Приемы работы с гиперактивными детьми
статья

Кличева Наталья Сергеевна

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребёнок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с гиперактивными  детьми

Слово гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском термине — это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики.

Гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем -то одном. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным, упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а  ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе. Это дает положительный выраженный эффект.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Вместе следует составлять распорядок, режим дня, следуя которому надо в обязательном порядке проявлять одновременно гибкость и упорство.

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребёнок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Игры также являются прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. А это-низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть направлены в следующих направлениях:

-игры на развитие внимания;

-игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

-игры, развивающие навыки волевой регуляции(управления);

-игры, способствующие закреплению умения общаться.

Несколько игр приведены ниже.

«Групповой рисунок».

Дети сидят за большим столом. У каждого ребенка лист бумага и набор цветных карандашей. По первому сигналу учителя дети начинают рисовать какой-либо сюжет. По следующему сигналу все участники одновременно передают свои рисунки сидящему слева, при этом, получая справа начатый соседом рисунок. Ребенку необходимо продолжить рисунок до очередного сигнала воспитателя.

«Эстафета».

Дети по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме, так, чтобы, как только сел предыдущий, встает следующий. Нельзя подталкивать друг друга, обращаться к другому с советами, иначе ведущий остановит эстафету.

Варианты: можно вставать через одного человека, одновременно по одному с каждого края, или вставание заменить передачей хлопков.

«ПРИКОСНОВЕНИЕ».

Эта игра помогает снять напряжение, расслабиться, повысить тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, ваты. Деревянные предметы, что-нибудь пупырчатое, холодное или теплое и т. п. Выкладываем их на стол перед ребенком. Можно предложить сначала рассмотреть их, а потом предложить с закрытыми глазами догадаться. Каким предметом дотронутся до его руки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Прикосновение могут быть к щеке, колену и т. п. Только, в любом случае наши касания должны быть неторопливыми, спокойными, приятными и ласковыми.

«МОРСКИЕ ВОЛНЫ».

Эта игра учит детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствует снятию напряжению.

Дается любой сигнал ведущим, в данной игре «капитаном» корабля-классу; «Штиль!». Все дети в классе замирают. По сигналу «Волны!»- дети за партами по очереди встают за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д.  Как только очередь доходит до последних рядов, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми. Садятся и т. д. Потом все действия повторяются в ускоренном режиме. Заканчивать игры надо только спокойными действиями.

«СКАМЬЯ ЗАПАСНЫХ».

Цель: контроль импульсов и двигательной активности.

Выбывший из какой- либо игры, должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет или будет вертеться. На всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

ПРИМЕЧАНИЕ: игра хороша тем, что ее можно использовать, как метод саморегуляции и ответственности пере коллективом, в любой игровой и даже учебной деятельности.

«МОЛЧУ-ШЕПЧУ-КРИЧУ».

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам. Контроль двигательной активности.

Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь о них. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили ладони на глаза, то ребенок вовсе должен замолчать и не двигаться. А когда вы подняли руки наверх, то можно разговаривать громко, кричать, бегать.

Второй вариант игры при работе с символами, при их изготовлении также задействуйте детей для развития их мелкой моторики.

Из разноцветного картона надо вырезать три силуэта ладоней: красный, синий, зеленый. Это-сигналы. Когда ведущий поднимает синюю ладонь-«молчалка»-дети должны замереть на месте или лечь на пол, или сесть за парты. Если-зеленую ладонь-«шепталка»-можно тихо двигаться и шептаться. Если поднялась красная ладонь «кричалка»- можно бегать, громко разговаривать.

ПРИМЕЧАНИЕ: эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», «молчалками». Чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

«ЗЕРКАЛО».

Дети становятся лицом друг к другу. Один совершает какие-либо действия (например, хлопает в ладоши, наклоняется в сторону, улыбается и т. д.), а другой пытается его зеркально повторить.

«НЕМОЙ РАССКАЗ».

Одному ребенку дается картинка с простым сюжетом. Он должен мимикой и жестами передать содержание нарисованного. Остальные угадывают, что нарисовано на картинке.

«ЗООПАРК». 

Каждый из участников представляет себе, что он животное, птица, рыба. Учитель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. п. Остальные дети угадывают это животное.

Игры подходят не только детям младшего возраста. С их помощью более старшие школьники, имеющие сложности концентрации внимания и контроля импульсивности, могут совершенствовать эти качества, параллельно развивая многие психологические и личностные черты. При кропотливой, целенаправленной работе с детьми всегда будет положительный результат!

Литература

  1. Навыки ребенка: как решать детские проблемы с помощью игры/ Бен Фурман; Пер. с англ.-М.: Альпина нон- фикшн, 2013.
  2. Дети-другие: пер. с нем./М.Монтессори; вступ. и закл. ст., коммент. К.Е.Сумнительный. -М.: Карапуз- Дидактика,2007.
  3. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/Габдракипова В.И.,Э.Г.Эйдемиллер.-М.:Перспектива, 2014.
  4. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). / Лютова Е. К., Монина Г.Б.- СПБ: изд. «Речь», 2006.
  5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. Сиротюк А.Л. — М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...

Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".

"Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

«Работа с разным материалом. Знакомство с крупами и приемы работы с ними».

Урок технологии в 1 классе по УМК "Планета зананий"...

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...