Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге
рабочая программа

Дубровина Марина Борисовна

Данную рабочую программу можно использовать для проведения занятий  по подготовке к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvivayka_2017-2018_god.docx51.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 322 ОДО

Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Рассмотрено                                   Принято                                                Утверждаю

Руководитель                                 Протокол педагогического       Директор ГБОУ СОШ № 322

методического                               совета №                                     Фрунзенского района

объединения учителей                                                                       Е.Н. Лебедева

начальных классов

_________/__________                 _________/__________             _________/__________

Протокол №                                                                                       Приказ №  

От «____» _______2017г             От «____» _______2017г           От «____» _______2017г            

 

                                                                                                             

                                                                                     

                                                                       

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ

Направление: подготовка к школе

Наименование программы «Развивай-ка»

для дошкольников старшего возраста (6-7лет)

на 2017-2018 учебный год

                                                         Составитель программы:

                                                                 Дубровина Марина Борисовна

2017 год

Санкт- Петербург

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Развивай-ка» для детей старшего дошкольного возраста составлена на основании следующих   нормативно-правовых документов:   

1. Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»

2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
   образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки  
   Российской Федерации от « 17» октября 2013 г. № 1155(с последующими  
   изменениями).

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к  
   устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

    образовательных  организаций» (Постановление Главного государственного  
   санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 зарегистрировано в Минюсте

    России 29 мая 2013 год.рег. № 28564);

4. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт - Петербурга

    № 1250-р от 06. 08. 2008 г. «Об утверждении Порядка организации  
   образовательной деятельности ОУ – гимназий и лицеев Санкт – Петербурга»  
   распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт –Петербурга

    № 468-р от 23. 03. 2009 года.

5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных

    требованиях к программам дополнительного образования детей»

Программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. и адаптирована к условиям ОУ.

Направленность программы

Программа «Развивай-ка» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность программы «Развивай-ка» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

Новизна образовательной программы «Развивай-ка» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.

Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

 Педагогическая целесообразность программы

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Программа рассчитана на детей 6-7 летнего возраста

Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению,

осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы - пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.

Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Цель программы:

всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Задачи программы:

образовательные:

обеспечить разностороннюю подготовку детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: обучение грамоте, формирование элементарных математических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.

развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать основные психические процессы;

- Развивать координацию движений, произвольную регуляции поведения,  
- формировать умения работать в группе.

- развитие инициативности и самостоятельности как важных условий  
 последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность

воспитательные:

- формировать социальные черты личности будущего первоклассника,
 необходимых для благополучной адаптации к школе;

- укреплять эмоционально-положительный настрой ребенка к школе,  
 желания учиться.

Основными принципами подготовки к обучению являются:  

  • единство развития, обучения и воспитания;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;  
  • комплексный подход;  
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность и вариантность;
  • сознательность и творческая активность;
  • наглядность;
  • доступность и достаточность.

Программой предусмотрено применение следующих методов обучения:

  1. Словесные.

Применяются все общедидактические разновидности методов использования слова - словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и педагогом; повторение;  объяснение;  указание;  словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.

  1. Наглядные (показ игрушек, картинок, иллюстраций, действий) - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
  2. Практические. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Игровые методы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала.

Отличительные особенности программы

Программа разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.

Программа «Школа России» доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах.

Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.

Образовательная область

Программа «Преемственность»

Комплект «Школа России»

Филология

Федосова Н. А. «От слова к букве»

Горецкий В. Г. и др. «Русская азбука»

Математика и информатика

Волкова С. И. «Математические ступеньки»

Моро М. И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика»

Формы проведения и организация занятий.

Форма организации занятий – групповая

Форма проведения занятий – учебное занятие, игровое занятие, занятие – путешествие, экскурсия, открытое занятие.

                  Условия реализации программы

                  Для успешной реализации программы формируется группа для детей старшего дошкольного возраста 6- 7лет.

 

                 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия (по 30 минут)  

             

Год обучения

Количественный состав

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

15

4

144

Общая характеристика программы

 Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: совершенствование и развитие устной речи и графических навыков, введение в математику.

Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения.

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса.

Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении.

В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир.

Таким образом, во время работы дополнительной образовательной услуги, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Программа состоит из 2 разделов:

п/п

Название

Количество занятий в неделю

Количество занятий в учебном году

1

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

2

72

2

«Введение в математику»

2

72

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» представлен программой «От слова к букве» (автор -  Н.А. Федосова) и нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.

                  Учебно - тематическое планирование

                 

№ п/п                             Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Добуквенный период

6

2

4

2

Буквенный период

46

10

36

3

Итоговое занятие

1

-

1

4

Резервное занятие

19

-

19

ИТОГО

72

12

60

       

(Академический час - 45 мин. По нормам САНПИНа продолжительность занятий у детей 6-7 лет 30 мин)

                   Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Дата

1

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.  

18.09

2

Понятие предложения. Схема предложения.  

20.09

3

Составление предложений по схеме.  

25.09

4

Слог. Деление слов на слоги.  

27.09

5

Ударение. Ударный и безударный слоги.

02.10

6

Закрепление пройденного (занятие-путешествие)

04.10

7

Понятие буквы и звука.

09.10

8

Гласные и согласные звуки. Образование слога.

11.10

9

Буква и звук а. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

16.10

10

Буква и звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами

18.10

11

Буква и звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами

23.10

12

Буква и звук и. Чтение слогов и слов с изученными буквами

25.10

13

Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами

08.11

14

Буква и звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами

13.11

15

Закрепление пройденного материала (занятие - игра)

15.11

16

Буква н, звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

20.11

17

Твердые и мягкие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами

22.11

18

 Буква р, звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

27.11

19

Буква л, звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

29.11

20

Буква м, звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

04.12

21

Звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами

06.12

22

Буква п, звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

11.12

23

Буква б, звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

13.12

24

 Буква т, звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

18.12

25

Буква д, звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

20.12

26

Буква к, звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

25.12

27

Моя первая книга (экскурсия в школьную библиотеку)

27.12

28

Буква г, звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

15.01

29

Буква в, звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

17.01

30

Буква ф, звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

22.01

31

Буква з, звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

24.01

32

Буква с, звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

29.01

33

 Буква ж, звук ж. Чтение слогов и слов с изученными буквами

31.01

34

Буква ш, звук ш. Чтение слогов и слов с изученными буквами

05.02

35

Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами

07.02

36

Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами

12.02

37

Буква й, звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

14.02

38

Буква й, звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

19.02

39

Буква х, звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами

21.02

40

Буква ч, звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами

26.02

41

Буква щ, звук щ’. Чтение слогов и слов с изученными буквами

28.02

42

Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами

05.03

43

Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами

07.03

44

Гласная буква «я». Чтение слогов и слов с изученными буквами

12.03

45

Буква «я», обозначающая два звука [й, а]

14.03

46

Гласная буква «ё». Чтение слогов и слов с изученными буквами

19.03

47

Буква «ё», обозначающая два звука [й, о]

21.03

48

Праздник детской книги (занятие –игра)

02.04

49

Гласная буква «е». Чтение слогов и слов с изученными буквами

04.04

50

Гласная буква «ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами

09 04

51

Буква «ю», обозначающая два звука [й, у]

11.04

52

Алфавит. Звуки и буквы.

16.04

53

Игра «Путешествие в стране букв»

18.04

54

Резервное занятие

23.04

55

Резервное занятие

25. 04

56

Резервное занятие

30.04

57-72

Резервное время

                   

             Содержание программы занятий

          Практика

Теория

  1. Добуквенный период

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Вычленение ударного слога.

Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова.

Учить называть слова с заданным слогом

Составление предложения с использованием «живой модели».

Знакомство с понятиями: «Предложение», «Слог», «Ударение», «Звук»

 Знакомство с гласными и согласными звуками.

  1. Буквенный период

Ознакомление со всеми буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Чтение йотированных гласных.

Обучение словоизменению.

Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Развитие связной речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем.

Введение понятий: «Буква»,  «Твердые и мягкие согласные», «Звонкие и глухие согласные»

  1. Итоговое занятие

Игра «Путешествие в стране букв»

По окончанию обучения дошкольники будут:

 Знать:

- отличие буквы от звука;

- конфигурацию печатных букв;

- назначение прописной и строчной буквы;

 - отличие прописных букв от печатных.

Уметь:

 -  правильно произносить все звуки;

 - отчетливо и ясно произносить слова;

 - выделять из слов звуки;

 - находить слова с определенным звуком;

 - определять место звука в слове;

 - соблюдать орфоэпические нормы произношения;

 - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

 - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

 - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным  
  иллюстрациям;

- ориентироваться на странице тетради;

-  перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа
  налево и т.д;

- печатать буквы;

- отличать заглавные и строчные буквы;

- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре.

                  Овладеют навыками:  

                   - слогового чтения;

                   - правильного произношения отдельных звуков;

                   - связной речи (логичность, последовательность).

                   - улучшат свой фонематический слух и восприятие;

                   - улучшат лексико-грамматический строй речи;

«Введение в математику»

           

Раздел «Введение в математику» представлен программой «Математические ступеньки» (автор - Волкова С. И.)

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

               

            Учебно - тематическое планирование

                 

№ п/п                             Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

12

2

10

2

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. Единицы измерения. Монеты.

38

8

30

3

Итоговое занятие

1

-

1

4

Резервное занятие

21

-

21

ИТОГО

72

10

62

       

(Академический час - 45 мин. По нормам САНПИНа продолжительность занятий у детей 6 -7 лет 30 мин)

                   Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Дата

1

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа)  Признаки предметов

18.09

2

Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

20.09

3

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

25.09

4

Ориентация на плоскости: слева, справа.

27.09

5

Длина. Длиннее – короче.

02.10

6

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.  

04.10

7

Закрепление пройденного материала.  

09.10

8

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.  

11.10

9

Прямоугольник, квадрат

16.10

10

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

18.10

11

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.  

23.10

12

Закрепление пройденного материала.

25.10

13

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

08.11

14

Монеты 1 копейка и 1 рубль.

13.11

15

Число и цифра 2. Понятие «пара».

15.11

16

Соседи числа 2. Монета 2 рубля.

20.11

17

Число и цифра 3. Состав числа 3.

22.11

18

Счёт прямой и обратный. Соседи числа 3.

27.11

19

Число и цифра 4. Состав числа 4.

29.11

20

Представления о точке, линии, отрезке.

04.12

21

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

06.12

22

Число и цифра 0.

11.12

23

Замкнутые и незамкнутые линии.

13.12

24

Число и цифра 5. Состав числа 5.

18.12

25

Понятие «равенство». Знак «=».  

20.12

26

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +.

25.12

27

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +.

27.12

28

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -.

15.01

29

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -.

17.01

30

Закрепление пройденного материала.  

22.01

31

Представления об углах.

24.01

32

Число 6 и цифра 6. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 6.

29.01

33

Число 7 и цифра 7. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 7.

31.01

34

Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

05.02

35

Число 8 и цифра 8. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 8.

07.02

36

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

12.02

37

Число 9 и цифра 9. Состав числа 9. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 9.

14.02

38

Составление и запись примеров на сложение

19.02

39

Составление и запись примеров на вычитание.

21.02

40

Закрепление пройденного материала.

26.02

41

Число 10 и цифра 10. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 10.

28.02

42

Монеты 10 копеек и 5, 10 рублей.

05.03

43

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

07.03

44

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

12.03

45

Составление и решение простых задач

14.03

46

Составление и решение простых задач

19.03

47

Деление на группы по нескольким признакам.

21.03

48

Соотнесение картинки и её фрагментов.

