Рабочая программа кружка "В родных степях раскинулась станица"для 4 класса
рабочая программа

Земцева Евгения Витальевна

Учащиеся не только изучат родной край с различных позиций, но и выполнят проекты в практической части программы, научатся рассказывать о своей малой родине, как маленьком уникальном объекте большой страны, о своих земляках и их вкладе в развитие России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ Мечетинской СОШ

приказ от 28.08.2020 №383

_______________ Л.В.Недоведеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности 

социального направления кружка

  «В донских степях раскинулась станица»

4 класс

учитель: Земцева Евгения Витальевна

на 2020-2021 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа кружка «В донских степях раскинулась станица»

 составлена на основании нормативно - правовых документов:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,от 31.12.2015 № 1576);

- письма Минобрнауки России от12.05.2011№03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-основной образовательной программы НОО МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района на 2019 – 2023 учебные годы (приказ от 30.08.2019 № 426)

 -положения о рабочей программе МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района (приказ от 19.06.2020 № 315)

.         Одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов.

Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы родного края и  Отечества.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
  • углубление знаний учащихся об историческом пути казачества в станице с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать, как можно больше о казачестве, привитие интереса учащихся к казачеству.
  • развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения.
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Новизна программы: учащиеся не только изучат родной край с различных позиций, но и выполнят проекты в практической части программы, научатся рассказывать о своей малой родине, как маленьком уникальном объекте большой страны, о своих земляках и их вкладе в развитие России.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Формы работы:

  • групповая работа, работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  • фронтальная  и индивидуальная работы  –  со всеми обучающимися.

Методы:

  • репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • проблемный 
  • частично-поисковый 
  • объяснительно-иллюстративный
  • проектно- исследовательский.

Место предмета в плане внеурочной деятельности.

В плане внеурочной деятельности 4 классов в рамках социального направления на работу программы кружка  «В донских степях раскинулась станица»

 отводиться по 1 часу в неделю – 34 часа за год.

Программа позволяет варьировать и изменять учебный план в зависимости от уровня подготовки детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы  кружка сформируются:

  • воспитание чувства патриотизма;
  •  потребность в самоотверженном служении на благо Отечества и родного края;
  •  приобщение к опыту культуры казачества;
  •  знакомство с формами традиционного семейного уклада;
  • понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
  • усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира;
  •  формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
  •  потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла;
  • деятельное отношение к труду;
  • ответственность за свои дела и поступки;
  • знание и исполнение казачьих песен, обрядов и праздников.  

Формы контроля

        Проверка усвоения проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, защита проектов.

Условия реализации программы:

     Для успешной реализации образовательной программы используется художественная и методическая литература, иллюстративно-наглядный материал, музыкальные инструменты, карточки с игровыми заданиями, тесты, казачьи костюмы.

Планируемые результаты.

   В процессе изучения программы кружка «В донских степях раскинулась станица»

 могут научиться:

личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
  • объяснять правила поведения в различных ситуациях.
  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
  •  моделировать ситуацию по сохранению природы родного края и ее защите;

 регулятивным универсальным учебным действиямобеспечивающим организацию обучающимися своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к своей собственной деятельности;
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
  •  оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца.

познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
  •  в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  •  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативным универсальным учебным действиямобеспечивающим социальную компетентность,  

  • учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
  •  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе.

Содержание программы кружка

   Введение (1 час)

   1. «Нет тебя дороже сторона родная» (13часов)

   1. История возникновения станицы Мечётинской (первые поселенцы).  Роль Великого Атамана Платова в возникновении станицы. Строительство станицы. Расположение и история названия районов станицы Мечётинской (Полтава, Рогожа, Масляна, Форштадт). Жизнь, быт, культура мечётинских казаков. Природа родного края. Растительный и животный миры станицы Мечётинской. Растительный и животный мир реки Мечётка. Население станицы. Ими гордится станица. Культура и образование.

Практические занятия:

  Составление кроссворда по теме: «История станицы». Экскурсия в местный музей имени Б.Т. Примерова. Изучение исторических данных возникновения станицы.  Выполнение проекта: «Моя малая Родина» (рисунок, лепка, макет, сочинение, фото-выставка).

