Главные вкладки

    Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
    рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

    Жернова Любовь Михайловна

    Рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pl.rus_._novyy.docx39.82 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 

    Рассмотрено на заседании                                          Утверждено

    методического совета                                                  Приказ по школе

    Протокол № 1 от  29.08. 2014г                                    № 61/3  от  02.08. 2014г

                               

     

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  углубленному изучению образовательной программы по русскому языку

    для  3 класса

                      Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

    Жерновой Любови Михайловны

    Период  реализации программы – 01.09.2014 г. – 30.05.2015 г.

                                               

                                           

                                         

                                                I. Пояснительная записка

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка. В этом случае на помощь приходят дополнительные занятия по углубленному изучению образовательной программы, которые  являются продолжением урока, его дополнением. Программа  курса  составлена  в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного  стандарта   начального  общего образования.

    В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа  данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление углублять и  расширять свои знания, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях  следует  обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

                                     II. Цель и задачи курса.

    Цель курса: углубить у младших школьников знания по русскому языку.

    Задачи курса:

    Обучающие:

    ·  углубить развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    · углубить  знания, умения, навыки  по грамматике  русского языка;

    ·  пробуждать  потребность  у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

    ·  развивать мотивацию к углубленному изучению русского языка;

    ·  углубить развитие  и обогащение словарнного  запаса;

    ·  совершенствовать  общее  языковое  развитие  учащихся;

    ·  углубить и расширить знания  и представления  о литературном языке.

    Воспитывающие:

    ·  воспитывать  культуру  обращения с книгой;

    ·  формировать и развивать  у учащихся разносторонние  интересы, культуру мышления.

    Развивающие:

    ·  приобщать  школьников к самостоятельной  исследовательской  работе;

    ·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

    ·  учить организовывать  личную  и коллективную  деятельность в работе с книгой

     III. Особенности программы

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    • научность;
    • сознательность и активность;
    • наглядность;
    • доступность;
    • связь теории с практикой;
    • индивидуальный подход к учащимся;
    • принцип систематичности в подаче языкового материала;
    • принцип разнообразия форм и видов работы.
    • Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

                                   IV. Формы проведения занятий

    . практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов, ребусов, головоломок

    ·  анализ и просмотр текстов;

    ·  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    . работа в паре взаимоконтроля;

    .практическая, групповая и индивидуальная работа с использованием

    тестов, карточек, диктантов.

    В каждом занятии прослеживаются  две  части:

    ·  теоретическая;

    ·  практическая.

                                   

                               V. Основные методы и технологии

    ·  технология разноуровневого обучения;

    ·  развивающее обучение;

    ·  технология обучения в сотрудничестве;

    ·  коммуникативная технология

    .информационные

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

                                   VI. Планируемые результаты.

    Личностные результаты

    -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -эмпатияумение осознавать и определять эмоции других людей; сочувство-вать другим людям, сопереживать;

    -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к совершенствованию  собственной речи;

    -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

    -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; 

    -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    -самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в  другую (составлять план, таблицу, схему); 

    -пользоваться словарями, справочниками; 

    -осуществлять анализ и синтез; 

    -устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    -владеть монологической и диалогической формами речи. 

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

    -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

    -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

    -задавать вопросы.

    В программе выделено несколько разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

    Содержание программы.

    Раздел «Фонетика»  углубит и расширит у учащихся фонематические навыки  и  умения. Фонематический материал включается в лексический материал, связанный, в свою очередь, с изучением определённых грамматических норм. У учащихся накапливаются знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, ударных и безударных и т.д.

            Раздел «Морфемика» (словообразование) углубит и расширит представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Учащиеся  познакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов.

            Раздел  «Орфография» углубит и расширит  словарный запас, разовьёт внимание, память. В программе  предусмотрено усвоение объёма знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения.  Раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

    Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире  познакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются занимательные правила в стихах, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

            Раздел «Развитие речи» В данном разделе учащиеся научатся различать устные и письменные формы общения, составлять предложения на заданную тему,  составлять тексты разных типов и стилей, правильно оформлять их на письме и в устной речи.

            Раздел «Лексика» углубляет  и расширяет знания о слове как части речи, о связи слов в словосочетании, о простом и сложном предложениях, расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учащиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

            Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

    Календарно-тематическое   планирование.

      

    п/п

               

                   Тема занятия        

    Кол-во

    часов

    Дата

    проведения

    Дата

    Фактического

    проведения

                                                      Фонетика 3 ч.

    1

    Фонетика. Фонетическая транскрипция.

    1

    08.09

    2-3

    Гласные звуки в слабых и сильных позициях.

