РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Солдатова Ольга Викторовна

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._pr._dop._obraz._2_klass.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании

методического совета школы

Протокол № 5  от 20.12.2013 года

Утверждено

Приказ по школе

№123/1 от 23.12.2013 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для дополнительных образовательных услуг –

групповые консультации по углубленному изучению

образовательной программы  по русскому языку во 2 классе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная школа города Кирсанова

Солдатовой О.В.

Период реализации программы: 10.01.2014 год – 31.05.2014 год

Пояснительная записка

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи программы:

- углубить и расширить приобретаемые на уроках знания;

-расширить лингвистический кругозор;

- воспитывать языковое чутьё;

-повышать общую языковую культуру;

-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

-выявлять  одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
    образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  3. примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки  России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;

        приказ МБОУ ООШ  от   28.08.2013   года №  75/1 «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа:

   Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной  Л. Ф. Климановой по предмету «Русский язык» для 2 класса, учебно–методического комплекта для начальной школы «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Программа по русскому языку  формирует коммуникативные компетенции учащихся- развивает устную и письменную речь, побуждает узнавать нечто новое о русском языке, развивает самостоятельность и творческую инициативность;

позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование: из программы взяты лишь отдельные темы курса с целью углубленного изучения.

Определение места и роли консультаций.

 Обучающиеся  получат  возможность  углубить  свои  знания в области русского языка.

Информация о количестве часов: программа рассчитана на 20 часов.

Формы организации образовательного процесса:

урок- практикум

урок- исследование

урок- тест

урок-игра

урок-конкус

урок-творческая мастерская

Технологии обучения.

  1. Технология  разноуровне вого  обучения.
  2. Развивающее обучение.
  3. Технология обучения в сотрудничестве.
  4. Коммуникативная технология.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом содержит проблемную задачу. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

ценностно- смысловые

общекультурные

учебно- познавательные

информационные

коммуникативные

компетенции личностного самосовершенствования

Виды и формы контроля: тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.

Методы и формы организации занятий.

Формы  и методы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия.

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.

На занятиях проходит:

комплексная работа с текстом,

« самодиктанты»,

« лексические разминки»,

«коммуникативные и игровые ситуации»,

различные виды диктантов,

мини-изложения и мини – сочинения.

В каждом занятии прослеживаются три части:

1. игровая

2. теоретическая

3. практическая

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада,  тест, где проверяются знания учащихся.

Формы аттестации достижений учащихся.

- текущая успеваемость;

- практические работы, зачёты, контрольные работы;

- предметные олимпиады;

- зачёты;

- тесты;

- итоговые контрольные работы;

- годовой мониторинг

 

В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

        Раздел «Фонетика»  предусматривает выработку у учащихся фонематических навыков  и  умений в тесной связи с навыками и умениями по другим аспектам языка. Фонематический материал органически включается в лексический материал, связанный, в свою очередь, с изучением определённых грамматических норм. У учащихся накапливаются знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, ударных и безударных и т.д. В разделе используются  загадки, шарады, проблемные задания.

        Раздел «Морфемика» (словообразование) расширит и углубит представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Учащиеся  познакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

        Раздел  «Орфография» обогатит словарный запас, разовьёт внимание, память. В программе  предусмотрено усвоение объёма знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения.  Раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире  познакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

        Раздел «Развитие речи» В данном разделе учащиеся научатся различать устные и письменные формы общения, составлять предложения на заданную тему,  составлять тексты разных типов и стилей ,правильно оформлять их на письме и в устной речи.

        Раздел «Лексика» углубляет  и расширяет знания о слове как части речи, о связи слов в словосочетании, о простом предложении, расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учащиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

        Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

Содержание программы (20 часов)

Фонетика – 2 часа. 

Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Понимать: преимущества звуко-буквенного письма ; понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого и непроверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных.

Уметь: объяснять случаи расхождения в написании и произношении при подаче звуков в слабых позициях.

Применять: орфографический и орфоэпический словари.

Морфемика (словообразование )- 3 часа.

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Знать/понимать: принцип единообразного написания морфем.

Уметь: составлять слова с предложенными морфемами.

Применять: правильно употреблять окончание в устной и письменной речи.

Орфография – 5 часов.

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Знать/понимать: правила русской орфографии.

Уметь: безошибочно списывать текст объёмом 50-60 слов,

писать под диктовку тексты объёмом 50- 60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Применять: правила правописания( в объёме содержания курса) в письменных работах.

Морфология - 3 часа.

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Знать/понимать: грамматическую общность слов,  относящихся к определённым частям речи.

Уметь: определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам.

Применять:  уметь применять в устной и письменной речи прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы.

Развитие речи- 4 часа

Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте. Деление текста на части.Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог.Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

Знать понимать: виды текстов, самостоятельно озаглавливать тексты, составлять планы, создавать тексты по предложенному заголовку.

Уметь: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста, пересказывать текст от другого лица, составлять рассказ на определённую тему.

Применять:  в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении(sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Лексика - 3часа.

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Знать/понимать: принцип возникновения нескольких значений у одного слова, различать омонимы и многозначные слова.

Уметь: подбирать антонимы к словам разных частей речи, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае.

Применять: выразительные возможности фразеологических оборотов

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны:

Знать/понимать.

 Термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, эпитет.

                               

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи(имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

Главные члены предложения.

Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательн ых. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.

-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;

-выполнять фонетический разбор слова;

-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;

-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.

Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарём;

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Календарно- тематическое планирование.

(20 часов)

Тема занятия.

Дата по плану

        Дата по факту

 1.

ФОНЕТИКА -2 ч

Волшебная страна “Фонетика”.

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания.

15 01      

15.01

 2.

Звонкие и глухие “двойняшки”.

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.

 Звуковая культура речи.

2 2.01      

22.01

3. 

МОРФЕМИКА-3ч

В глубь веков на Машине времени.

Отличие словообразовательного анализа от разбора слова по составу.

29.01        

29.01

 4.

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

5.02          

5.02

5

Занимательное словообразование.

Откуда пришли наши имена.

12.02

12.02

 6.

ОРФОГРАФИЯ -5 ч

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

19.02            

19.02

 7.

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

26.02          

26.02

8. 

Звонкие и глухие «двойняшки».  (парные согласные на конце слов и в середине слова)

5.03          

5.03

 9.

Орфографические словари. Секреты орфографии.

12.03          

12.03

 10.

 Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

19.03          

19.03

 11.

МОРФОЛОГИЯ-3ч        Существительные- слова с предметным значением.

2.04

2.04

 12.

Прилагательные – слова называющие признаки.

Дружба имени существительного с прилагательным.

9.04

9.04

 13.

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

16.04

16.04

 14.

ЛЕКСИКА -3ч 

Антонимы . Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

23.04

23.04

 15.

 Синонимы.

Новые слова в русском языке.

30.04

30.04

 16.

Омонимы. Определение значения слов с помощью толкового словаря.

Крылатые слова и выражения.

7.05

7.05

 17.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ-4ч

Что  такое текст. Тема и основная мысль текста. Опорные слова.Связь между предложениями в тексте.

14.05

14.05

 18.

Деление текста на части.

Редактирование текста.

21.05

21.05

 19

Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог.

28.05

28.05

 20

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

29.05

29.05

Список литературы

  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.:  1963 г.
  2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
  5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
  6. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  8. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  10. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
  11. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  16. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  17. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
  18. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  19. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
  20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.