РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Солдатова Ольга Викторовна

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._pr._dop._obraz._3_klass.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании

методического совета школы

Протокол № 5  от 20.12.2014 года

Утверждено

Приказ по школе

№123/1 от 23.12.2014 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для дополнительных образовательных услуг –

групповые консультации по углубленному изучению

образовательной программы  по русскому языку в 3 классе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной  общеобразовательной  школы города Кирсанова

Солдатовой Ольги Викторовны.

Период реализации программы: 01.09.2014 г. – 31.05.2015 г.

Пояснительная записка

1.1.Общая характеристика учебного курса.

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, дополнительных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к русскому языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем начальной школы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Решение этой задачи возможно при проведении дополнительных занятий. Хорошо организованная и систематическая работа дает возможность глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках учебной программы, сформировать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Кроме этого, дополнительные занятия создают благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся.

         Данная программа имеет чётко выраженную практическую направленность, направлена на выявление и развитие познавательных возможностей детей с целью как общего развития младших школьников, так и обеспечения основы для прочного овладения специальными предметными ЗУН, развивает алгоритмическое мышление.

1.2.Новизна и актуальность программы

Новизна предложенной программы заключается в том, что введены новые содержательные блоки, которые удовлетворяют потребности детей 9- 11-летнего возраста, развивают кругозор ученика, формируют его мотивацию к изучению предмета, направлены на зону ближайшего его развития, прогнозируют продолжение изучения языка в среднем звене школы.

Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет организовать специальную работу с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, мотивированными на изучение русского языка, а также стимулирует развитие школьников с низкой учебной мотивацией.

1.3.Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, следует выделить частные задачи, которые решаются в процессе деятельности:

расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

воспитание любви и уважения к русскому языку, интереса к чтению литературы.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом содержит проблемную задачу. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки.

        Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

        Форма работы: специально выделение занятия 1 раз в неделю в рамках дополнительно предоставляемых платных образовательных услуг.

        Логика построения занятий:

Активизация мыслительной деятельности учащихся;

Выполнение проблемно-поисковых заданий (в основном творческого характера);

Работа со словарем, с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.

Ожидаемый результат: повышение качества знаний ,качественное участие учеников  в школьных ,городских ,региональных олимпиадах.

1.3.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт
    начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241);
  3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
  4. Положение  о структуре, порядке  разработки  и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная  школа  города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года)

1.4.Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа:

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;
  2. Основной образовательной программы  начального общего образования МБОУ ООШ на 2011-2015 годы (приказ по школе №133/1 от 31.08.2011 года);
  3. Авторской программы Л. Ф. Климановой по предмету «Русский язык» для 3 класса, учебно–методического комплекта для начальной школы «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.

1.5.Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Программа по русскому языку  формирует коммуникативные компетенции учащихся, развивает устную и письменную речь, побуждает узнавать нечто новое о русском языке, развивает самостоятельность и творческую инициативность;

позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

1.6. Особенность данной программы.

К специальным особенностям данной программы следует отнести принципы научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

принцип систематичности в подаче языкового материала;

принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;

принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует  также  отметить, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируются и совершенствуются интеллектуальные качества личности: восприятие, внимание, формы  мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

1.7. Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование: из программы взяты лишь отдельные темы курса с целью углубленного изучения.

1.8.Определение места и роли консультаций.

 Обучающиеся  получат  возможность  углубить  свои  знания в области русского языка. Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.

1.9 .Место предмета в базисном учебном плане

Данная программа рассчитана  для учащихся 3 классов. Срок ее реализации – 1 год. Форма организации – дополнительные учебные занятия. Курс  включает 36  часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия -45 мин.

1.10.Формы организации образовательного процесса:

  • игровые занятия;
  • творческие лаборатории;
  • практическая,  групповая и индивидуальная работа с использованием тестов, карточек, диктантов;
  • уроки с использованием ИКТ
  • работа в группах постоянного состава;
  • работа в паре взаимоконтроля,
  • работа с таблицами, словарями, дополнительной литературой,
  • практикумы,

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя игры, соревнования, беседы, путешествия.

1.11.Основные технологии

  • игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки,  пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз);
  • использование элементов развивающего обучения.

1.12.Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

преемственность.

1.13.Технологии обучения.

игровые технологии;

ИКТ-технологии;

здоровьесберегающие технологии (физминутки,  пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз);

           использование элементов развивающего обучения

1.14 .Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся:

ценностно- смысловые

общекультурные

учебно- познавательные

информационные

коммуникативные

компетенции личностного самосовершенствования

. 

1.15. Способы  выявления  промежуточных  и  конечных  результатов.

Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

1.16. Методы и формы организации занятий.

Формы  и методы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия.

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.

На занятиях проходит:

комплексная работа с текстом,

« самодиктанты»,

« лексические разминки»,

«коммуникативные и игровые ситуации»,

различные виды диктантов,

мини-изложения и мини – сочинения.

1.17.В каждом занятии прослеживаются три части:

1. игровая

2. теоретическая

3. практическая

1.18.Способы проверки результатов:

 В конце каждого раздела проводится олимпиада,  тест, где проверяются знания учащихся.

1.19.Формы аттестации достижений учащихся.

- текущая успеваемость;

- практические работы, зачёты, контрольные работы;

- предметные олимпиады;

- зачёты;

- тесты;

- итоговые контрольные работы;

- годовой мониторинг

 2.   Основные содержательные линии.

В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

        Раздел «Фонетика»  предусматривает выработку у учащихся фонематических навыков  и  умений в тесной связи с навыками и умениями по другим аспектам языка. Фонематический материал органически включается в лексический материал, связанный, в свою очередь, с изучением определённых грамматических норм. У учащихся накапливаются знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, ударных и безударных и т.д. В разделе используются  загадки, шарады, проблемные задания.

