Использование театральной деятельности во внеурочной работе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Семёновна Ведерникова

Внеурочная деятельность – это нововведение, которое важно как для педагогов, так и для детей, потому что школа после уроков - это мир творчества, мир интересов  и увлечений каждого ребёнка. Важно, что ребенок может свободно сделать свой выбор и раскрыть свои способности. А как сделать выбор, если занятий несколько  и хочется попробовать всё? В этот момент очень важна роль педагога, который может помочь ребенку с выбором внеурочных занятий, заметить склонности и таланты ребенка, ненавязчиво предложить детям то или иное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

 Внеурочная деятельность – это нововведение, которое важно как для педагогов, так и для детей, потому что школа после уроков - это мир творчества, мир интересов  и увлечений каждого ребёнка. Важно, что ребенок может свободно сделать свой выбор и раскрыть свои способности. А как сделать выбор, если занятий несколько  и хочется попробовать всё? В этот момент очень важна роль педагога, который может помочь ребенку с выбором внеурочных занятий, заметить склонности и таланты ребенка, ненавязчиво предложить детям то или иное занятие.

  Современный образовательный процесс ориентирован на создание гармонично развитой личности, что требует активного вовлечения учащихся, как на уроке, так и вне его. Именно такой вид как театрализация сочетает в себе коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, что позволяет детям показать себя и открывать в себе новые таланты.

         Ребенок на занятиях знакомится с новыми интересными литературными произведениями, развивает свою речь, тренирует память, работает над дикцией. Играя роли, он учится оценивать поступки героев: осуждать, ненавидеть, презирать, уважать. Он ставит себя на место своего героя и учится быть добрым и порядочным человеком. Важно, что занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем.

               Я работаю в сельской школе.  Жизнь деревенских ребят отличается от жизни городских детей, которые имеют возможность посещать ДШИ, ДДТ, ДК.  Жизнь детей в деревне  большей частью проходит в школе, поэтому очень важно предоставить им возможность выбора кружков именно в школе. Мне повезло, мои ребята с удовольствием приняли решение заниматься в театральном кружке.

             Заинтересовать ребят –  трудная задача, а удержать их интерес к занятиям на протяжении всего учебного года еще труднее.

            Каждое занятие нашего кружка начинается с разминки. Я использую на своих занятиях различные разминки.

1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки: И,  А, О,  У,  Ы

2. ГРУЗИНСКИЙ ХОР

Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

После этого рекомендуется заняться скороговорками.

3. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить скороговорку просто так, а потом с орехами(лучше фундук) во рту за обеими щеками.

 4. ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение, известное всем или скороговорку.  Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющими обстоятельствами, например: если бы у него болел зуб, попала соринка в глаз и др.

5. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей. Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?

Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например: ИЕРОВААМ,  ПАРАЛИПОМЕНОН

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя. Вот несколько правил, как это делать: Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно.  Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

6. ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Предложите это сделать вашим актерам. Для учеников начальной школы можно взять не 18, а 4-5 различных интонаций. Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, безразличным, насмешливым, жестоким, командирским, пренебрежительным, и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различной интонацией.

Очень важна работа и над мимикой лица. Для этого мы используем следующие упражнения:

1. РАЗМИНКА ЛИЦА

             Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос. По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица.

2. ЭМОЦИИ В ЛИЦАХ

Изумление, удивление-возмущение, страдание, радость, подозрительность, плач и др.

3. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА

       Напишите для каждого человека своей театральной группы задание на листочке. Актеры по очереди должны изобразить описанную там мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории могут быть следующие: Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! и др.

4. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ

Пусть двое актеров разыграют без слов следующие ситуации:

  • Один читает газету, смеется, другой подглядывает
  • Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его и  др.

5. ДЕСЯТЬ МАСОК

Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза?

1. Страх 2. Злость 3. Любовь (влюбленность) 4. Радость 5. Смирение 6. Раскаяние, угрызение совести 7. Плач 8. Стеснение, смущение 9. Раздумье, размышление 10. Презрение 11. Равнодушие 12. Боль 13. Сонливость 14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно.

Что делать, если у актеров возникают какие-либо трудности? Рассмотрим некоторые ошибки юных актеров.

1. СТРОКИ В СИСТЕМЕ СТЕРЕО

              Нередко среди актеров встречаются люди, испытывающие неловкость при выражении эмоций.             Строки, ими произносимые звучат невыразительно и неубедительно. Попытайтесь применить упражнение под названием "Строки в системе стерео". Попросите актера, который не испытывает затруднений,  прочитать текст одновременно с исполнителем. Ведь дуэтом петь легче, чем солировать.

2. КАК ПРОИЗНОСИТЬ СМЕШНЫЕ СТРОКИ

              Смешное  в спектакле это всегда хорошо. Но если вы не будете выдерживать паузы во время смеха зрителей, вы невольно приучите зрителей вообще не смеяться. Они будут бояться пропустить ваши слова.

3. СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!

               Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров это неумение громко воспроизводить слова.  Во время репетиции  разместите своих помощников в разных местах зрительного зала и начинайте декламировать строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они не слышат строк, кричат «стоп!». Это упражнение даст всем возможность научиться громко и чётко  произносить текст пьесы.

На некоторых занятиях используем работу с текстами.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т.е. берем место из любой художественной книги, я его выбираю заранее.

1. Я прошу детей  по очереди, по 5-10 строчек читать, словно ты играешь персонажа книги, важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал персонаж. Если у детей  не получается, то показываю сначала  сама.

2. Читаем место из книги голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу детей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Разница в голосе, но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру.

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. От него не требуется четкого произношения слов.  Это как пробежка по тексту, но желательно, чтобы хоть иногда произносились четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь.

 Основной деятельностью в начальной школе является игровая деятельность, поэтому очень часто на занятиях мы используем  игры.

1. ИГРА В ЖЕСТЫ

В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест,  следующий показывает  чужой жест, а потом свой и.т.д. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

2. ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

3. КРАСИМ ЗАБОР

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

  • Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).
  • Пускает волны через плечо и др.

4. СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

  • Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину
  • Собираешь велосипед по частям и др.

Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

5. ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все актеры театральной группы получают задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки.. Предлагают «погладить» следующих животных: 1.Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)2. Кошку и др. Задача всей группы – угадать животное.

6. ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами. Итак, нужно сделать следующее: Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай). Ощупать ее руками. Взять и переставить на другое место. Подразнить попугая. Найти дверцу и открыть ее. Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу и.т.д.

7.«Зеркало» или «Тень»

 Один из участников копирует все движения другого, при условии некоторой подготовки они двигаются синхронно, предварительно не договариваясь о порядке действий.
     
8. Развитие воображения.

  • обращаться с карандашом, как с заряженным револьвером;
  • ходить по полу, как по луже, песку, грязи и.т.д.

Перед выходом на сцену у актеров должно быть готово и тело.

УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров.

 В течение учебного года стараемся несколько раз выступить перед публикой. В данном учебном году приготовили сценки и выступили перед пожарной частью города в день юбилея пожарной части. В ближайшее время планируем выступить перед ребятами из реабилитационного центра и перед учащимися и родителями нашей школы со сказкой «Заюшкина избушка».

9. Требования к тексту.

Объем работы – от 3 до 6 страниц текста на листах формата А 4, через 1,15 интервал (Word, Times New Roman), 16 шрифт, поля со всех сторон 2 см, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, страницы не нумеруются.

Автоматические переносы не ставятся. Рисунки и табл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться....

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...

Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями

Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....

Использование театральной деятельности в работе учителя-логопеда

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграци...

Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:...