятной).

Ответ отсутствует.

Задание 1/5. «Изобретаем конкурс». 1 из 5.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Решение естественнонаучных проблем

•  Компетентностная область оценки: Выдвижение разнообразных идей

•  Уровень сложности: Средний

•  Формат ответа: Развёрнутый ответ

•  Объект оценки: Придумать оригинальный конкурс

Задание 2/5. «Изобретаем конкурс». 2 из 5.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Решение естественнонаучных проблем

•  Компетентностная область оценки: Выдвижение разнообразных идей

•  Уровень сложности: Средний

•  Формат ответа: Развёрнутый ответ

•  Объект оценки: Придумать оригинальный конкурс

Система оценивания

2 балла

Ответ принимается полностью

Описаны  два  вида  конкурса,  отвечающие  предъявленным  критериям (используя новые, оригинальные техники и материалы),  и

отличающиеся  друг  от  друга  и  от  приведенного  примера.  Выбранный материал  подтверждает  оригинальность  конкурса:  в  каждом варианте  какой-либо  предмет используется  не  по  прямому назначению.  

1 балл

Ответ принимается частично.

Описаны  два  вида  конкурса,  при  этом  только  один  из  них  отвечает предъявленным критериям, ИЛИ они НЕ различаются между собой, ИЛИ  одна  техника  повторяет  приведённый  пример  ИЛИ  Выбранный материал  подтверждает  оригинальность  только  одного  вида конкурса.

ИЛИ  В  обоих  вариантах  описаны техники,  которые  подразумевают нововведение  в  имеющийся  конкурсах   или  соединение  элементов  двух материалов. Предложенный материал используется по прямому назначению.

Например:

•  Одно  из  техник  предлагает  стандартное  использование

оборудования:

•  Одно  или  оба  заданий  невозможно  провести  в  школе,  хотя  они соответствуют критерию «оригинальность»

0 баллов

Описан  только  один  вид  конкурса,  ИЛИ  оба  вида  конкурса  НЕ отвечают  предъявленным  критериям.  Например,  предложен материал, который полностью соответствует стандартному виду конкурса.

•  Ответ не раскрывает сути конкурса.

•  Материал используется стандартным образом .

•  Ответ  не  является  конкурсом  или  конкурс сложно реализовать в условиях школы.

Ответ отсутствует.

Задание 3/5. «Изобретаем конкурс». 3 из 5.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Решение естественнонаучных проблем

•  Компетентностная область оценки: Отбор креативных идей

•  Уровень сложности: Средний

•  Формат ответа: Выбор единственного ответа из предложенного

•  Объект оценки: Отбор креативной идеи - выбрать и указать

Система оценивания

2 баллов

3

1 балл

2

0 баллов

1

Ответ отсутствует.

Задание 4/5. «Изобретаем конкурс». 4 из 5.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Решение естественнонаучных проблем

•  Компетентностная область оценки: Выдвижение креативных идей

•  Уровень сложности: Средний

•  Формат ответа: Развёрнутый ответ

•  Объект оценки: Описание. Создание  рисунка разноцветным куриным  белком руками.

Система оценивания

2 балла

Приведены три правила, отвечающие на вопросы и НЕ дублирующие

(дополняющие) описание из условия задания.

Приведен материал, как из условия задания, так и дополнительно.

1 балл

Приведены три правила, дублирующие описание из условия задания ИЛИ Приведен материал только из условия задания (куриный белок, колер для окрашивания белка, ватный диск, кисть) ИЛИ  Приведены два правила, дополняющие и разъясняющие правила, данные в условии.

0 баллов

Приведены два или одно правило, не описывающие конкурс.

Ответ отсутствует

Задание 5/5. «Изобретаем конкурс». 5 из 5.

Характеристики задания:

•  Содержательная область оценки: Решение естественнонаучных проблем

•  Компетентностная область оценки: Оценка сильных и слабых сторон

•  Уровень сложности: Низкий

•  Формат ответа: Развёрнутый ответ

•  Объект оценки: Оценить предложенную идею

Система оценивания

2 балла

Оценка ребенка целиком соответствует следующей схеме:

Этот рисунок оригинальный

да

Материал используется необычным способом?

да

У этого конкурса есть правила для определения победителя?

да

Новая техника выполнения конкурсного рисунка не полностью  отвечает требованиям конкурсного задания.

1 балл

Или первая, или вторая часть задания сделаны, как описано выше

0 баллов

И первая, и вторая части задания сделаны не так, как описано выше.

Ответ отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа 1 класс (ФГОС)

Диагностическая работа по проверке сформированности метапредметных умений у младших школьников(1 класс)Дата проведения: март 2013годаЦель проведения: выявить уровень сформированности метапредметных ум...

Диагностическая работа 1 класс 1 четверть "Школа России"

Диагностическая работа состоит их двух частей – основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов дейст...

Итоговые диагностические работы (1 класс) УМК «Начальная школа XXI века»

контрольные работы (1класс) УМК «Начальная школа XXI века»...

Итоговая диагностическая работа 3 класс по программе "Школа России"

Данная работа включает в себя задания по всем изученным темам по математике в 3 классе....

Диагностическая работа 2 класс "Определение финансовой и математической грамотности"

Диагностическая работа 2 класс "Определение финансовой и математической грамотности"...

Диагностическая работа 4 класс "Креативное мышление"

Диагностическая работа 4 класс "Креативное мышление"...

Мастер-класс по развитию креативного мышления

Мастер-класс по развитию креативного мышления...