    2

    15.09-22.09

    Морфемика 8 ч

    4

    Строительная работа морфем.

    1

    29.09.

    5

    Из истории морфем. Что могут сказать суффиксы.

    1

    06.10.

    6-7

    Морфемы. Образование сложных слов.

    2

    13.10.-20.10

    8

    Соединительные гласные в сложных словах.

    1

    27.10

    9

    Подготовка к участию в конкурсе «Я – энциклопедия».

    1

    10.11.

    10-11

    Способы образования слов. (Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный).

    2

    17.11-24.11.

            Орфография 9ч.

    12-13

    Ошибкоопасные места. Слова с двумя безударными гласными в корне.

    2

    01.12.-08.12.

    14

    Сопоставление звуковой и буквенной записи слов отработка действий контроля.

    1

    15.12.

    15

    Углубленное изучение слов с непроверяемыми безударными гласными.

    1

    22.12.

    16

    Секреты орфографии. Орфографический словарь.

    1

    12.01.

    17

    «Опасные» согласные.

    1

    19.01.

    18-19

    Правописание гласных и согласных в различных морфемах.

    2

    26.01.-02.02.

    20

    Подготовка к конкурсу «Лисенок».

    1

    09.02.

                                  Морфология – 4 ч.

    21

    Углубленное изучение служебных частей речи и применение их на практике.

    1

    09.02.

    22-23

    Углубленное изучение имени прилагательного и его связи с существительным.Склонение прилагательных.

    2

    16.02.-24.02.

    24

    Знакомство с временными  формами глагола.

    1

    02.03.

                                                    Лексика 6ч.

    25

    Углубить изучение темы «Лексическое  значение слов».Учиться применять слова в прямом и переносном значении при выполнении тестов и в написании текстов.

    1

    10.03.

    26

    Углубить изучение новых и заимствованных слов в русском языке. Работа со словарями.

    1

    16.03.

    27

    Углубить изучение способов различия омонимов,синонимов, антонимов. Умение применять их в речи.

    1

    20.03.

    28

    Расширить знания учащихся при изучении «Крылатых» слов и выражений. Устаревшие слова.

    1

    06.04.

    29

    Загадки фразеологии. Углубить знакомство с фразеологизмами и фразеологическими   оборота-ми в речи с применением словарей.(Задания тестового характера).

    2

    13.04.

                               Развитие речи 7 ч.

    30-31

    Углубленное изучение различных видов текстов и применение их на практике.

    2

    20.04.-27.04.

    32-34

    Учить различным видам редактирования текста. (Сжатое изложение текста, написание текста от третьего лица и т.д.)

    3

    05.05.-12.05.

    35

    Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

    1

    18.05.

    36

    Олимпиада «Грамотей»

    1

    25.05.

    Основные требования к знаниям и умениям

    учащихся к концу 3-го класса

    Обучающиеся должны знать:

    Термины:фонетика, морфемика,морфология,лексикология,транскрибция,

    словообразование,фразеологизмы, омонимы, синонимы,антонимы.

    Временные формы глагола.
    Названия второстепенных членов предложения.
    Способы образования слов.

    Обучающиеся должны уметь:

    Правильно подчеркивать второстепенные члены предложения.

    Редактировать текст.
    Обозначать на письме предложения с двумя и более грамматическими основами.
    Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

    Находить связь имени прилагательного с именем существительным.
    Определять число, время глаголов.
    Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
    Составлять сжатый рассказ по картинке, писать сочинения-миниатюры.

    Применять алфавит в работе со словарями и каталогами.

    Выполнять фонетический разбор слова.

    Определять орфограмму и объяснять правильное написание  слова.

    Обучающие должны использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и в повседневной жизни:

    для адекватного восприятия звучащей речи;

    сблюдения орфоэпических норм;

    овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного

    общения ( письмо, благодарность, поздравительная открытка )

    VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

    ·  наличие лингвистических словарей;

    ·  наличие карточек с заданиями;

    ·  наличие текстов для работы на занятиях.

    .  ТСО

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.  Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    2.  Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

    3.  Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

    4.  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

    5.  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    6.  Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”,1997 7.  Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

    8.  Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    9.  Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

    10.  Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

    11.  Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.           Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

    12.  Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

    13.  Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

    14.  Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

    15.  Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

    16.  Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    17.  Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

    18.  Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М : Просвещение 1984.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

    Данная разработка содержит пояснительную записку...

    рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

    Данная разработка содержит пояснительную записку...

    Рабочая программа по русскому языку в 3 классе для национальных школ

    В основу программы 3 класса лежит развитие устной и письменной речи на основе ранее усвоенных и вновь вводимых учебных единиц во всех разделах программы; совершенствование умений и навыков по всем вид...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

    Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

    Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

    открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

    открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...