02.04

49

Рисование внутри геометрических фигур

04.04

50

Рисование внутри геометрических фигур

09 04

51

Итоговое занятие «В гостях у королевы математики»

11.04

52

Резервное занятие

16.04

53

Резервное занятие

18.04

54

Резервное занятие

23.04

55

Резервное занятие

25. 04

56

Резервное занятие

30.04

57-72

Резервное время

                   

             Содержание программы занятий

          Практика

Теория

  1. Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Определение последовательности «Раньше — позже; вчера, сегодня, завтра.»

 Определение дней недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели.

Определение времен года, их последовательности.

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).

Знакомство с правилами поведения в школе

Введение понятия «Время»

  1. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. Единицы измерения. Монеты.

Счёт предметов.

Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же).

Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Установление связи предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счёт в прямом и обратном порядке.

Определение независимости количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

Счёт десятками.

Обозначение в математике равенства. Знак « = ».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки « + », «-»).

Определение состава чисел первого десятка из двух слагаемых.

Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.

Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Различение геометрических фигур.  Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Построение отрезков с помощью линейки.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Развитие:

внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.);

воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.

Введение понятия «Цифра и число»

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда.

Введение понятия «Десяток»

Введение понятия «Равенство»

Целое и часть.

Задача. Отличие задачи от рассказа.

Простейшие геометрические фигуры

  1. Итоговое занятие

Итоговое занятие «В гостях у королевы математики»

По окончанию обучения дошкольники будут:

Знать:

 - состав чисел первого десятка;

 - как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

 - цифры 0-9, знаки +,-,=;  

 - название текущего месяца, последовательность дней недели;

 - монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

 Уметь:

 - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

 - соотносить цифру с числом предметов;  

 -  пользоваться арифметическими знаками действий;

 - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  - измерять длину предметов с помощью условной меры;

 - составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры
     большего размера;

 - делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

  - проводить наблюдения;  

 -  сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные
     и  несущественные характеристики;

 -  понимать относительность свойств объекта;

 -  делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

 - уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.  

Овладеют навыками:  

- устного счета;

- ориентировки на листке клетчатой бумаги.

            Способы определения результативности:

       

Результативность программы «Развивай-ка» будет определяется по итогам    
    тестирования в конце учебного года, педагогического наблюдения.

Методическое обеспечение

   Для методического обеспечения программы используется  следующий УМК, который состоит из нескольких компонентов: УМК для ребенка и педагога, воспитательный компонент и компонент результативности.

Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» (УМК «Школа России»).

                        УМК для ребенка и педагога:

1. Н. А. Федосова «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ
   (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального
   государственного образовательного стандарта начального образования.  

2. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». -
    М.: Просвещение, 2015 г.

3. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение,
   2015 г.

4. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к
    школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 г.

5. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки  
   детей к  школе. - М.: Просвещение, 2015 г  

6. Наглядный материал:  

- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

- Толковые словари.

- Репродукции картин и художественные фотографии.

- Детские книги разных типов из круга детского чтения.

- Портреты поэтов и писателей.

Воспитательный компонент

               Информационные материалы о дополнительной образовательной услуге:

- материалы на стенде;

- буклеты;

- памятки для родителей

- ведение группы ВК.

Компонент результативности

1.        Анкеты для родителей

2.        Рабочие тетради дошкольников

3.        Тесты для дошкольников.

Материально – техническое обеспечение

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий используются столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, цифр, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов.

Техническое обеспечение программы

Компьютер

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Музыкальные диски

Литература, используемая при составлении программы:

1. Волкова Светлана Ивановна. Художник: Сапогова Е. Н., Савостикова Л. В., Салтыков Михаил Михайлович   Редактор: Иконникова Ю. В. «Математические  ступеньки» рабочая тетрадь. Издательство: Просвещение, 2018 г.

Серия: Преемственность

2. Федосова Нина Алексеевна, Коваленко Евгения Владимировна, Дядюнова Ирина Александровна Редактор: Лаврова Т. В. «Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Серия: Преемственность Издательство: Просвещение, 2017 г.

