РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ» 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Белухина Светлана Ивановна

РАБОЧАЯ программа по КУРСУ «ШАХМАТЫ»

 

Планируемые результаты освоения курса «Шахматы» в 1 классе

 

Личностные результаты освоения программы курса.

·         Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

·         Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·         Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·         Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·         Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты освоения программы курса.

·         Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

·         Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

·         Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять 

·         наиболее эффективные способы достижения результата.

·         Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

·         Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

·         Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

·         Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты освоения программы курса.

Обучающиеся будут знать:

·         шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;

·         названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

·         правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение ходов при записи партии.

·         Обучающиеся должны уметь:

·         правильно помещать шахматную доску между партнерами;

·         правильно расставлять фигуры перед игрой;

·         вести запись партии;

·         разыграть шахматную партию без нарушения правил;

·         рокировать, объявлять шах, ставить мат;

·         решать элементарные задачи на мат в один ход;

·         проводить элементарные комбинации на двойной удар в 1 - 2 хода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_shahmaty.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ»

Планируемые результаты освоения курса «Шахматы» в 1 классе

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять 
  • наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Обучающиеся будут знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, вечный шах, двойной удар;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры, обозначение ходов при записи партии.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • вести запись партии;
  • разыграть шахматную партию без нарушения правил;
  • рокировать, объявлять шах, ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • проводить элементарные комбинации на двойной удар в 1 - 2 хода.

Содержание учебного предмета (33 часа)

В программе первого года обучения предусмотрено 33 урока (1 урок в неделю).

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор делается на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

Программой предусмотрено три занятия на повторение изученного материала и три коррекционных занятия. В конце года ученики проходят итоговый тест, принимают участие в викторине.

Урок 1. Волшебный мир шахмат (1 ч)

Урок 2. Шахматная нотация (2 ч)

Урок 3. Ладья и слон (2 ч)

Урок 4. Нападение и взятие (2 ч)

Урок 5. Пешка (2 ч)

Урок 6. Король (2 ч)

Урок 7.Ферзь (2 ч)

Урок 8. Конь (2 ч)

Урок 9. Ценность фигур (1 ч)

Урок 10 Особые ходы пешки (1 ч)

Урок 11. Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур (1 ч)

Урок 12. Коррекционное занятие (1 ч)

Урок 13. Защита от нападения (1 ч)

Урок 14. Шах и защита от него (2 ч)

Урок 15. Мат (1 ч)

Урок 16. Простейшие матовые конструкции (1 ч)

Урок 17. Пат. Ничья (1 ч)

Урок 18. Повторение: задания на шах, мат и пат (1 ч)

Урок 19. Коррекционное занятие или турнир по шахматам (1 ч)

Урок 20. Особый ход – рокировка (1 ч)

Урок 21. Двойной удар (1 ч)

Урок 22. Мат королем и ферзем (1 ч)

Урок 23. Мат ферзем и ладьей (1 ч)

Урок 24. Мат двумя ладьями (1 ч)

Урок 25. Повторение: матование одинокого короля разными фигурами (1 ч)

Урок 26. Коррекционное занятие или турнир (1 ч) Календарно - тематическое планирование курса «Шахматы» (33 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

Дата

по факту

Волшебный мир шахмат.

1

Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре. Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки. В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь – любит свой цвет, а король – чужой цвет».

02.09 - 04.09

Шахматная нотация.

2

Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля как пересечение вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.

07.09 - 11.09

Ладья и слон.

2

Ладья: как ходит и бьет белые фигуры соперника ладья. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон: как ходит и бьет слон. Чернопольные и белопольные слоны – разноцветные и одноцветные слоны. Диагонали.

14.09 - 18.09

Нападение и взятие.

2

Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем.

21.09 - 25.09

Пешка.

2

Пешка – душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как они называются. Как ходит и бьет пешка.

28.09 - 02.10

Король.

