Развитие творческих способностей
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал способствует развитию творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Развитие творческих способностей детей на уроках  в начальной школе

           Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

Термин “способный” или “способность” значит:

1) природная одарённость;

2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения.

Я стараюсь сделать так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как изображено . Дети заводят тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. Открытия детей использую на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь предусматривает свободное сочинительство: стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы – и его художественное оформление. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

- подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

- придумать слова на тему словосочетания;

- составить предложения с заданным словом;

- составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

- составить рассказ по вопросам, по картинкам;

- нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;

- озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.

Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.

Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.

Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Работа на уроке проводится в несколько этапов:

Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,

б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Вот что получилось у детей:

“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).

“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).

“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).

“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят”(Снежинка).

Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В своей работе использую игру: “Я начну, а ты продолжи”. Например:

Учитель:

Шла лесной тропинкой

Бабушка с корзинкой…

Ученик:

А в корзине огурцы,

Овощи и фрукты.

Все продукты хороши,

Всё что очень вкусно.

Интересно для детей сочинение стихов по рифме.

Сухомлинский писал: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах”.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Так появляются “Зимняя сказка”,“Майский лес”, “Красавица Осень,,

Для творческого развития ценны сочинения по началу. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…

Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.

 На таких уроках для развития креативности мышления своих учеников я использую следующие учебные задания:

Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.

Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.

Восстановить смысл пословиц.

Зашифровать пословицу с помощью рисунка.

Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.

Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.

Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.

Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.

Составить диафильм из рисунков к произведениям.

Нарисовать иллюстрацию к тексту.

Инсценировать произведение (групповая работа).

Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.

Создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками.

Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг с другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия.

Как правило, дети выполняют такие задания быстро, излагают свои мысли ясным, живым языком. Каждая работа своеобразна, отражает различие в уровне способностей учащихся, выражает личное восприятие произведения каждым учеником. Конечно, к выполнению таких заданий детей надо готовить постепенно. В первом классе при работе со стихами ученики знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Они очень любят сочинять стихи сами, но их нужно увлечь и помочь им. Работа над стихами и стихотворчество начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. С начала на уроках обучения грамоте, когда ученикам предлагаются задания типа: «Договорить словечко», «Закончить фразу».

Например:

А) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын – … (жираф)

Можно использовать такие виды заданий, как свободные тексты:

-акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.

3  Здравствуй, зимушка-зима!

И  Иней на деревьях.

М  Мы по улице идем,

А  Ах, как интересно!

Можно использовать задание "лесенки" в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них "лесенку", стараясь, чтобы "лесенка" состояла из как можно большего количества "ступенек".

Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии. Кроссворды со словарными словами - одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.  

Таких заданий можно еще придумать много, все зависит от творчества самого учителя.

Задания, используемые на уроках математики, в основном направлены на развитие логического мышления учащихся, умений творчески подходить к решению возникающих проблем.

Так, дети сами сочиняют математические рассказы в первом классе, составляют задачи по русским народным сказкам, определяют задачи с лишними и недостающими данными, соответственно убирая лишние данные или дополняя недостающие.

Самостоятельно подбирают или сочиняют считалки, скороговорки:

6 мышат в камышах шуршат;

5 ребят нашли 5 опят;

3 сороки тараторки тараторили на горке;

Считалки:

9,8,7,6,5,4,3,2,1 — в прятки мы играть хотим надо только нам узнать, кто из нас пойдет искать.

Пословицы и поговорки: Заблудился в трех соснах; 7раз отмерь, 1 раз отрежь.

Загадки:

На полянке, возле елок

Дом построен из иголок.

За травой невидим он,

А живет в нем миллион.

Решают    ребусы,    кроссворды,    волшебные    квадраты,    составляют различные фигуры из геометрических фигур.

Развитие литературного творчества начинается уже с первых уроков в первом классе и «растет» из года в год. Это - и составление сказок, литературных загадок, викторин, собственных стихов, сочинений - миниатюр, творческих пересказов, инсценирования  сказок и т.д.

