Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)
статья по русскому языку на тему

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_nad_oshibkami.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                Приёмы работы над ошибками

                                                    (из опыта работы)

Подготовила: учитель начальных классов, учитель 1 квалификационной категории

                                    Белкова Наталья Владимировна

Одним из приемов повышения грамотности является развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.

Работа начинается с проверки тетрадей. У большинства детей неверно написанную букву не исправляем , а только зачеркиваем. У более сильных ребят подчеркиваем все слово с ошибками.

Цель: заставить учащихся вдуматься в данную орфограмму и исправить её. У более слабых исправляются лишь трудные орфограммы. Чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне. Положительный результат в работе над безударной гласной дают такие приемы:

1.проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки.

2.письмо по памяти (стихотворения, прозы)

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.

Дети находят орфограмму, проверяют её, пишут и сверяют с текстом. Взаимопроверка с соседом.

3. Выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной.

4. Работа с текстом (выбор глаголов с безударной гласной в корне)

В белый цвет выкрасил мороз леса.

На деревьях лежат следы птиц.

5. Выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласнаяЮ запись их, проверка: цветочница, гладилка.

6. Игра « Кто больше?» ( кто больше придумает слов с проверяемой гласной)

7. Запись однокоренных слов в определенном порядке(с ударение в корне, приставке, суффиксе): чистота, чистенький, чистый, очищает, вычистил.

8. Выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить), п..скливый ( писк, пищит).

9. Запись нескольких проверочных слов

Пять, пятый – п..терка

Вред, вредно – вр..дить, вр..дитель

10. Выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом безударной, сравнение их написания.

Кончил дело-гуляй смело.

Конец –всему делу венец.

Добрая слава дороже богатства.

Лень добра не делает.

Написание безударной гласной зависит от лексического значения. В этом случае необходимо приписать проверочное слово.

Нина поласкала собаку.

Хозяйка полоскала бельё.

Дедушка запивал лекарство водой.

Певец запевал веселую песню.

  В процессе изучения нового материала, его закрепления, после диктантов проводится индивидуальная работа над ошибками. Некоторые упражнения:

  • Найти слово с безударной гласной   в корне, подбери родственное, образуй новое, составь предложение.
  • Выбери слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи».
  • Выпиши слово, состоящее из одного корня, из корня и окончания.
  • Подбери слова к схемам.( корень и окончание ;приставка, корень, суффикс, окончание).
  • Выпиши из словаря слово трактор, подбери родственные слова из разных частей речи( тракторист, тракторный).
  • Найди 5-6 слов в словаре с гласной в корне.
  • Спиши слова, вставляя пропущенную гласную р..сую, р..сование, зар..совка, нар..совать.

Данные упражнения помогают активизировать словарный запас детей и улучшают грамотность.

Для индивидуальной работы над ошибками можно использовать памятку:

  1. Запиши слово 5 раз и запомни, как оно пишется.
  2. Запиши это слово с проверкой и ещё 2 слова на это правило.
  3. Запиши это слово правильно и ещё 2 слова на это правило.
  4. Запиши без ошибок всё предложение.

В пункт 1 входят ошибки в словах из словаря и все орфограммы, которые не изучали.

Пункт 2 включает ошибки на все проверяемые орфограммы. Пункт 3 содержит все остальные правила правописания, уже изученные детьми. Пункт 4 инструктирует, как работать над ошибками в построении и записи предложения.

На этапе закрепления нового материала по теме «Правописание разделительного ь» , можно провести следующую работу:

Какой цифрой обозначить ошибку по памятке, если кто-то пропустил разделительный ь?  ( 3) А как исправить?

Платье, пальто, друзья. Все верно? ( одно слово ни на это правило) Исправляем. Платье, ручьи, друзья.

  Такие моменты учат осознанно подходить к РНО.

Работа над ошибками может послужить приемом повторения пройденного или грамматической разминки в начале урока.

Например:

  • Бирёзы жолтые лествой блестят влазури голубой.  

Найди ошибки, исправь их и пронумеруй.

  • Этот материал можно дать исправленным без номеров. Задание: поставить номера инструкций из памятки.
  • Можно датьтолько нумерацию ошибок, а задание- указать, исправить ошибки.
  • Можно предложить устную или письменную РНО, если ошибки исправлены и пронумерованы.

Что касается ошибок во всевозможных разборах, то учитель на полях строки ставит  + или -, сигнал к тому, что разбор переделать.

Невозможно перечислить все приёмы работы над ошибками. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается высокой грамотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Система работы над ошибками (из опыта работы)

Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы называ...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Статья "Приемы моей педагогической техники" (из опыта работы)

Главной целью современного образования является воспитание успешной, компетентной личности. Начальная школа - это фундамент будущего успеха ребенка....

"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими...