Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности в условиях пандемии
методическая разработка

Железцова Татьяна Владимировна

Обобщение полученного опыта при прохождение курсов "Наставник школьного проекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт450.29 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в условиях пандемии

(Обобщение опыта, полученного при прохождении курсов «Наставник школьного проекта»)

Исследование - это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.

Подготовка исследования

Исследовательская работа учащегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.

Общая схема исследования

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  2. Обоснование актуальности выбранной темы.
  3. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  4. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
  5. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  6. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.
  7. Сбор материала, обобщение полученных данных.
  8. Описание процесса исследования.
  9. Обсуждение результатов исследования.
  10. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  11. Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

 Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов:

1-этап.

Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.

Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Необходимо предложить адреса сайтов, где есть примеры интересных детских работ с краткими т понятными названиями.

Выбирая тему исследования, необходимо руководствоваться несколькими правилами:

  1. тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,
  2. тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),
  3. тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,
  4. тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2.Цель исследования, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому обучающемуся, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования– процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2-этап.

Проведение  исследовательской работы

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории. Для начала можно предложить подборку определенных сайтов

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.

Большую роль играет онлайн - консультирование.

3 этап

Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.

На защите обучающийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

Защита  исследовательской работы

Подготовленная работа должна иметь определенную завершенность и самостоятельность, содержать элементы научного исследования: новые факты и новое освещение уже известных фактов, систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме исследования.

Для научного исследования существуют следующие стандарты представления исследования: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья.  Исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада.

Тезисы – краткое изложение содержания проведенного исследования. Объем тезисов не должен превышать 1-2 страницы печатного текста.

Научная статья– подробное изложение содержания проведенного исследования. Напечатанная работа в сопровождении приложений, иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской  работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Оценка успешности обучающегося в выполнении  

проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у ребенка. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование  ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

http://images.myshared.ru/5/416092/slide_16.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04c4/000b89fb-5a1fc0de/1/img9.jpg

Железцова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания.

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания...

"Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» для 4-го класса

Дети знакомятся с веществами и химическими явлениями в начальной школе. Каждый знает вещества, используемые в быту, полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Постепенно к началу ...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

Данные мтодические рекомендации помогут педагогам организовать исследовательскую деятельность учащихся...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников

Пособие для педагогов начальной школы, дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня раскрывает особенности организации исследовательской деятельности с младшими школьниками....