Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"
рабочая программа (1 класс)

Чернышева Мария Владимировна

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «Школа развития для первоклашек» идеально подходит для этого.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор  МБОУ «СОШ №6»

________ Т.А.Курушина

Приказ от 14.09.2020 №575-о  

Программа платной дополнительной образовательной услуги

«Школа развития для первоклашек»

 Составитель:

Чернышева Мария Владимировна

высшая квалификационная категория

учитель начальных классов

        

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «Школа развития для первоклашек» идеально подходит для этого.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Количество занятий в год, отведённых на функционирование услуги «Школа развития для первоклашек» – 161 (из расчёта 5 занятий в неделю / с 14.09.2020 по 28.05.2021).

Программа разработана для обучающихся 1-х классов (6,5-8 лет).

Цель программы – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников для улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала.

Задачи:

1. Повышение уровня обучаемости детей.

2. Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) и логического мышления.

3. Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение            и т.д.); развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

4. Развитие речи и словарного запаса учащихся.

5. Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

Занятия «Школа развития для первоклашек» нацелены на решение задач   интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.

- Организовывать собственную деятельность. 

- Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные результаты:

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться работать по предложенному плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные результаты:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные результаты:

- Слушать и понимать речь других.

- Составлять и анализировать текст.

- Строить собственные высказывания и суждения.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активностидетей. Важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает                      её (для последних рамки стандартной программы просто тесны). Так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

             Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 6–8-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).

                                                     Содержание учебного курса

№п/п

Блок /Тема

Блок 1

Развитие мелкой моторики  (32 ч.)

Блок 2

Развитие памяти  (32 ч)

Блок 3

Развитие логического мышления (32 ч.)

Блок 4

Развитие воображения и восприятия (32 ч.)

Блок 5

Развитие речи  (34 ч.)

Развивающим потенциалом занятий «Школа развития для первоклашек» является развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением; развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развитие сенсорной сферы ребенка (глазомер, мелких мышц кистей рук); развитие двигательной сферы.

Календарно-тематическое планирование

платной дополнительной образовательной услуги

«Школа развития для первоклашек»

2020-2021 учебный год

Количество часов в неделю - 5

Количество часов в год – 155

Учитель Чернышева М.В.

Блок/Тема

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Блок 1. Развитие мелкой моторики  (32 ч.)

1

Пальчиковая гимнастика. Самомассаж рук

1

14.09

1

2-3

Узорная штриховка

2

15.09

16.09

2

4

Пальчиковые животные. Театр теней

1

17.09

1

5

Занятия с использованием мозаики

1

18.09

1

6-7

Соедини точки

2

21.09

22.09

2

8

Повторение рисунка по клеточкам

1

23.09

1

9

Дорисуй рисунок

1

24.09

1

10

Игры с бумагой

1

25.09

1

11

Снег из салфетки

1

28.09

1

12

Угадай букву

1

29.09

1

13

Упражнения с мячом

1

30.09

1

14

Сколько пальцев

1

01.10

1

15

Завязывание и развязывание бантов, узлов

1

02.10

1

16-17

Графический диктант

2

05.10

06.10

2

18

Пуговичные бусы

1

07.10

1

19

Графическая меткость

1

08.10

1

20-21

Рисование по клеточкам

2

09.10

12.10

2

22

Собери картинку из пазлов

1

13.10

1

23

Рисование пальчиками

1

14.10

1

24

Аппликация из геометрических фигур

1

15.10

1

25

Лепка фигур разной формы

1

16.10

1

26

Рисуем двумя руками узор

1

19.10

1

27

Игры с фасолью и горохом

1

20.10

1

28

Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь 

1

21.10

1

29-30

Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Звезды»

2

22.10

23.10

2

31-32

Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки», «Самолетик»

1

26.10

27.10

1

Блок 2. Развитие памяти  (32 ч)

33

Игра «Испорченный телефон»

1

28.10

1

34

Расставь точки

1

29.10

1

35

Игра в слова

1

30.10

1

36

Дополни предложение

1

09.11

1

37

Скороговорки

1

10.11

1

38

Запомни и нарисуй

1

11.11

1

39

Посмотри и запомни

1

12.11

1

40

Послушай и запомни

1

13.11

1

41

Снежный ком

1

16.11

1

42

 Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай

1

17.11

1

43

Упражнение «Угадай, кто позвал»

1

18.11

1

44

Упражнение «Весёлые таблицы».

1

19.11

1

45

Послушай внимательно и повтори

1

20.11

1

46

Посмотри на картинку, а запомни слово

1

23.11

1

47

Пересказ

1

24.11

1

48

Упражнение «Пиктограммы»

1

25.11

1

49

Запомни парочки

1

26.11

1

50

Запомни стихи по картинкам

1

27.11

1

52

Запомни и повтори только вторые слова

1

30.11

1

53

Найди слово в слове

1

01.12

1

54-55

Расшифруй слова

1

02.12

1

56-57

Упражнение «Внимательный художник»

1

03.12

1

58

Упражнение «10 слов»

1

04.12

1

59

Стихотворение наизусть

2

07.12

08.12

2

60

Игра «Что во мне изменилось?»

1

09.12

1

61

Эстафета слов

1

10.12

1

62

Упражнение - игра “Воришки и сыщики”.

1

11.12

1

63

Упражнение  «Какой фигуры не хватает?»

1

14.12

1

64

Упражнение «Мы собирались в поход…»

1

15.12

1

Блок 3. Развитие логического мышления (32 ч.)

65

Упражнение «Назови одним словом»

1

16.12

1

66

Отыщи спрятавшееся слово

1

17.12

1

67

Найди все треугольники

1

18.12

1

68

Упражнение «Я загадал...»