Ну, а уроки трудового обучения, изобразительного искусства - это настоящая творческая мастерская, где каждый ребенок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению предметов.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя.

А также, развиваю творческие способности детей не только на уроках, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках русского языка и литературного чтения для апробации их на практике.

У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

К 8-9 годам наблюдается всплеск исследовательской активности. Она на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используют различные методы и приёмы:

приём образного сравнения (аналогии), когда какой - то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот приём используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;

метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы. Автор "мозгового штурма" А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведётся в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная и нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму, иногда возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;

метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов факторов (признаков, объектов или самих объектов). Например, при изучении речи, ребёнок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он отвечает на вопрос: "Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?" Каждая ячейка матрицы представляет сочетание какого-то члена предложения и какой-то части речи. Ребёнок может придумать предложение с таким сочетанием либо сказать, что такое сочетание невозможно .

Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий - развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи. Использовать эти задания можно на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах общеобразовательной школы.

Задания располагаются соответственно логике развития способности планирования: сначала по планированию действий с реальными предметами, затем со словами, фразами и, наконец, с текстовым материалом: рассказами, баснями, сказками.

Установление ситуативных связей между предметами.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Можно использовать следующие пары слов: банка - река, ножницы - дорога, линейка - книга, огонь - раковина, карандаш - замок, шляпа - мост.

Установление причинных связей между событиями.

Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.

Например: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Попробуй установить связи между этими событиями.

Собака погналась за курицей.

Школьники не могли поехать на экскурсию.

Молоко выкипело.

Самолёт совершил вынужденную посадку.

Представляем последствия событий.

Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

Какое у тебя было любимое занятие?

Чего бы ты опасалась?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи, вместо дождя, стал падать изюм;

люди придумали бы таблетки от сна.

Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до семи предложений.

Обозначаем словами существенные признаки предмета.

Игра "Определение".

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

Объяснение образного сравнения.

Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.

Например: причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.

Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.

Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.

Красота: как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений .

Игра "Вырази мысль другими словами".

Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например:

"К августу, вероятно, реки пересохнут".

"В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".

Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество "использованных" слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё сложнее.

Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:

Нынешнее лето будет очень жарким.

Зима в этом году была очень снежной.

На капусте появилось много вредителей.

Дождь начал лить, как из ведра.

Составление слов.

Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция" ("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.

Подбор синонимов.

М. Горький считал, что у слова "хороший" 30 синонимов (слов с таким же значением). Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова "хороший".

Составление предложений.

Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв.

Б::.. у::: ж::: б:::.

С::.. о::: н::: с::: __________ __________ __________ __________

Учимся придумывать сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

Второй этап - сочинение сказок по опорам.

Известный итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

Предписание или запрет.

Нарушение.

Вредительство или недостаток.

Отъезд героя.

Задача.

Встреча с дарителем.

Волшебные дары.

Появление героя.

Сверхъестественные свойства противника.

Борьба.

Победа.

Возвращение.

Прибытие домой.

Ложный герой.

Трудные испытания.

Беда ликвидируется.

Узнавание героя.

Ложный герой изобличается.

Наказание противника.

Свадьба.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами и т.п.

Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

В эту игру можно играть вдвоём: поочереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.

Игра "Да - нет".

В игру играют парами или группой.

Ребёнок загадывает какое - либо существительное (предмет), понятие из русского языка, литературы, математики, естествознания и пр.

Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо "да", либо "нет". Цель игры - назвать то существительное, которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит это понятие.

Оценивание события с разных сторон.

Игра "Хорошо - плохо". Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой. Например:

Драка

Хорошо        

Плохо

Сумел постоять за себя.         Порвал одежду.

Сумел защитить слабого.         Опять будут ругать родители.

Показал, кто здесь главный и т.д.         Поссорился со своими друзьями.

Постарайтесь найти что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных событиях:

- Вылет самолёта задерживается на два часа.

- Твой костюм облили супом.

- Учитель поставил двойку.

- Дома случайно выбросили твою игрушку  .

