Родительское собрание
план-конспект занятия (2 класс)

Золотарёва Анна Александровна

Планк-конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Воспитание без насилия и жестокости»

Цель:  побуждение родителей к  тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми, и убедить  их во вреде насилия над детьми.

Задачи: 

- расширить знания родителей о возрастных особенностях детей 8-9 лет;

- формировать чувство ответственности за будущее ребенка;

-повышать педагогическую культуру родителей, пополнять их знания по вопросам воспитания ребенка в семье и школе.

Планируемый воспитательный результат:
-  воспитание ответственности за ребенка и его будущее.
Оборудование: презентация, видеоролики.

Ход родительского собрания

Структурные компоненты родительского собрания

Время

Деятельность Классного руководителя

Деятельность родителей

  1. Орг. Момент

  1. Основная часть

  1. Итоги

2 мин.

7-8 мин.

- Сегодняшнее собрание разрешите мне начать словами известного педагога Антона Семеновича Макаренко:

«Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

- Сегодня мы с вами обсудим проблему существования жестокости с детьми, поговорим о том, как уберечь себя от этого.

-Для начала, я предлагаю вам узнать, какой он – ребенок 8-9 лет, и сейчас я вас ознакомлю с возрастными особенностями детей 8-9 лет.

(Классный руководитель зачитывает материал по возрастным особенностям и раздает памятки родителям)

Возрастные особенности ребенка 8-9 лет.

Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Этому необходимо детей учить. Задача родителей – научить рациональным приемам использования своего времени, так чтобы хватало времени на учебу и на отдых.

Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. Вот почему родителям необходимо создать условия для того, чтобы в домашней трудовой деятельности находили отражение, применялись те знания, умения и навыки, которые приобретаются в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и раскроет на практике необходимость и полезность знаний, получаемых в школе.

Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).

В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне надоел», «глаза б мои тебя не видели», «я тебя не люблю»).

Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.

Родителям необходимо стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у ребенка все виды интеллектуальной деятельности.

Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей. Влияет на это и уровень ожиданий родителей. Этот уровень может быть завышенным, и тогда ребенку будет трудно соответствовать этим требованиям. Но встречается и другая крайность, когда родители недооценивают своего ребенка, в таком случае он тоже перестает верить в свои возможности.

Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности.

- Уважаемые родители, на этом у меня все, задайте вопросы.

- Конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям  наказание должно быть  серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. Тонкий момент заключается в том, что иногда просто нет другого выхода — ребёнок не понимает слов. Бывают ситуации, в которых требуется серьезное внушение, шоковая терапия — с помощью физического наказания. Но это не должно перейти в регулярное рукоприкладство…

(ситуации для родителей)

Сейчас вам нужно разделиться на 4 группы. Каждой группе я выдам ситуацию, после которой написаны вопросы к данной ситуации. После того, как вы в группе обсудите вопросы, зачитаете свою ситуацию и вопросы к ней и ответите на них. (ситуации для родителей)

  1. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»
  • Как родителям реагировать на такие слова? (есть много способов. Одним из способов считается  отпустить ребенка, отдав ему документы. Часть детей после этого больше не заводят таких разговоров, но это не подходит ко всем детям. Также, одним из способов является сменить наказание.)
  • Как избежать «побега» ребенка к бабушке?( Беседа с ребенком о
  • Как в следующий раз родителям наказывать ребенка? ( Например, запретить гулять с друзьями определенное время, или играть в компьютер, зависит от ребенка)
  1. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены. Последовало наказание за провинность.

  • Как вы думайте, почему изменилось поведение ребенка? ( из-за невнимания к старшему ребенку)
  • Почему ребенок не хочет водиться с младшим ребенком? ( это особая форма привлечения внимания)
  • Как исправить ситуацию? (уделять время как младшему, так и старшему ребенка)

   3.  В семье наряжали елку. Игорь и его старшая сестра Света трудились с великой радостью. Вдруг мальчик уронил красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, он стоял и плакал. Света не выдержала и вступилась за брата:

- Мама, разве можно из-за игрушки так ругать Игоря?