3. Федосова Н. А., Белова Т. В., Солнцева В. А. Редактор: Лаврова Т. В. «Методические рекомендации к программе «Преемственность»

Издательство: Просвещение, 2012 г. Серия: Преемственность

4.  Федосова Нина Алексеевна Художник: Башлыкова А. В., Ляхович Т. А., Дружинина М. А. Редактор: Лаврова Т. В. «От слова к букве» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: Просвещение, 2017 г. Серия: Преемственность.

Литература для педагога:

1. Волкова Светлана Ивановна. Художник: Сапогова Е. Н., Савостикова Л. В., Салтыков Михаил Михайлович   Редактор: Иконникова Ю. В. «Математические  ступеньки» рабочая тетрадь. Издательство: Просвещение, 2018 г.

Серия: Преемственность

2. Еремина Оксана Ивановна. Художник: Люскин Л. С.

Редактор: Иконникова Ю. В. Рабочая тетрадь «Скоро в школу. 125 заданий на лето» Издательство: Просвещение, 2017 г. Серия: Преемственность

3. Воробьева Т.А. «85 уроков для обучения письму». Издательство: Литера

Год: 2008

4. Жукова О. С. «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению». Астрель- СПб, 2010 год.

5. Рахманова Е.М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.

152 стр.

6. Трофимова Т. С. «Тесты: определение готовности ребенка к школе» . Алмааты, 2007 год

7. Федосова Нина Алексеевна, Коваленко Евгения Владимировна, Дядюнова Ирина Александровна Редактор: Лаврова Т. В. «Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Серия: Преемственность Издательство: Просвещение, 2017 г.

8. Федосова Н. А., Белова Т. В., Солнцева В. А. Редактор: Лаврова Т. В. «Методические рекомендации к программе «Преемственность»

Издательство: Просвещение, 2012 г. Серия: Преемственность

9.  Федосова Нина Алексеевна Художник: Башлыкова А. В., Ляхович Т. А., Дружинина М. А. Редактор: Лаврова Т. В. «От слова к букве» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: Просвещение, 2017 г. Серия: Преемственность.

Литература для детей:

1. Воробьева Т.А. «85 уроков для обучения письму». Издательство: Литера

Год: 2008

2. Волкова Светлана Ивановна. Художник: Сапогова Е. Н., Савостикова Л. В., Салтыков Михаил Михайлович   Редактор: Иконникова Ю. В. «Математические  ступеньки» рабочая тетрадь. Издательство: Просвещение, 2018 г.

Серия: Преемственность

3.

4. Федосова Нина Алексеевна Художник: Башлыкова А. В., Ляхович Т. А., Дружинина М. А. Редактор: Лаврова Т. В. «От слова к букве» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: Просвещение, 2017 г. Серия: Преемственность.

Литература для родителей:

1. Жукова Н. С. «Букварь» Художник: Трубицын В., Трубицына Ю.

Редактор: Кондрашова Л. Издательство: Эксмо, 2017 г.

2. Рахманова Е.М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.

152 стр.

3. Узорова О.В. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования» Издательство: АСТ, 2016 г.

Серия: Академия начального образования

Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:

 

1.        www.методцентр.рф – Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения.

2.        www.defectolog.ru – сайт для дефектологов и логопедов.

3.        www.raskrasko.ru – обучающие раскраски на разные темы.

4.        www.raskraska.com – раскраски на разные темы.

5.        www.twirpx.com – рабочие тетради для дошкольников.

6.        www.proshkolu.ru – портал для учителей, содержащий методические материалы.

7.        www.pedmir.ru – сайт практической направленности, содержащий разработки уроков, презентации.

8.        www.defectolog.ru – сайт для логопедов и дефектологов.

9.        www.prozagadki.ru – разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.

10.        www.korogovor.ru – скороговорки на определённую букву.

11.        www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

12.         www.detgazeta.ru – детская газета.

13.         www.cofe.ru – детский сказочный журнал «Почитай-ка».

14.         www.skazochki.narod.ru – сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.

15.         www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг

для дополнительных образовательных услугпо русскому языку в 3 классе...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...