рабочая программа межпредметного модуля "Мы исследователи"
рабочая программа (1 класс)

Межпредметный модуль «Мы – исследователи» сформирован из часов учебных предметов: окружающий мир, изо, технология. Рассчитан на 10 часов. Курс по выбору. Состоит из 4 блоков: «Неживая природа», «Живая природа», «Я – гражданин», «Творческая мастерская».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_my_issledovateli_1_kl.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по межпредметному модулю «Мы – исследователи»

1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мы – исследователи», 1 класс, разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом специфики работы МАОУ лицея № 17, направленной на формирование образовательной среды способствующей нравственному, духовному, физическому развитию и социализации учащихся.

Межпредметный модуль «Мы – исследователи» сформирован из часов учебных предметов: окружающий мир, изо, технология. Рассчитан на 10 часов. Курс по выбору. Состоит из 4 блоков: «Неживая природа», «Живая природа», «Я – гражданин», «Творческая мастерская».

Общая характеристика предмета

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа “Мы - исследователи” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Перспективная начальная школа», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.  

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цели программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности; создание условий для формирования у обучающихся стойкого интереса к натуралистической деятельности, воспитание бережного отношения к окружающему миру – экологической ответственности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.
  • углубить знания о живой и неживой природе;
  • изучить, провести наблюдения и исследования с обучающимися конкретных объектов живой природы;
  • формировать знания о взаимодействии и взаимозависимости человека и природы.
  • развивать любознательность через активизацию внимания, наблюдательности, памяти;
  • развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;
  • развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику,
  • формировать потребность ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • научить использовать полученные знания об экологии;

Ведущей идеей программы является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

На занятиях «Мы - исследователи» дети узнают о разнообразии окружающего нас мира. Они в процесс игры, в ходе экскурсий, общения с взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юным исследователям могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов. Таким образом, учащиеся узнают о методах изучения окружающего мира.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это интернет, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел «Неживая природа» обеспечивает более глубокое ознакомление учащихся с окружающим миром, географическими, природоведческими и экологическими понятиями.

Раздел «Живая Природа» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих, экологических и здоровьесберегающих знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

«Я – гражданин»

Раздел «Творческая лаборатория» обеспечивает ознакомление младших школьников с природными материалами: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, крылатками клена, ягодами шиповника, желудями, шишками ели. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с природными материалами.

Результаты освоения программы

В 1 классе предполагается приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.


Личностные и метапредметные результаты

УУД

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умение учиться навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цели);

- Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Блок «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» (10 часов)

Тема

Виды деятельности

1

Как образовалась планета Земля.

Виртуальная экскурсия. Работа с информацией из разных источников.

2

На что похожа наша планета. Строение Земли.

Беседа. Работа с информацией из разных источников. Сравнивание объектов. Выполнение творческой работы – изготовление макета из пластилина.

3

Почему летом тепло, а зимой холодно?

Беседа. Мини-исследование Работа с информацией из разных источников.

4

Что у нас над головой?

Солнце и луна. Звезды.

Виртуальная экскурсия. Интерактивная игра.

5

Что у нас под ногами.

Беседа. Работа с информацией из разных источников. Мини-исследование. Поисковая работа.

6

Чудеса неживой природы.

Беседа. Работа с информацией из разных источников. Конкурс рисунков.

7

Как рождаются вулканы.

Беседа. Мини-исследование Работа с информацией из разных источников.

8

Путешествие капельки. Круговорот воды в природе.

Урок-игра. Поисковая работа.

9

Как связана живая и неживая природа.

Поисковая работа. Мини-исследование

10

Учись быть бережливым.

Беседа. Мини-исследование Работа с информацией из разных источников

Блок «ЖИВАЯ ПРИРОДА» (10 часов)

Тема

Виды деятельности

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты

Характеризовать условия жизни на Земле. Игра «Загадки о природе»

2

От динозавров до человека.

Проект «Планета динозавров» (лепка из пластилина)

3

Что расскажут нам деревья.

Творческая работа: «Аппликация из осенних листьев»

4

Почему деревья сбрасывают листву. Деревья впадают в спячку.

Беседа. Мини-исследование Работа с информацией из разных источников.

5

Такие удивительные растения!

Практическая работа «Определение растений»

Игра: «Угадай растение по описанию».

6

Оранжерея на окне. 

Практическая работа: «Определение комнатных растений. Уход за комнатными растениями»

7

Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений.

Практическая работа: «Определение комнатных растений. Уход за комнатными растениями»

8

Загадки животного мира. Писатели о природе.

Исследовательская работа: сообщение о животном;  загадки о животных.

9

Человек – часть живой природы

Подготовить сообщения. Обсудить результаты задания. 

10

Если хочешь быть здоров.

Составление правил ЗОЖ.

Блок «Я ГРАЖДАНИН» (10 часов)

Тема

Виды деятельности

Я живу в России (4 часа)

1 - 2

Москва – столица России. Россия – многонациональное государство

Виртуальная экскурсия. Работа с информацией из разных источников

3-4

Праздники России

Беседа. Работа с информацией из разных источников. Конкурс рисунков.

Без прошлого нет настоящего и будущего (3 часа)

1

Археология. Письменность.

Первые буквы Руси

Поисковая работа. Мини-исследование

2-3

Имена и фамилии

Моя родословная.

Что означает мое имя?

Беседа. Мини-исследование Работа с информацией из разных источников.

Россия и мир (3 часа)

1-2  

Чудеса света

Виртуальная экскурсия. Поисковая работа.

3

Сохранить прекрасное, вечное. Россия – моя Родина

Урок- игра.

Конкурс рисунков «Моя Россия»

Блок «ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» (10 часов)

Тема

Виды деятельности

1

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, шиповника, семенами яблок, крылатками клена, желуди, шишки ели.

Знакомятся с природными материалами. Рассматривают палочки, ракушки, ягоды рябины, семена яблок, крылатками клена, ягодами шиповника, желуди, шишки ели.

2

Использование естественной формы природного материала.

Поисковая работа. Знакомятся с естественной формой природного материала. Поисковая работа.

3

Изготовление поделок из ракушек.

Творческая работа «Поделка из ракушек».

4

Изготовление сувенира из шишек и пластилина.

Беседа. Мини-исследование. Творческая работа: «Ёжик из шишек и пластилина»

5

Изготовление композиций из овощей.

Мини-исследование. Творческая работа. Учимся передавать форму овощей и фруктов при лепке пластилином.

6-7  

Изготовление картин из круп и зёрен.

Беседа. Творческий поиск. Исследуем свойства материалла.

Изготовление практической работы - «Картина из круп и зёрен»

8

Изготовление картин из листьев.

Беседа. Мини-исследование. Творческая работа «Картина из листьев»

9

Изготовление поделок из шишек.

Беседа. Мини-исследование. Творческая работа «Поделка из шишек»

10

Изготовление поделок из ягод рябины.

Беседа. Мини-исследование. Творческая работа «Поделка из ягод рябины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ...

Рабочая программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» 4 класс

Программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Рабочая программа межпредметного модуля Истоки 1 класс

Рабочая программа  межпредметного модуля Истоки  1 класс...

Рабочая программа межпредметный модуль «Юный исследователь»

Рабочая программа межпредметный модуль«Юный исследователь»базовый  уровень,  2   класс/адаптированная  на   основе  Примерной  программы...

рабочая программа межпредметного модуля "Грамотейка"

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устно...