Статьи
статья

Кольчикова Вера Ефимовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1_kolchikova_v.e.docx16.77 КБ
Файл statya2_kolchikova_v.e.docx14.4 КБ
Файл statya3_kolchikova_v.e.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кольчикова В.Е.

Политовская начальная общеобразовательная школа - филиал МБОУ Усть-Чульской СОШ им. М.Е.Кильчичакова, аал Политов, Республика Хакасия

«Сохранение традиций и обычаев хакасского народа в воспитательной и внеурочной деятельности: из опыта работы учителей хакасского языка Политовской НОШ»

        Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического, нравственного, эстетического воспитания. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – важная способность человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства. Истоки искусства хакасов кроются в далёком прошлом. Древние жители Хакасии напоминают обилие курганов, наскальных рисунков и надписей. Судя по обилию памятников материальной культуры, население Хакасии издавна было многочисленным и достигало известного культурного уровня.

        Сетевое взаимодействие с музеями создаёт информационное пространство, дети становятся участниками виртуальных и реальных туристических маршрутов по уникальным природным местам, историческим памятникам, погружаются в творческую  среду мастеров декоративно-прикладного творчества, осваивают навыки народного ремесла, узнают секреты национальной кухни. Важно,  что обучающиеся   получат опыт профессионального самоопределения и  перспективу профессиональной самореализации в условиях сельской местности, профессий, связанных развитием туристического сервиса.

Достижением данной цели служит воспитательная внеклассная работа в форме организационно - деятельностных игр, традиционных праздников «Тун пайрам», «Чыл пазы», викторин, творческих вечеров, бесед, встреч, путешествий, концертов, мастер-классов, лекций, посвящённых проблемам воспитания и образования на традиционной народной культуре и предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии по музеям родного края «Хуртуйах тас», (с.Анхаково), музей под открытым небом  (с. Казановка), походы по окрестностям села, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями,  рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы,  наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, игры и видеофильмы по краеведению. Изучение родного края подразумевает посещение  музеев с целью накопления познавательного материала.

      Доброй традицией стало ежегодное проведение  месячника «Ко дню древнетюркской письменности и словесности», который направлен на сохранение и развитие лучших достижений хакасской и тюркской культуры народов Саяно-Алтая, включает номинации выразительное чтение произведений устного народного творчества, тюркской литературы на русском, хакасском и других тюркских языках;  конкурс тахпахов; знатоков хакасского языка и литературы. Знакомятся с учёными – исследователями Хакасии: Н. Ф. Катанов, Л. Р. Кызласов, П С. Паллас; историей родного края в памятниках, основными памятниками культуры и достопримечательностями родной земли, памятниками старины – Хуртуйах тас, Ах тас. (в музеях Аскизского района).

Список используемых источников:

  1. В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им.Н.Ф.Катанова, 1999.-76с.
  2. В.Я. Бутанаев. Традиционная культура и быт хакасов. -  Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. – 224с.



Предварительный просмотр:

Кольчикова В.Е.

Политовская начальная общеобразовательная школа-филиал МБОУ Усть-Чульской СОШ им. М.Е.Кильчичакова, аал  Политов, Республика Хакасия

«Формирование этнокультурной компетентности младших школьников на уроках  «Основы религиозных культур и светской этики»

Проблема межэтнической напряженности особенно актуальна в современной поликультурной России и в образовании в целом. В связи с этим одна из важнейших задач современной школы - это развитие этнокультурной компетентности школьников.

Одним из средств формирования этнокультурной компетентности и национальной идентичности младших школьников является предмет ОРКСЭ в начальной школе (основы религиозных культур и светской этики). Предмет ОРКСЭ поделен на 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. По модулю «Основы мировых религиозных культур» на каждом уроке ученики открывают знания о других народах и их религиозных культурах, понимают их своеобразие и ценность.

Хочу конкретно остановиться на одном из разделов, который помогают приобщить и преумножить знания о нашей Хакасии, т.е. сохранить национальное самосознание и этнокультурную компетентность учащихся.  

Независимо от модуля, самой первой темой является «Россия – наша Родина». На этом уроке ученики узнают об особенностях нашей страны и знакомятся с символами России: флаг, герб и гимн. Это те символы, которые отличают нашу страну от других. Я предлагаю в данную тему включить региональный компонент. Наша Родина – страна Россия – регион Республика Хакасия – Аскизский район – село Аскиз. Если мы изучаем символы России, значит и должны познакомиться с символами малой Родины!

Флаг и герб Хакасии. Государственный герб Республики Хакасия представляет собой изображение в серебряном поле червленого (красного) щита амазонок, обремененного серебряным идущим крылатым барсом настороже, тонко окаймленным и украшенным золотом.

Государственный флаг Республики Хакасия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех полос. Три равновеликие полосы расположены горизонтально в последовательности: верхняя - синего, средняя - белого и нижняя - красного цвета. Четвертая полоса, зеленого цвета, располагается вертикально, непосредственно у древка, объединяя горизонтальные полосы.

Флаг и герб Аскизского района – должны знать ученики. В зеленом поле две золотые, скачущие, противообращенно-соединенные передние половины коней с золотыми украшениями и стременами, седлом; над седлом - золотая чаша на подставке. Местное население занималось коневодством, овцеводством. На гербе поселения скачущие кони - символизирует основное занятие местного населения. Конь - символ устремленности в будущее, здоровья, физической силы, трудолюбия и выносливости. Кроме скотоводства местное население занималось добычей золота. Золотая чаша - символ богатств Аскизской земли, а также символ гостеприимства. Мы всегда должны встречать своих гостей с полной чашей.

Младших школьников нужно приобщать к культуре своего народа. На данных примерах ученикам будет интереснее изучать и понимать материал. Если ученики будут знать культуру и историю своей малой Родины, то они и будут уважать и понимать культуру всех народов. Значит, будут этнокультурно компетентными.    

Список используемых источников:

  1. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф.  — Уфа: Лето, 2011. — с. 49-52.


Предварительный просмотр:

Кольчикова В.Е.

Политовская начальная общеобразовательная школа - филиал МБОУ Усть-Чульской СОШ им. М.Е.Кильчичакова, аал Политов, Республика Хакасия

 «Музейная педагогика как средство формирования личностных компетенций обучающихся»

В конце XX столетия (1990) на базе Государственного Русского музея создаётся Российский центр музейной педагогики и детского творчества, главной задачей которого являлась интеграция музея в систему народного образования.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика - дисциплина, прежде всего, педагогическая, хотя, разумеется, связанная с целым рядом других гуманитарных дисциплин, в том числе с музееведением, историей, культурологией, искусствоведением и др.

Принципиальное отличие новых стандартов      заключается в том, что основной целью   является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения предметов.

 Сейчас  особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики. Благодаря интеграции ресурсов музея в учебно-воспитательный процесс формируется единое образовательное пространство, способствующее воспитанию гражданской позиции личности и патриотических качеств у школьников, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; повышается эффективность достижения образовательных результатов.
        
Условно можно выделить следующие взаимосвязанные направления совместной деятельности взрослых и детей: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное.

Работа с вещественными источниками отражает деятельностный подход, занимающий ведущее место в современной педагогике, усиливает познавательный интерес, позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков. Посетив  музей и получив возможность воочию увидеть и, даже, потрогать некоторые экспонаты, ученики получают возможность представить определенные исторические и другие события, которые иногда представляются абстрактно. В процессе взаимодействия с предметами у школьников формируется критическое мышление.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс и во внеурочную деятельность, делает занятия более интересными, выразительными, запоминающимися. В результате реализуется компетентностный подход, который предусматривает не усвоение учеником отдельных друг от друга  знаний и умений, а овладение ими в комплексе, ориентация обучения и воспитания на конечный практический результат.

Список используемых источников:

  1. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юнхевич - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001- 223с.
  2. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие- справочник. Изд. 2-е, доп. ФГУК ГМПИР. СПб., 2006 - 32 с.
  3. Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 193-196.
  4. Пляскина С. А. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 937-939. — URL https://moluch.ru/archive/132/36984/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...