1

21.12

1

69

Расшифруй ребус

1

22.12

1

70

 Игра «Крестики-нолики»

1

23.12

1

71

Составь из букв слова

1

24.12

1

72

Игра «Складно-неладно»

1

25.12

1

73

Расшифруй слова

1

11.01

1

74-75

Нарисуй такие же узоры

1

12.01

1

76

«Вопросы для обследования»

1

13.01

1

77

Найди нужные буквы

1

14.01

1

78

Нарисуй картинку из  геометрических фигур

1

15.01

1

79

Упражнение  «Измени букву в слове, чтобы получилось новое слово»

1

18.01

1

80

Упражнение  «Прочти текст наоборот»

1

19.01

1

81

Упражнение «Составь цепочку слов»

1

20.01

1

82

Игра "Что нового"

1

21.01

1

83

Найди 10 отличий

1

22.01

1

84

Игра "Следи за своей речью"

1

25.01

1

85

Лабиринты

1

26.01

1

86

Дорисуй фигуру

1

27.01

1

87

Преврати одни слова в другие

1

28.01

1

88

Игра «Ассоциации».

1

29.01

1

89-90

Логические задачи

1

01.02

1

91

Отгадай загадки

1

02.02

1

92

Подбери слово, противоположное по смыслу

1

03.02

1

93

Найди лишнее слово

1

04.02

1

94

Найди одинаковые фигуры

1

05.02

1

95

Упражнение «Четвертый лишний»

1

08.02

1

96

Текст наоборот

1

09.02

1

                              Блок 4. Развитие воображения и восприятия (32 ч.)

97

Космическое путешествие

1

10.02

1

98

Составь загадку

1

11.02

1

99

Волшебные превращения

1

12.02

1

100

Рисунок: «Мои мечты»

1

15.02

1

101

Облака

1

16.02

1

102-103

На что похоже? Дорисуй

1

17.02

1

104

Игра "Пантомима".

1

18.02

1

105

Упражнение "Комбинирование»

1

19.02

1

106

Упражнение "Точки"

1

01.03

1

107

 Игра "Попробуй представить, что будет, если...»

1

02.03

1

108

Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры»

1

03.03

1

109

Упражнение «Сломалась печатная машинка»

1

04.03

1

110

Найди границы слов

1

05.03

1

111-112

«Подбери рифму»

1

09.03

10.03

1

113

Игра «Лево-право»

1

11.03

1

114

Упражнение «Животные»

1

12.03

1

115

Упражнение «Говори наоборот»

1

15.03

1

116

 Игра «Море волнуется – раз…»

1

16.03

1

117

Упражнение «Квадраты»

1

17.03

1

118

Упражнение «Нарисуй чувства»

1

18.03

1

119

Упражнение «Отгадывай-показывай»

1

19.03

1

120

Составь предложение

1

29.03

1

121

Упражнение «Добрые-злые»

1

30.03

1

122

Упражнение «Почему это произошло?»

1

31.03

1

123

Упражнение «Ухо-нос»

1

01.04

1

124

Упражнение «Что может произойти?»

1

02.04

1

125

Силуэты фигур

1

05.04

1

126

Фантастическое животное

1

06.04

1

127

Упражнение «Не может быть!»

1

07.04

1

128

Упражнение «Придумай зарядку»

1

08.04

1

                                                  Блок 5. Развитие речи  (34 ч.)

129

Скороговорки, чистоговорки

1

09.04

1

130

Что означает пословица

1

12.04

1

131

Многозначные слова.

1

13.04

1

132

Вежливые слова.

1

14.04

1

133

Игра «Как можно узнать…»

1

15.04

1

134

Назови слова

1

16.04

1

135

Игра «Шаги»

1

19.04

1

136

Четвертый лишний

1

20.04

1

137

Скажи по-другому (синонимы ) и наоборот (антонимы)

1

21.04

1

138

Составление предложений из слов

1

22.04

1

139

Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

1

23.04

1

140

Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

1

26.04

1

141

  1. Отгадай загадку. Придумай свою загадку

1

27.04

1

142

Упражнение «Говори наоборот»

1

28.04

1

143-144

Составление рассказа по картинке

1

29.04

1

145

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». 

1

30.04

1

146

Упражнение «Придумай новое слово»

1

04.05

1

147

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой»

1

05.05

1

148

Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

1

06.05

1

149

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

1

07.05

1

150

Игра “Пойми меня”

1

11.05

1

151

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»

1

12.05

1

152

Составление рассказа «Мое любимое домашнее животное»

1

13.05

1

153

Упражнение «Закончи слово".

1

14.05

1

154

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

1

17.05

1

155

Игра «Доскажи словечко»

1

18.05

1

156

Игры с буквами

1

19.05

20.05

1

157-158

Игры со словами

2

21.05

24.05

2

159

Игры с предложениями

1

25.05

1

160

Мы строим текст

1

26.05

1

161

Викторина «Достаточно, чтобы слова выражали смысл».

1

27.05

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы курса «Математический лабиринт» в рамках платных дополнительных образовательных услуг

Автор программы: Ларькина Марина Николаевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория.Дата создания: 2012г.Направление деятельности: интеллектуально познавательное.Характеристика пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Приказ № 422 от 01.09.18 «Об организации платных дополнительных образовательных услуг в 2018,2019 учебном году

Приказ № 422 от 01.09.18 «Об организации платных дополнительных образовательных услуг в 2018,2019 учебном году...

Приказ № 427 от 01.09.17 «Об организации платных дополнительных образовательных услуг в 2018,2019 учебном году

Приказ № 427 от 01.09.17 «Об организации платных дополнительных образовательных услуг в 2018,2019 учебном году...