Сообщение по теме «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»
статья (4 класс)

Cущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnoe_obuchenie_rmo_2019.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №10

Сообщение на РМО по теме «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»

Подготовила:

учитель начальных классов

 МБОУ Гимназии №10

Паршина Валентина Сергеевна

28 февраля 2019


Проблемы  обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.

Обучение и воспитание – целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного опыта, организатором усвоения которого является, прежде всего, учитель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека.

Современный педагогический подход нацеливает на предварительное проектирование образовательного процесса, в центр внимания ставит учебно-познавательную деятельность самого ученика, диагностичность целеобразования и объективного контроля (самоконтроля) результатов, целостность всего образовательного процесса. Показателем высокого уровня развития  учебно-познавательной деятельности ученика является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Такая деятельность наилучшим образом реализуется через технологию модульного обучения.

         Таким образом,  сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

 Самое важное в построении модулей – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация и.т.д.

 В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей.

Вводить модули следует со второго класса, или с того времени, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание модулей. Пока дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения).

Алгоритм уроков чтения

Модуль 1

Подготовка к проверке домашнего задания

  1. Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
  2. Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
  3. Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
  4. Оцени себя, выслушай оценку товарища.

Модуль 2

Разминка

1.        Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».

2.        Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).

Модуль 3

Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»

  1. Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
  2. Ответь на вопросы к тексту.
  3. обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
  4. Прими участие в общем обсуждении.

Модуль 4

  1. Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения
  2. Чтение за диктором (вполголоса).
  3. Чтение под ритмичный стук.
  4. Чтение с отрывом взгляда от текста.
  5. Чтение с убыстрением.
  6. Чтение в парах.
  7. Чтение в темпе скороговорки.
  8. Жужжащее чтение.
  9. Чтение про себя, только глазами.

Модуль 5

  1. Правильно ставь ударение.
  2. Соблюдай паузы.
  3. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

Модуль 6

  1. Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).
  2. Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вести
    диалог - используй эмоционально-оценочную лексику.

Модульное чтение дает возможность учителю чередовать индивидуальную и коллективную деятельность учеников, менять состав групп в зависимости от категории задания и цеполагания. Это создает атмосферу сотрудничества, ответственности каждого ученика за свой вклад в решение задач урока.

Положительным является и то, что упрощается и конкретизируется труд учителя при подготовке к уроку. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности через:

- самоанализ, самоцелеполагание,

- самопланирование, самоорганизацию,

- самоконтроль, саморегулирование.

Имея предложенный алгоритм учителю необходимо проявить творчество при выборе модулей или заданий из модулей, целесообразности и оптимальности их применения на определенных этапах образовательного процесса.


Список используемой литературы

  1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе:/ Под ред. П.И. Третьякова. - М. :Новая школа, 2001
  2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика. 2010.- №1. - С. 55 - 60.
  3. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 2009. - 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе

Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных  средств обучения на уроках литературного  чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе

Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных  средств обучения на уроках литературного  чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...

Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе

Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раск...

Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе

В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...