Творческое задание:

   Подобрать иллюстрации с изображением станицы в давние времена. Нарисовать рисунки на тему «Какая была станица до моего рождения». Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.

2. Казачье жительство (6 часов)

  Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества.

   Внутренне убранство куреня. Характерные предметы в прихожке, стряпне, горнице. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие. Меблировка комнат. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки, сад – украшение участка Изделия местных промыслов.

  

Практические занятия:

Экскурсия в музеи города Старочеркасска.

  Посещение предприятий, изготавливающих предметы с сохранением донского колорита. Выставка творческих работ учащихся с их обсуждением.

 Выполнение проекта: изготовление макета куреня.

Творческое задание:

   Найти предметы внутреннего убранства казачьего куреня; разыскать старые фотографии, соответствующие тематике понятий; собрать сведения у старожилов о жизни мечётинских казаков.

3. Бабушкин сундук (8 часов)

   Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Появление форменной одежды. Военная одежда местных казаков и  основные элементы форменной одежды.

   Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды.

   Украшения местных казачек в XIX веке. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

Практические занятия:

   Экскурсия в музей станицы Мечетинской (сельский дом культуры) Зарисовка мужского и женского костюма. Проект: «Пошив казачьей одежды для кукол».

Творческое задание:

   Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.

Практические занятия:

   Экскурсии в Храм имени Святого Георгия Победоносца. Станица Мечетинская. Творческое задание:

   Проект: «История местного Храма» Изготовление поделок, рисунки, фотоматериалы, презентации, сочинения.

4.Обряды и праздники  в станице (4 часа)

   Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Обычай новоселья. Рождение детей.

Практические занятия:

   Разработка сценария мероприятия по выбору: «Ярмарка», «Свадьба», «Святки», «Масленица», «Новоселье».

Творческое задание:

   Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов, изготовление декораций к мероприятию.

Проект: составление словаря устаревших слов на казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока).

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема занятия

1

1

Вводное занятие

Знакомство с содержанием и тематикой детей,    самостоятельного    творчества, развития индивидуальности.

«Нет тебя дороже сторона родная» (12 часов)

2

1

История возникновения станицы Мечётинской (первые поселенцы).  

3

1

Роль Великого Атамана Платова в возникновении станицы.

4

1

Строительство станицы.

5

1

Расположение и история названия районов станицы Мечётинской (Полтава, Рогожа, Масляна, Форштадт).

6

1

Жизнь, быт, культура мечётинских казаков.

7

1

Природа родного края.

8

1

Растительный и животный миры станицы Мечётинской.

9

1

Растительный и животный мир реки Мечётка.

10

1

Население станицы.

11

1

Ими гордится станица

12

1

Ими гордится станица.

13

1

Культура и образование.

Казачье жительство (7 часов)

14

1

Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.

15

1

Разнообразие куреней.

16

1

Основной строительный материал.

17

1

Правила строительства.

18

1

Резные украшения постройки.

19

1

Основные мотивы казачьего прикладного искусства.

20

1

Природосообразность казачьего зодчества.

Открываем бабушкин сундук (8 часов)

21

1

Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества.Ее самобытность

22

1

Появление форменной одежды.

23

1

Военная одежда местных казаков и основные элементы форменной одежды.

24

1

Военная одежда местных казаков и основные элементы форменной одежды.

25

1

Женский народный костюм

26

1

Характер и особенности женской одежды.

27

1

Украшения местных казачек в XIX веке.

28

1

Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

Обряды и праздники на Дону (6 часов)

29

1

Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала.

30

1

Новый год.

31

1

Колядки, щедрование, гадания, приметы.

32

1

Проводы зимы, Масленица.

33

1

Обычай новоселья.

34

1

Обычай. Рождение детей.

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

МБОУ Мечетинской СОШ

от 26.08.2020г. № 05

Шатога  Е.Е._____________

СОГЛАСОВАНО

                          Заместитель директора по УВР

МБОУ Мечетинской СОШ

                               ____________ Маркина Т.В.

 27.08.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

Рабочая программа кружка Мы и окружающий мир 1 класс

Рабочая программа кружка Мы и окружающий мир 1 класс...

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

Рабочая программа кружка "Спортивный степ"

Целью данной программы является - физическое развитие детей младшего школьного возраста средствами степ - аэробики; воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела....

Рабочая программа кружка "Родной край"

Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...