":Дети, вовлечённые определённым образом организованную творческую деятельность, сохраняют интерес к поэзии и высокохудожественной прозе и в подростковом возрасте и позже" .

Процесс стихосложения вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок.

Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.

Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.

Например: ______________ пойду

______________ найду

______________ птичка

______________ синичка

Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает досказывание строчек.

Например: Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла :

Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.

Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка - это полдела. Вторая и основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о переживаемом.

Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

В зависимости от речевой подготовки класса можно предложить написать сочинение от имени героя картины.

Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения.

Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.

Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..

Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: "У семи нянек дитя без глазу", "Семеро одного не ждут", "Один ум хорошо, а два лучше" и др.

Приём драматизации (инсценирования) формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.

Составление диафильмов - сложная творческая работа. Поэтому приступать к составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера: подбор титров к картинному готовому плану, рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Достоинствами таких форм занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка божья".



Предварительный просмотр:

    Творческая работа в начальной школе с применением игровых технологий

                                                  на уроках  чтения.

1)Работа с пословицами.

2)Загадки.

3)Сочинение сказки.

4)Сочинение стихотворения.

5)Упражнения на выбор слов.

6)Языковые игры.

·  Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

На таких уроках дети выполняют задания:

1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;

2)продолжить пословицы:

(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).

Пословицы для карточек.

-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

- Сам пропадай,…

-… а нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);

4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;

5)нарисуй к пословице картинку;

6)сочини сам пословицу.

·  Работа с загадками.

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

1.Разбор,как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.

2. Дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

Жёлтая монетка-

В небе видим нередко.

(Солнышко)

3. Конкурс на лучшую загадку.

·  Сочинение сказки.

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку»

- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

Дается начало сказки:

-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.

(Так ведется дальнейшая работа).

Задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.

Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.

·  Сочинение стихотворения.

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.

Сначала детей знакомятся, чем же проза отличается от стихотворения. Делается вывод:

Стихи отличаются:

1)ритмом

2)рифмой

3)выразительностью, яркостью;

4)краткостью, точностью.

-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.

1)  Игра «Кто больше подберет рифм».

-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач – плеч, передач, циркач…

2)  Игра «Скажи в рифму».

Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?

(стрекоза)

3)  Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

4)  Сочинение стихотворения.

∙Упражнение на выбор слов.

На доске пишется предложение: Под моими ногами тихо белые снежинки…

-  Шумели

-  Шелестели

-  Трещали

-  Скрипели

-  Шуршали

Какое слово больше подходит?

При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»

Дети сами составляют некоторые группы синонимов:

красивый изящный

пригожий хорошенький

прекрасный прелестный

очаровательный симпатичный

Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.

1.Перед написанием сочинения – описания проводится такая работа:  

Например, тема   «Зима».        

Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

Небо – лазурное, изумрудное, голубое.

Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.

Солнце – янтарное, золотистое

Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.

.На тему «Весна»  существительные, дети эти предметы охарактеризовуют.

Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.

Ручейки – говорливые, хрустальные…

Птички – певчие…

Облака – бирюзовые…

Травка – молодая…

Затем дети пишут сочинение.

2.Кроссворд на тему «Весна»

По горизонтали:

1. Время года.

3. Из – под снега вышел друг -

И весной запахло вдруг

4. Летом бежит,

Зимой спит,

Весна настала-

Опять побежала.

По вертикали:

1.  Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

5. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица …

6. На шесте – дворец,

Во дворце – певец

7. Что начинается в начале марта?

8. Певчая птичка.

∙.Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.

Даётся, например, изображение кошки.

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.

1. Живут как кошка с собакой – что это значит?

2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.

Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.

К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

Сочинение – повествование;

Сочинение – повествование с элементами описания;

Сочинение – описание;

Сочинение – рассуждение.



Предварительный просмотр:

                                                   Творческие задания

Упражнения  для тренировки  и развития психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения. Например, на доске написано семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон, Тортилла, Пятачок. Ребята читают три раза, затем письменно отвечают на следующие вопросы:

Есть ли среди персонажей один и тот же герой?