- Не твоё дело, своих детей будешь воспитывать, тогда поймёшь! — прервала она дочь и выставила Игоря в коридор.

  • Почему мама накричала на сына? ( Ей было жалко игрушку, возможно это случается не первый раз)
  • Кто в данной ситуации прав? ( Света, так как Игорь помогая родителям, случайно уронил игрушку)
  • Нужно ли наказывать ребенка? Если да, то как? (нет, если да, то не давать ребенку украшать елку)
  1.  Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити? (выяснить, почему так случилось, и виновен ли вообще мальчик)
  • Нужно ли наказывать ребенка? Если да, то как? (нет, если да, то снять с него поручение ходить за молоком)

- Помните, если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение.  Вы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает  у ребенка агрессивность. Уважаемые родители, на этом у меня все, задайте вопросы.

-Хочу представить вам результаты анкеты, которую вы недавно заполнили.

В анкете приняло участие 15 родителей(14 мам и 1 бабушка).

Результаты таковы:

33, 3% мам предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения. Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

66,6% мам исповедуют  типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не нужно забывать, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

        1. Необходимо помнить, что воспитание – это всегда отношения. Поэтому усилия нужно направлять не только на ребенка или себя, но и на взаимоотношения с ребенком.

2. Важно принимать ребенка таким, какой он есть.

3. Обязательно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – терпение и время, особенно в кризисные периоды жизни, среди которых особо выделяется подростковый возраст.

4. Просьба – лучшая форма делового общения с детьми.

5. Основной принцип семейного воспитания – не подчинение, а сотрудничество в области общих целей.

6. Основная потребность ребенка – это потребность в безопасности, которую может обеспечить, прежде всего, семья.

7. Реализуя семейное воспитание, необходимо гармоничные условия в семье.

8. Главное условие семейного воспитания – атмосфера доброжелательности, искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах детей, их заинтересованность; наличие позитивных эмоций.

9. Важно помнить, что культуру чувств можно воспитывать.

10. Для ребенка необходима свобода, самостоятельность, независимость, его вера в свой успех.

11. В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. К ним относятся:

болезнь или какое-либо недомогание;

время приема пищи, время после сна или перед сном, во время игры, во время работы;

сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;

когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;

когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – то есть во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, родителям непонятны;

когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

14. Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.  

-  Уважаемые родители, на этом у меня все, задайте вопросы.

- Сейчас предлагаю вам просмотреть видео.

(Просмотр ролика «Синий кит»)

- Группа смерти «Синий кит», как вы уже поняли не одна в своём роде. Недавно появилась ещё одна игра смерти, которая называется «Беги или умри»… Детям в смс приходит предложение поучаствовать в эстафете, перебежать через дорогу на запретный свет. Их настолько охватывает азарт, что они это выполняют.  Зачастую, участниками групп смерти, становятся дети, которым не хватает родительского внимания и заботы, которые считают себя брошенными.

Недавно, меня поразил ролик в интернете, где девочка выполняет задание видеоблогера-выпивает клей ПВА, и всё это она записывает на видео, которое набрало не малое количество лайков в сети Интернет. А знаете ли вы, чем занимаются ваши дети в безграничных просторах сети интернет?

Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – интернет-зависимости.

Главное помнить: Ваша задача распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и установить пределы на пользование Интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут вашего сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.

Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно. Уважаемые родители, на этом у меня все, задайте вопросы.

 («Научу за 5 минут»)

И последнее о чем я хочу вам рассказать это о том, как можно организовать свободное время ребенка.

Учеба в школе является основным видом деятельности ребенка. Однако, помимо учебы у школьника должно быть увлечение, которому он может посвящать свое свободное время, не тратя его впустую. Наличие хобби у ребенка способствует его всестороннему развитию, обучает самостоятельности и ответственности. И кто знает, может быть, увлечение ребенка перерастет в его будущую профессию?

Так чем же заинтересовать школьника? На этот вопрос можно дать совсем разные ответы: записать ребенка на различные кружки, секции, дополнительное образование, в художественную школу, музыкальную школу.

