Рабочая программа по дополнительным платным образовательным услугам «Школа развития речи»
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Коблова Ольга Федоровна
Рабочая программа курса предназначена для обучения учащихся 2 классов, имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь» (Авторы - преподаватели Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С. Пескова). Программа способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по дополнительным

 платным образовательным услугам

«Школа развития речи»

на 2018-2019 учебный год

Учитель: Коблова О.Ф.

Рабочая   программа  

 «Школа развития речи»

  1. класс)

                               Пояснительная записка

Рабочая  программа курса предназначена для обучения учащихся 2 классов, имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь» (Авторы - преподаватели Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С. Пескова).

         Программа  способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

        Актуальность программы определена необходимостью мотивировать младших школьников к обучению русскому языку, развивать интеллектуальные возможности. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

      Не менее важным фактором  реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Общая характеристика учебного курса

Цель:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, развитию речи детей.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

     

       Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч в неделю.

Контроль и оценка планируемых результатов

Текущий

•         Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения

•         Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

•         Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, план действия, опирающийся на понимание принципов его построения;

•         Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

Итоговый контроль в форме:

•        Тестирования

•        Практической работы

•        Творческих работ учащихся

•        Проекты

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения
  • личностно ориентированного образования
  • моделирующего обучения
  • здоровье-сберегающих
  • ИКТ

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
 

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Курс  входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности.

     Объём учебного времени, отводимого на курс «Школа развития речи» во  2 классе – 1 час в неделю, общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Планируемые  результаты освоения учебного курса:

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

Учащиеся получат возможность

 сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Слово

13

2

Предложение и словосочетание

3

3

Текст

15

4

Культура общения

3

Слово(13ч.)

Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание(3ч.)

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст(15ч.)

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения(3ч.)

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Объем и сроки изучения

1 четверть – 8 ч

2 четверть – 8 ч

3 четверть – 10 ч

4 четверть – 8 ч

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. Русский язык с увлечением. 2 класс, Издательство «Планета», 2012 г.
  2. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2013.

2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2006

3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2006

4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2005 г.

5. Тилипман А. М: ЗУБАКА: игры со словами. -- М.: Вако, 2016 г.

6. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь».Методическое пособие.1 класс. – М.: Росткнига.2009.

Литература  для учащихся:

  1. Васильева Л.С., Коротченкова Л.В. Русский язык. Развитие речи. 2 класс.

Саратов: Лицей, 2012г.

  1. Тимченко, Л. И. Русский язык. 2 кл.: Рабочая тетрадь по развитию речи / Л. И. Тимченко. М.: Дрофа, 2014г.

Календарно-тематическое планирование

2 класс  (34 часа,  1 час в неделю)

№ п/п

Тема  урока

Дата проведения

план

факт

Слово – 13 ч.

12.09

12.09

1

Слово. Значение слова.

14.09

14.09

2

Многозначные слова.

17.09

17.09

3

Омонимы

21.09

21.09

4

Омофоны, омоформы

24.09

5

Синонимы

1.10

6

Антонимы

8.10

7

Фразеологизмы

15.10

8,9

Играем со словами

22.10, 6.11

10

Пословицы

12.11

11

Загадки

19.11

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

26.11

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

3.12

Предложение и словосочетание – 3 ч.

14

Связь между предложениями в тексте

10.12

15

Связь между частями текста

17.12

16

Работа с деформированным текстом

24.12

Текст - 15 ч.

17

Текст. Тема текста. Заглавие.

14.01

18

Текст. Опорные слова.

21.01

19

Текст. Опорные слова.

28.01

20

Проверочная работа

4.02

    21

План. Составление плана.

11.02

22

Восстанавливаем тексты.

18.02

23

Составление  текста  по картинкам.

25.02

24

Пересказ  текста по плану и опорным словам.

4.03

25,26

Редактирование текста.

11.03, 18.03

27

Типы текста. Описание

8.04

28

Текст – сравнительное описание

15.04

29

Типы текста. Повествование

22.04

  30

Типы текста. Рассуждение

29.04

  31

Различаем типы текстов.

6.05

Культура общения - 3 ч.

32

Сочинение на тему «Мой выходной день»

13.05

33

Эстафета вежливости

20.05

34

Викторина «Занимательный русский язык»

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" 2019-2020 гг.

Рабочая программа по курсу внеурочной  деятельности "Школа развития речи" создана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...