Каких имен больше: женских или мужских?

Какие персонажи являются героями сказки “Золотой ключик”?

Кто автор сказки, героиня которой была второй по счету?

В написании каких имен есть удвоенные буквы?

 “Рассказ по кругу”.

Учителем (учеником) определяется речевая ситуация. Например, “Узнай о чем-либо (динозавры) и расскажи об этом”.

Игра начинается учителем “Один раз смотрел интересный “Ералаш” по телевизору. Дома никого не было. Вдруг открылась дверь и вошел…” – дальше продолжают ученики о знакомом животном или явлении.

“Эстафета - рассказ”.

Можно провести в виде эстафеты двух-трех команд: какая из них за определенное количество времени напишет удачнее коллективный рассказ. Каждый участник добавляет по очереди 1-2 предложения. На первом этапе это могут быть сказки, приключения, рассказы, на следующем – тема более абстрактная. Например “Что мы скажем о доброте?”, “Это было недавно, это было давно”.

 “Небылицы” . Можно провести как эстафету ответов на определенные вопросы. Учитель может на доске записать вопросы, а ученики по очереди, на листочке отвечают, потом загибают листочек и передают другому. Когда записан ответ, листок разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Например:

Кто это?

Как выглядел?

Куда пошел?

Кого встретил?

Что ему сказал?

Что он ответил?

Что ему сделали?

Что он сделал?

Чем история закончилась?

Вывод и мораль

 “Игра мимики и жестов”.

Необходимо произнести слово или фразу с эмоциональной окраской. Например, фраза “Я восхищаюсь”.

Представьте себе ситуацию и произнесите:

а) с удовольствием: вам подарили подарок, о каком вы мечтали.

б) с радостью: вы на природе, очень красиво, вы рады, что пришли сюда.

в) с чувством нежности: вы видите котенка очень маленького, миленького, беспомощного.

Или необходимо произнести фразу, сопровождая её разными жестами: “Все было очень хорошо” - от сердца, искренне.

Сюда же относятся и ролевые игры, диалоги, инсценировка, драматизация. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, отвечать на вопросы, рассказывать от имени какого-либо героя.

“Круглый стол” - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:

Больше всего в себе мне нравится…

Я такой же, как все, потому что…

Я хотел быть…

Моя любимая игра…

Мне кажется, что мое имя означает…

Я бы хотел узнать о…

Мне грустно, когда…

Я хотел бы быть более…

Когда-нибудь, я надеюсь…

 “Загадай желание” - так же сидят кругом и загадывают желания…

Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…

Если бы я стал птицей, я бы …

Если бы я был деревом, я бы…

Если бы я был машиной, я бы…

Если бы я был нашей страной, я бы…

Если я бы был иностранным государством, я бы…

Если бы я был игрой, я бы…

Если бы я был фильмом, я бы…

Если бы я был бы цветом, я бы…

 Сочинение, которое написано по плану учителя: “Лес летом”:

Растения летом

Животные леса

Почему мне нравится лес?

 Сочинение – письмо. “Дорогой друг, давай заглянем в лес”.

При организации сочинений необходим поиск условий для литературного творчества. Тематика определяет содержание сочинения.

Выбор темы из нескольких предложенных учителем вызывают определенный интерес, например, выбирают: “Медведь”, “Слон” или “Заяц”.

Хорошо справляются с работами, в которых требуется сравнить какие-то явления, объекты: “Тигр и кошка”, “Могут ли белки жить в воде?”.

Творческая страничка урока “Я начну, а ты продолжи”.

Учитель предлагает начало поэтической строчки, ребята должны ее закончить.

Например: Шла лесной тропинкой

Бабушка с корзинкой…

Дети: А в корзине той грибы,

Ягоды и фрукты

* * *

Ягоды и грибы собирала

И песенку напевала…

«Выдвини версию (можно сказочную):

 Почему тигр полосатый?

 Откуда у кенгуру сумка?