А вы когда-нибудь, задумывались о том, что ребенка можно заинтересовать самым простым делом. Например, все чаще стали популярны, такие мастер классы как «научу за 5 минут».

Сегодня я хочу вам показать, что можно сделать за 5 минут для того, что бы заинтересовать ребенка полезным делом и для того, что бы ребенок меньше сидел в интернете и играл в электронные игры.

Сейчас я предлагаю вам взять, листки, которые вам раздали, в руки,  и мы выполним вот такую рыбку как на слайде, для экономия времени я вырезала ровные прямоугольники. Для начала нам необходимо вырезать лицо рыбки, для этого складываем прямоугольник по горизонтали пополам, с одной стороны вырезаем лицо, а с другой хвостик, затем формируем хвост, соединяем полоски. Вот и наша рыбка готова, рисуем глазик.

Можно сделать следующие забавные подделки с ребенком всего за 5 минут,  зайчика из салфеток, зайчика из одноразовых тарелочек. Данного зайчика можно использовать как для хранения мелких детали, конфет, ручек, карандашей.

Данный барашек выполняется из овала, вырезанного из картона, двух прищепок и ватных палочек, и круга для лица.

Петушок выполняется из одноразовой ложки и ватного диска, и бумаги для декора глаз и гребешка. Данные подделки можно использовать для декора дома в праздничные дни, а так же во время игры, подделки из ложек можно организовать кукольный театр.

Кала выполняется так же очень просто, берем маленький кусочек ткани, жёлтого цвета и из бумаги вырезаем сердце и формируем цветок как в инструкции.

Цыплята делаются из картона и желтых ниток, глазки можно наклеить из бумаги или купить специальные наклейки.

Сейчас я продемонстрирую,как из полотенец можно сделать игрушки, детям очень нравится. Они используют данные игрушки как в игре, как оригинальный подарок.

Складываем зайчика, нам потребуется квадратное полотенце или салфетка, кладем полотенце изнаночной стороной перед собой, нижний угол накладываем к верхнему, но делаем немного отступ, затем нижнею часть скручиваем до уголков. Затем полученный валик складываем пополам, так что бы у нас получилось лицо зайчика, закрепляем резинкой. Затем делаем лапки, концы пронизываем под резинку и формируем лапки. Наклеиваем глазки и нос. Вот такой получился зайчик.

Теперь я вам покажу, как делается медвежонок. Нам потребуется 3 резинки и прямоугольное полотенце. Так же кладем изнаночной стороной полотенце перед собой. Сторону с правой стороны накладываем до середины полотенца. Затем с обеих сторон закручиваем полотенце до середины. Так у нас получается два валика. Затем сторону, которая тоньше, накладываем, вращающим движением, на сторону, которая толще. Формируем лицо, и закрепляем резинкой, формируем ушки. Наклеиваем глазки и носик. Вот так получился медвежонок.

Вот такими способами можно развлечь ребенка, для того чтобы он был увлечен интересным и полезным делом.

Порка, затрещина, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества.  Они преподают ребенку урок насилия; нарушают безусловную уверенность в том, что он любим; они рождают в ребенке тревогу, ожидание следующего удара; они вызывают гнев и желание отомстить, которое становится вытесненным и проявляется немного позже; они приучают принять на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию; они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир. Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие слезы такого «воспитания». Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относится друг к другу. Искать компромиссы.

- А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...

 «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”…  Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной.    В завершении нашей встречи я хочу раздать вам памятки с дополнительной информацией, которая я уверена, вызвала бы у вас размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому. На этом у нас все, задайте вопросы, которые вас интересуют.

- Мы желаем вам удачи в таком нелегком деле, как воспитание.

(видео «Обнимите покрепче их…»)

Родители рассаживаются за парты.

Приветствуют студентов-практикантов.

Слушают.

Принимают памятки.

Принимают участие в обсуждении.

Слушают.

Принимают участие в разборе ситуаций.

Слушают.

Смотрят видеоролик.

Слушают.

Смотрят.

Принимают участие в создании игрушек.

Слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...