2

Король: как ходит и бьет фигуры противника (незащищенные!) король. Король – самая главная фигура.

05.10 - 09.10

Ферзь

2

Ферзь: как ходит и бьёт ферзь. Ферзь, ладья, слон - дальнобойные фигуры. Ферзь самая сильная фигура.

12.10 - 16.10

Конь.

2

Конь: как ходит и бьёт. Как выглядит фигура (внешнее сходство с настоящими лошадьми) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна.

19.10 - 23.10

Ценность фигур.

1

Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене.

26.10 - 30.10

Особые ходы пешки.

1

Превращения пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идёт в ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же цвета. Взятие на проходе, битое поле.

09.11 - 13.11

Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур.

1

Как ходят и бьют все фигуры и пешка, сравнительная ценность фигур – игра «шахматный базар».

16.11 - 20.11

Коррекционное занятие.

1

Турнир по пешечным шахматам (в игре участвуют только пешки и короли).

23.11 - 27.11

Защита от нападения.

1

Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.

30.11 - 04.12

Шах и защита от него.

2

Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки.

07.12 - 11.12

Мат.

1

Цель шахматной партии. Что такое мат. Отличие мата от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь  и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции.

14.12 - 18.12

Простейшие матовые конструкции.

1

Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзём, которого поддерживают слон, конь, ладья, король и пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления.

21.12 - 25.12

Пат. Ничья.

1

Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша с обеих сторон. Определение пата, чем отличается пат от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов.

11.01 - 15.01

Повторение: задания на шах, мат и пат.

1

Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате. Практический материал для тренировки.

18.01 - 22.01

Коррекционное занятие или турнир по шахматам.

1

Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате.

Турнир для самых сильных.

25.01 - 29.01

Коррекционное занятие или турнир по шахматам.

1

Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате, пате.

Турнир для самых сильных.

01.02 - 05.02

Особый ход – рокировка.

1

Определение и роль рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая и длинная. Как делается рокировка. Когда можно рокироваться. Как записывается ход рокировка.

08.02 - 12.02

Особый ход – рокировка.

1

Определение и роль рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая и длинная. Как делается рокировка. Когда можно рокироваться. Как записывается ход рокировка.

15.02 - 19.02

Двойной удар.

1

Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзём, ладьёй, слоном, пешкой, королём. Самый опасный двойной удар – с нападением на короля соперника.

01.03 - 05.03

Двойной удар.

1

Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзём, ладьёй, слоном, пешкой, королём. Самый опасный двойной удар – с нападением на короля соперника.

08.03 - 13.03

Мат королем и ферзем.

1

Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встречаться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.

15.03 - 19.03

Мат королем и ферзем.

1

Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встречаться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.

01.04 - 02.04

Мат ферзем и ладьей.

1

Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзём и ладьёй. Внимательная игра помогает избежать пата.

05.04 - 09.04

Мат ферзем и ладьей.

1

Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзём и ладьёй. Внимательная игра помогает избежать пата.

12.04 - 16.04

Мат двумя ладьями.

1

Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стеснённом положении короля.

19.04 - 23.04

Мат двумя ладьями.

1

Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стеснённом положении короля.

26.04 - 30.05

Повторение: матование одинокого короля разными фигурами.

1

Повторение различных способов матования короля: ферзём и королём

03.05 - 07.05

Повторение: матование одинокого короля разными фигурами.

1

Повторение различных способов матования короля: ферзём и королём

10.05 - 14.05

Турнир по шахматам.

1

Проведение шахматных партий от начала до конца. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

17.05 - 21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...

Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...

Рабочая программа по курсу "Шахматы"

Рабочая программа по курсу "Шахматы"...

Рабочая программа по курсу "Шахматы" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Шахматы"  Сухов.2 класс...

Рабочая программа по курсу "Шахматы в школе" 2 класс

Содержание курса обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы....

Рабочая программа по курсу "Шахматы"

Рабочая программа по курсу "Шахматы"1-4 классы...