 Почему не летает птица курица?»,

 «Попробуй придумать легенду о происхождении ромашки, незабудки, анютиных глазок».

 « Сопоставь мысли двух персонажей по одному и тому же поводу: хозяин и пес на прогулке, попугай в клетке и мальчик, рыба в пруду и рыбак и другие.

Чтение  скороговорок  с повествовательной, вопросительной интонацией делая логическое ударение на другое слово;

Чтение по мимическим маскам

Чтение с подборам   цветовой   гаммы

Вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, иронию, насмешку, грусть, обиду.

Придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по – разному.

Нужно обучать детей умению наблюдать и фантазировать. Начать можно с игры «Что на что похоже?»

 Ход игры: ученик выходит за дверь, класс загадывает слово; вошедший пробует отгадать слово по нашим эмоциям; - то, что мы задумали, похоже на листочек, тучку, ягодку.

 Умению фантазировать и анализировать развитию творческого воображения, памяти и внимания поможет игра «Завиральные истории».

 Материал: тексты знакомых детям сказок.

 Инструкция: учитель читает сказку, немного видоизменяя её. Дети услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши.

 Например, для 1 класса сказка « Волк и семеро козлят».

 Жила-была коза и было у нее пятеро славных козлят. Однажды собралась коза уйти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: « Козлятушки мои, ребятушки, пойду - ка я на пруд, наловлю для вас золотых рыбок».

 Для развития фантастических гипотез я использую игру «Что было бы, если бы……».

Техника фантастических гипотез очень проста.

 Детям раздаются различные тексты (вырезки из газет) они их прочитывают, выбирают первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.

 Пусть подлежащим будет город, а сказуемым - говорить. Что было бы, если бы город начал говорить?

Игра « Буриме»

Задание: составить четверостишие по заданным рифмам. Можно взять рифмы из известных стихотворений. Удачным завершением данного вида работы будет знакомство учащихся с оригиналом.Учителю следует обратить внимание на то, что наличие рифмы, ритмической соразмерности строк еще не говорит о том, что перед нами настоящее произведение искусства

Игра «Противоположности». Задаются противоположные свойства или признаки, а обучающиеся должны догадаться, какие предметы  или явления могут этими свойствами обладать. Например:

Острый  - тупой (угол)

Горячий – холодный (утюг)

Добрая – злая (собака)

Веселый – грустный (человек)

Глубокое – мелкое (озеро)

Слабый – сильный (животное, ветер)

Быстрая – медленная (езда)

Идти – стоять (часы) и т. д.

Необходимо добиваться, чтобы ученики называли как можно больше таких вариантов.

  Еще один вариант развивающей игры, которая называется «И хорошо, и плохо». В игре предлагается оценивать явления природы, действия и предметы:

Зима, лето, осень, весна;

Дождь, снег, солнце, ветер, огонь;

Кушать, спать, гулять, в лесу, лазать по горам;

Пить лекарства, делать зарядку, умываться;

Нож, тарелка, стекло, утюг.

Учащиеся должны найти хорошие, плохие стороны явлений.

Задание.

Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):

4 * 3                                            18 : 3

(Много снега- …)                     (Мало леса – посади)

12 : 2                                           42 – 22

(Много леса-береги, …)                (брат и сестра)

5 * 4                                                 2 * 6

(Лес и вода - …)                             (много хлеба)  

Решение.

4 * 3 = 12          2 *6 = 12

Много снега – много хлеба.

12 : 2 = 6           18 : 3 = 6

Много леса – береги, мало леса – посади.

5 * 4 = 20          42 – 22 = 20

Лес и вода – брат и сестра.  

Задача.

Из книги выпало несколько листов. Первая страница выпавших листов имеет номер 213, а номер последней страницы изображается теми же цифрами, но в  ином порядке. Сколько листов выпало из книги?

Решение задачи.

50 листов. Номер последней выпавшей страницы – 312 (она должна быть четной). Номер следующей страницы книги – 313. следовательно, число страниц выпавшей части: 313 – 213 = 100. выпавшая часть составляет: 100:2=50 листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...