Рабочая программа платных дополнительных занятий по развитию речи "Почитай-ка"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Плисс Евгения Сергеевна

Рабочая программа для 1 класса, 33 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

индивидуально-групповых занятий по развитию речи

Начальная школа, 1 класс

класс

        

2020 – 2021 учебный год


  1. Пояснительная записка

Курс «Почитай-ка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6,5 до 8 лет.   Программа  направлена на формирование умений и навыков осознанного и быстрого чтения и понимания текста.

       Содержание  программы обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня, а также содержит задания, требующие  продуктивной деятельности в процессе их  выполнения.

     Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь. Каждое задание строится так, чтобы побуждать ученика самостоятельно решать возникшие проблемы, используются разноуровневые задания. Построение процесса кружковой работы создаёт благоприятные условия для постоянного движения вперёд каждого ученика в самостоятельном обнаружении свойств, связей и закономерностей, содержащихся в изучаемом материале, способствует его глубокому пониманию.

2. Цели и задачи программы

Цели:

- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка;

- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

Задачи:

- Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

- Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

- Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

3. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

        Основные принципы распределения материала:

  1. Системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. Принцип «спирали»: через каждые 3 занятия задания повторяются;
  3. Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. Увеличение объёма материала;
  5. Наращивание темпа выполнения заданий;
  6. Смена разных видов деятельности;
  7. Особенности данной программы в том, что на занятия ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений;
  8. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач;
  9. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка;
  10. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

4. Место факультативного курса в учебном плане

Курс включает 1 занятие в неделю, всего 33 занятия в 1 классе.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

5. Общая характеристика факультативного курса. Содержание программы

1. Работа с буквами и звуками (5 ч)  

2. Русские народные сказки (14 ч);

3. Бытовые сказки (14 ч).

Формы работы

  1. Беседа, рассказ учителя;
  2. Слушание;
  3. Различные виды чтения;
  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка;
  5. Театрализация;
  6. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок;
  • анализ и просмотр текста сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

- создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

  • Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания.

  • Методы стимулирования долга и ответственности:

- убеждение;

- требование;

- поощрение;

- порицание;

- наказание;

- поручение.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа:

  1. Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
  2. Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
  3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
  4. Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или  полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний; второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

  1. Планируемые результаты освоения факультативного курса

        Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.

        Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты

Метапредметные (универсальные) результаты

Предметные результаты

- умение выражать собственное видение мира;

- вносить личный вклад в общую работу;

- развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция;
  • умение выбирать различные пути для самореализации;
  • пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
  • пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.

Познавательные УУД:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения;
  • смысловое чтение;
  • анализ объектов;
  • доказательство;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждение;
  • умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации;
  • находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • умение работать в парах, в группах, в коллективе.

Учащиеся должны уметь:

  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • работать с толковым словарём;
  • уметь подобрать фразеологизмы.

  1. Календарно - тематическое планирование

факультативного курса «Почитай-ка»

Название модуля

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

1

Знакомство с буквами и звуками

1

2

Забавные путешествия букв

1

3

Страна гласных звуков

1

4

Дружные согласные

1

5

«Я – не волшебник, я только учусь» или слоговое чтение

1

6

Русская народная сказка «Колобок»

1

7

Русская народная сказка «Репка»

1

8

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

9

Русская народная сказка «Теремок»

1

10

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

11

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1

12

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

1

13

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

1

14

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

1

15

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зернышко»

1

16

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

1

17

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

18

Русская сказка « Три медведя»

1

19

Русская народная сказка

«Петушок – золотой гребешок»

1

20

Русская народная сказка «Жихарка»

1

21

Русская народная сказка «Медведь и лиса»

1

22

Русская народная сказка

«Скатерть, баранчик и сума»

1

23

Русская народная сказка «Несмеяна-царевна»

1

24

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

25

Русская народная сказка

«Бычок - смоляной бочок»

1

26

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

27

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

1

28

Русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

29

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

30

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

1

31

Русская народная сказка «Морозко»

1

32

Русская народная сказка «Самое дорогое»

1

33

Русская народная сказка «Пастушья дудочка»

1

Итого:

33

8. Материально-техническое обеспечение факультативного курса

1.  Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:  

Для учителя:

  1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2018;
  2. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2018;
  3. М.В.Буряк Чтение с увлечением. По дорогам сказок. - М. Планета, 2016;
  4. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 2018;
  5. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 - 4 классах. - М. Просвещение, 2019;
  6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 2017.

         2.  Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

  • аудиовизуальные;
  • технические (проектор, компьютер);
  • учебное оборудование;
  • наглядные пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1-е классы рабочая программа платные услуги 2013-2014 уч.год

1-е классы рабочая программа платные услуги 2013-2014 уч.год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на дополнительный час по русскому языку в 4 классе «Школа развития речи»

Рабочая программа составлена для изучения русского языка на основе УМК " Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа корррекционно-развивающих занятий для 1-2 классов "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Данная рабочая программа составлена для работы с детьми с легкими интеллектуальными нарушениями (1 вариант) 1 и 2 классов. Занятия проводятся учителем индивидуально или по подгруппам в рамках коррекци...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развитие логического мышления" 2 класс. Составитель Рудакова И. В. учитель ГБОУ 2122

Курс кружка «развитие логического мышления» во 2-ом классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.Он призван решить следующие задачи:Ра...

Рабочая программа по дополнительным платным образовательным услугам «Школа развития речи»

Рабочая программа курса предназначена для обучения учащихся 2 классов, имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь» (Авторы - преподаватели Пензенского госуда...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...