Образовательная программа ДО "Шахматное королевство"
рабочая программа

Никифорова Светлана Владимировна

Образовательная программа ДО "Шахматное королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmatnoe_korolevstvo_2020.docx64.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников»

муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

                     

            ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

от  «___» _______ 2020 г.        

Протокол № _________                      

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

________Абдушахманова Ю.Н.

от «___» __________2020 г.

Приказ № ______

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

"Шахматное королевство"

 физкультурно-спортивной направленности

объединения «Юный шахматист»

Возраст обучающихся: 5 - 12 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Никифорова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

Киргиз-Мияки, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Учебный план        7

Содержание программы        8

Методическое обеспечение        17

Литература        21

Приложение 1. Диагностический материал

Приложение 2. Календарный учебный график

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Шахматное королевство» является дополнительной общеобразовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан;
  •  Положением о дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программахМуниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Новизна. Обучение игре в шахматы и шашки с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы и шашки по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка гроссмейстера не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах шашках, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы и в шашки развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы и шашки, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматное королевство»  позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Контингент. Данная программа рассчитана на детей в возрасте 5-12 лет. В объединении занимаются дети дошкольники и младшего школьного  возраста.

К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний, посещающие общеобразовательную школу.

Наполняемость группы — 10 - 12 человек.

Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

Сроки реализации программы - один год, программа рассчитана на 144 часа.

Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14:

 1 год обучения, 72 часа занятий в течение года – по 2 часа в неделю.

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектульного развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы и шашки.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
  • Научить играть партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
  • Научить решать задачи в 1-2 хода.
  • Научить детей работать самостоятельно.
  • Научить обучающихся планировать свою игру и работу.

Развивающие:

  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
  • Повысить уровень спортивной работоспособности.
  • Развивать интеллектуальные способности.
  • Расширить кругозор ребёнка.
  • Развивать творческое мышление.
  • Формировать познавательную самостоятельность.

Воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

за них.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения по программе обучающиеся

Знают:

  • шахматные, шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, дамка;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
  • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
  • цель игры: мат, пат, ничья;
  • шахматную нотацию;
  • абсолютную и относительную ценность фигур;
  • приёмы и способы матования одинокого короля;
  • историю возникновения шахматной игры;
  • правила игры.

Умеют:

  • записывать шахматную  шашечную партию;
  • проводить комбинации;
  • владеть техникой матования одинокого короля;
  • решать простейшие задачи;
  • записывать партию до 10-го хода.
  • приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
  • повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
  • сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность,    активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы подведения итогов: Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия обучающихся творческого объединения «Шашки и шахматы»в соревнованиях различного ранга.

       Виды текущего, промежуточного и итогового контроля обучающихся: функция текущего контроля реализуется на практических занятиях в виде решения различных этюдов, устного опроса.

- промежуточный контроль реализуется при проведении учебных игровых партий. - итоговым является участие обучающихся в турнирах различного уровня.

В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

2

Шашки

30

15

15

3

Шахматы

38

19

19

4

Текущий контроль успеваемости. Тестирование

1

1

5

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

Итого:

72

35

37

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы

Тема занятия

1,2

Введение. ТБ на занятиях. Древность русских шашек.

Древность русских шашек. Распространение шашек в России. Культурное значение шашек.  Классификационная система.

3,4

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Великие люди и шахматы.  Проникновение шахмат в Европу и в Россию.        

5,6

Понятие о правилах игры.

Сущность шашечной нотации и её значение.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

7,8

Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения. Ознакомление с правилами проведения турнирных соревнований.

9, 10

Практика по шашкам. Упражнения на разбор позиций и усвоение правил.         

11, 12

Практика по шашкам. Разбор позиций и запись партий.

13, 14

Шашечная партия. Три стадии партии. Правило равновесия материальных сил..

15, 16

Позиционное преимущество и материальный перевес. Сила дамки. Расчёт ходов. Значение связок, размеров.

17, 18

Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов. Понятие о позиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов.

19, 20

Превращение пешки, взятие на проходе, игра пешки.

Шахматная доска

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

21, 22

Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки»

Ознакомить практическими приемами  и научить ими пользоваться в процессе игры.

23, 24

Разбор тематических позиций в шашках

Расчёт ходов. Понятие о позиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов.

25, 26

Нахождение дебютных ловушек в шашках. Разбор тематических позиций.

27, 28

Шашки. «роздых», «самообложение»

Продолжать знакомить практическими приемами  и научить ими пользоваться в процессе игры.

29, 30

Разбор тематических позиций. 

Упражнения на расчёт ходов.

31, 32

План игры шашек. Овладение полями. План игры на ослабление пункта.

33, 34

Текущий контроль успеваемости. Тестовое задание.

35, 36

Практика по шахматам. Расстановка фигур.

Знакомство с шахматными фигурами

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

37-38

Практика по шахматам. 

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

39, 40

Упражнения на мат разными фигурами.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

41, 42

Мат в один ход.

Задачи. Мат ферзём. Практика выполнения вечного мата.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

43, 44

Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах.

Относительная ценность фигур.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.

45, 46

Мат лёгкими фигурами. (Практика)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.

47, 48

Конкурс – подвижная игра «Самый, самый…»

49, 50

Практика на освоение маневров, темпах, расчётах.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

51, 52

Практика выполнения двойного удара. Гамбит.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

53, 54

Понятие о тактике и комбинации

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дать понятие о тактике и комбинации.

55, 56

Шахматы. Сочетание идей. (Практика)

        Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

57, 58

Понятие о оппозиции. Маневры.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дать понятие о оппозиции.

59, 60

Скрытое нападение. (скрытый шах)

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дать понятие о скрытом нападении, скрытом шахе.

61, 62

Значение центральных полей доски. Захват полей.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Объяснение значения центральных полей доски.

Упражнения на захват полей.

63, 64

Двойной шах, завлечение, отвлечение.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дать понятие о двойном шахе, завлечении, отвлечении.

65, 66

План игры шашек. Овладение полями.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

67,68

Определение стратегии шахмат.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

69,70

Выбор плана. Центральные поля.         

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения.

Организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Научить строить план игры. Обращение внимания на центральные поля.

71,72

Промежуточная аттестация. Тестовое задание

 Шашки – 30 часов

Виды    шашечных соревнований, правила их проведения

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.

Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки, значение связок, размеров, понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов

Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры.

Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары. Красота комбинаций Практика. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными полями.

Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной. Треугольник А. Петрова, способ М. Голяева. Борьба одной шашки против двух и более.

Практика. Разбор и развертывание с партнерами характерных тематических позиций.

Основные задачи дебюта, «игра Петрова», «игра Филиппова», «обратно - городская партия», «перекресток», «игра Бодянского». Какие шашки развивались в дебюте? Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.

Шахматы (38 часов)

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы. Правила проведения шахматных соревнований.

Правила турнирного поведения. Правила «Тронул - ходи!» Полная и краткая нотация шахматных партий.

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Расстановка фигур.

Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры.

Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами.

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шах), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей

Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных  позициях.

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана централизация. Разбор специально подобранных позиций

Практика.

Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами.

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания Практика. Разбор специально подобранных позиций.

Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором сыгранных партий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются: при знакомстве с шахматными фигурами; при изучении  шахматной доски; при обучении правилам игры; при реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

Участие в турнирах и соревнованиях.        

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шашек и шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Основными разделами курса являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.

В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.

При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера. В начальной школе не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.

Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов и шашистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную и шашечную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Большое значение при изучении этого курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность

Воспитательная работа

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важной задачей образовательной программы «Шахматное королевство».  Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:

Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом обучающихся, кроме этого в занятия включаются физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.

Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.

Условия реализации программы

  • кабинет для занятий;
  • шахматные доски с набором шахматных и шашечных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
  • мешочек из  ткани для игры «Волшебный мешочек»,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • бумага для рисования.

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для педагога

  1. Рети. Р.  Современный учебник шахматной игры: Принципы шахмат.искусства в их ист. развитии. [Пер. с нем.] / Рихард Рети; [Послесл.Л. Абрамова], 3-е изд. -  М.: Физкультура и спорт, 1981.
  2. Отдать, чтобы найти!: [Для сред.шк. возраста] / В. Зак, Я. Длуголенский; [Предисл. М. Таля] Л. : Дет. лит. : Ленингр. отд-ние, 1988.
  3. Теория и практика шахматной игры.учебное пособие для высших учебных заведений. учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Я. Б. Эстрина. - Москва : Высшая школа, 1981.
  4. «Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практическое пособие/Под ред. Б.А. Злотника. –М.: Высшая школа,1990
  5. Губницкий С Б. Полный курс шахмат. – М.: АСТ, 2001.
  6. Адамович В.К. «Позиционные формы борьбы в русских шашках». Москва: «Физкультура и спорт», 1976.
  7. Костьев А.Н. «Учителю о шахматах». - Москва: «Просвещение», 1986.
  8. Ласкер Эмануил «Учебник шахматной игры». – Москва: «Физкультура и спорт», 1980.
  9. Сокольский А.П. «Ваш первых ход». - Москва: «Физкультура и спорт», 1989.

Список литературы для обучающихся

1.Костров В., «Занимательные шахматы, Нескучный учебник» – СПб: «Тригон», 1997.

2. Гик Е.Я. Компьютер за шахматной доской. Спорт в твоей жизни – М. «Просвещение», 1991.

3. Авербах Ю., Путешествие в шахматное королевство. – М.: «Терра-спорт», 2000.

  1. Суэтин А.С., Как играть дебют. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

Интернет-ресурсы

  1. http://chess555.narod.ru/
  2. http://www.crestbook.com/
  3. http://whychess.ru/
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/09/programma-  kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-ya-i-shakhmaty
  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/26/rabochaya-programma-po-shakhmatam    
  2.  http://gigabaza.ru/doc/69975-p2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

КТП и диагностика к программе "Шахматное королевство"

КТП и диагностика к программе "Шахматное королевство"...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Конкурсно-игровая программа "В королевстве Фантазии"

Данный сценарий предназначен для педагогов, для организации досуга детей в неурочное время....