        Раздел «Морфемика» (словообразование) расширит и углубит представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Учащиеся  познакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

        Раздел  «Орфография» обогатит словарный запас, разовьёт внимание, память. В программе  предусмотрено усвоение объёма знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения.  Раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире  познакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

        Раздел «Развитие речи» В данном разделе учащиеся научатся различать устные и письменные формы общения, составлять предложения на заданную тему,  составлять тексты разных типов и стилей ,правильно оформлять их на письме и в устной речи.

        Раздел «Лексика» углубляет  и расширяет знания о слове как части речи, о связи слов в словосочетании, о простом предложении, расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учащиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

        Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

 

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы (36 часов)

Фонетика – 3 часа. 

Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Понимать: преимущества звуко-буквенного письма ; понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого и непроверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных.

Уметь: объяснять случаи расхождения в написании и произношении при подаче звуков в слабых позициях.

Применять: орфографический и орфоэпический словари.

Морфемика (словообразование )- 8 часов.

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Знать/понимать: принцип единообразного написания морфем.

Уметь: составлять слова с предложенными морфемами.

Применять: правильно употреблять окончание в устной и письменной речи.

Орфография – 9 часов.

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Знать/понимать: правила русской орфографии.

Уметь: безошибочно списывать текст объёмом 50-60 слов,

писать под диктовку тексты объёмом 50- 60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Применять: правила правописания( в объёме содержания курса) в письменных работах.

Морфология - 4 часа.

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Знать/понимать: грамматическую общность слов,  относящихся к определённым частям речи.

Уметь: определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам.

Применять:  уметь применять в устной и письменной речи прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы.

Развитие речи- 6 часов

Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте. Деление текста на части. Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог. Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

Знать понимать: виды текстов, самостоятельно озаглавливать тексты, составлять планы, создавать тексты по предложенному заголовку.

Уметь: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста, пересказывать текст от другого лица, составлять рассказ на определённую тему.

Применять:  в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении(sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Лексика – 6 часов.

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Знать/понимать: принцип возникновения нескольких значений у одного слова, различать омонимы и многозначные слова.

Уметь: подбирать антонимы к словам разных частей речи, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае.

Применять: выразительные возможности фразеологических оборотов

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны:

Знать/понимать.

 Термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, эпитет.

                               

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи(имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательн ых. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.

-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;

-выполнять фонетический разбор слова;

-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;

-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.

Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

          для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и                                    сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

работы со словарём;

соблюдения орфоэпических норм;

создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).Главные члены предложения. Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне  слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов .Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.

Календарно- тематическое планирование.

(36 часов)

Тема занятия.

Дата по плану

        Дата по факту

                                                             ФОНЕТИКА- 3 ч

 1.

«Пульс» слова. (О значении и функциях ударения)

8.09

 2.

  Фонемы. Составление звуковой транскрипции слов. «Беззвучные» буквы.

15.09

3

Фонетика и  Орфография. Можно ли «сломать» язык?

22.09

                                                                        МОРФЕМИКА-8  ч

4

«Мы знаем дом – родственники живут в нём!» (О родственных словах).

29.09

5

«Смотри в корень!» (О значении корня).

6.10

6. 

Морфемы. Образование  сложных слов.

13.10

 7.

Основа слова.

20.10

8.

«Парный выход». (О приставках с парными согласными).

27.10

9.

«Ах, эти безобидные хвостики!»( О суффиксах.)

10.11

10.

«Легко ли быть связующими?» Об окончаниях и способах их проверки.

17.11

11.

Занимательное словообразование.

18.11

                                                                    ОРФОГРАФИЯ- 9ч

 12.

Ударение над гласной может сделать букву ясной (  две безударные гласные в корне слова).

24.11

13

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

1.12

14

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Секреты орфографии.

8.12

15

«Опасные» согласные. (О парных согласных).

15.12

16

Когда согласные в «подполье». (О непроизносимых согласных).

22.12

 17.

«Молчаливые» буквы. «История беззвучия».Мягкий знак.

12.01

18. 

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

19.01

1 9.

. Волшебный клубок орфограмм.

Выведение общего правила проверки орфограмм.

26.01

 20.

Волшебное слово «самоинструкция». Инструкция к «фонемным» и «нефонемным» правилам

28.01

                                                                    МОРФОЛОГИЯ-4 ч

 21.

     Существительные- слова с предметным значением.

2.02

 22.

Прилагательные – слова называющие признаки.

Дружба имени существительного с прилагательным.

9.02

 23.

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

16.02

24

«Так ли мы служебны?»

 (О служебных частях речи).

23.02

                                                                              ЛЕКСИКА- 6ч

25

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слова.

2.03

 26

«Слова-друзья».Синонимы.

Новые слова в русском языке. Словари синонимов.

9.03

27

«Слова-враги». Антонимы . Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью  словаря-антонимов.

16.03

 28

 «Слова-близнецы». Омонимы. Определение значения слов с помощью толкового словаря.

18.03

29

«Крылатые» слова и     выражения.«Устаревшие» слова.

6.04

 30  

.

Загадки – фразеологии. (Фразеологические словари).

13.04

                                                                РАЗВИТИЕ РЕЧИ-6 ч

 31

Что  такое текст. Тема и основная мысль текста. Опорные слова. Связь между предложениями в тексте.

20.04

 32

Деление текста на части.

Редактирование текста.

27.04

 33

Типы текстов.

4.05

34

. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог.

11.05

 35

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

18.05

36

Олимпиада «Грамотей»

25.05

Список литературы

  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.:  1963 г.
  2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
  5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
  6. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  8. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  10. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
  11. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  16. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  17. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
  18. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  19. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
  20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г