Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг
рабочая программа
для дополнительных образовательных услуг
по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29_.docx | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________/Н.В. Хрулева/ ФИО Протокол №__ от «__» __________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №2» __________/А.Б. Требунская/ ФИО «__»____________2016г. | «Согласовано» Руководитель МОУ«СОШ №2 » _____________/_Ю.А.Тихова/ ФИО Приказ_____№___от «__»____2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для дополнительных образовательных услуг
по русскому языку в 3 классе
учителя начальных классов
Хрулёвой Натальи Валентиновны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______2016г
2016 – 2017 уч.г.
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка. В этом случае на помощь приходят дополнительные занятия по углубленному изучению образовательной программы,которые являются продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление углублять и расширять свои знания, совершенствовать свою речь.Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Данная программа рассчитана для учащихся 3 классов. Срок ее реализации – 1 год. Форма организации – дополнительные учебные занятия. Курс включает 26 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия -45 мин.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: углубить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи курса:
Обучающие:
· углубить развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· углубить знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
· пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развивать мотивацию к углубленному изучению русского языка;
· углубить развитие и обогащение словарного запаса;
· совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
· углубить и расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитывать культуру обращения с книгой;
· формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Развивающие:
· приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организовывать личную и коллективную деятельность в работе с книгой
III. Особенности программы
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- принцип систематичности в подаче языкового материала;
- принцип разнообразия форм и видов работы.
- Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
IV. Формы проведения занятий
. практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов, ребусов, головоломок
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
. работа в паре взаимоконтроля;
.практическая, групповая и индивидуальная работа с использованием
тестов, карточек, диктантов.
V. Основные методы и технологии
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология
.информационные
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -эмпатияумение осознавать и определять эмоциидругихлюдей; сочувство-вать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоватьсясловарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи; строитьрассуждения;
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
В программе выделено несколько разделов, подчиняющихся общему направлению курса.
Содержание программы.
Раздел «Фонетика» углубит и расширит у учащихся фонематические навыки и умения. Фонематический материал включается в лексический материал, связанный, в свою очередь, с изучением определённых грамматических норм. У учащихся накапливаются знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, ударных и безударных и т.д.
Раздел «Морфемика» (словообразование) углубит и расширит представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Учащиеся познакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов.
Раздел «Орфография»углубит и расширит словарный запас, разовьёт внимание, память. В программе предусмотрено усвоение объёма знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения. Раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире познакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются занимательные правила в стихах, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Лексика» углубляет и расширяет знания о слове как части речи, о связи слов в словосочетании, о простом и сложном предложениях, расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Учащиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.
Календарно-тематическое планирование.
(26 часов)
№ | Тема занятия. | Дата по плану | Дата по факту |
ФОНЕТИКА- 3 ч | |||
1. | «Пульс» слова. (О значении и функциях ударения) | 11.10 | |
2. | Фонемы. Составление звуковой транскрипции слов. «Беззвучные» буквы. | 18.10 | |
3 | Фонетика и Орфография. Можно ли «сломать» язык? | 25.10 | |
МОРФЕМИКА-8 ч | |||
4 | «Мы знаем дом – родственники живут в нём!» (О родственных словах). | 15.11 | |
5 | «Смотри в корень!» (О значении корня). | 22.11 | |
6. | Морфемы. Образование сложных слов. | 29.11 | |
7. | Основа слова. | 06.12 | |
8. | «Парный выход». (О приставках с парными согласными). | 13.12 | |
9. | «Ах, эти безобидные хвостики!»( О суффиксах.) | 20.12 | |
10. | «Легко ли быть связующими?» Об окончаниях и способах их проверки. | 27.12 | |
11. | Занимательное словообразование. | 10.01 | |
ОРФОГРАФИЯ- 7ч | |||
12 | Ударение над гласной может сделать букву ясной ( две безударные гласные в корне слова). | 17.01 | |
13 | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | 24.01 | |
14 | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Секреты орфографии. | 31.01 | |
15 | «Опасные» согласные. (О парных согласных). | 07.02 | |
16 | Когда согласные в «подполье». (О непроизносимых согласных). | 14.02 | |
17 | «Молчаливые» буквы. «История беззвучия».Мягкий знак. | 21.02 | |
18. | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | 28.02 | |
МОРФОЛОГИЯ-4 ч | |||
19 | Существительные- слова с предметным значением. | 07.03 | |
20 | Прилагательные – слова называющие признаки. Дружба имени существительного с прилагательным. | 14.03 | |
21 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | 21.03 | |
22 | «Так ли мы служебны?» (О служебных частях речи). | 04.04 | |
ЛЕКСИКА- 4ч | |||
23 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова. | 11.04 | |
24 | «Слова-друзья».Синонимы. Новые слова в русском языке. Словари синонимов. | 18.04 | |
25 | «Слова-враги». Антонимы . Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью словаря-антонимов. | 25.04 | |
26 | «Слова-близнецы». Омонимы. Определение значения слов с помощью толкового словаря. | 02.05 |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Термины:фонетика, морфемика,морфология,лексикология,транскрибция,
словообразование,фразеологизмы, омонимы, синонимы,антонимы.
Временные формы глагола.
Названия второстепенных членов предложения.
Способы образования слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно подчеркивать второстепенные члены предложения.
Редактировать текст.
Обозначать на письме предложения с двумя и более грамматическими основами.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Находить связь имени прилагательного с именем существительным.
Определять число, время глаголов.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Применять алфавит в работе со словарями и каталогами.
Выполнять фонетический разбор слова.
Определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
· наличие лингвистических словарей;
· наличие карточек с заданиями;
· наличие текстов для работы на занятиях.
. ТСО
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”,1997 7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
18. Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М : Просвещение 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге
Данную рабочую программу можно использовать для проведения занятий по подготовке к школе...
Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.
Рабочая программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов: Ффедерального государственного образоват...
Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...