Система оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
учебно-методический материал (1 класс)

Ольнёва Ольга Николаевна

Данный материал будет интересен как учителям, так и специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_monitoring_kommunikativnye_navyki_2021.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки коммуникативных навыков

у детей с расстройствами аутистического спектра

Фамилия, имя ребенка: _________________

Умение, навык

1 класс (первого года обучения)

1 класс (второго года обучения)

Комментарии

Балл на начало года

Балл на начало года

Балл на конец года

Балл на конец года

Формирование умений выражать просьбы/требования

1. Просит повторить понравившееся действие

2. Просит один из предметов в ситуации выбора

3. Просит поесть/попить

4. Требует предметы/игрушки

5. Требует выполнения любимой деятельности

6. Просит о помощи

Сумма баллов

2.

Формирование социальной ответной реакции

1. Откликается на свое имя

2. Выражает отказ от предложенного предмета/деятельности

3. Отвечает на приветствия других людей

4. Выражает согласие

Отвечает на личные вопросы

Сумма баллов

3.

Формирование умений называть, комментировать и описывать

предметы, людей, действия, события

1. Дает комментарии в ответ на неожиданное событие

2. Умеет называть различные предметы

3. Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов

4. Определяет принадлежность собственных вещей (мой)

5. Умеет называть знакомых людей по имени

6. Комментирует действия, сообщение ,информацию о действиях

7. Описывает местонахождение предметов, людей

8. Описывает свойства предметов

9. Описывает прошедшие события

10. Описывает будущие события

Сумма баллов

4.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

1. Умеет привлекать внимание другого человека

2. Задает вопросы о предмете («Что___?»)

3. Задает вопросы о другом человеке («Кто___?»)

4. Задает вопросы о действиях («Что делает___?»)

5. Задает общие вопросы, требующие ответа  да/нет

6. Задает вопросы о местонахождении предметов («Где___?»)

7. Задает вопросы, связанные с понятием времени

(«Когда___?»)

Сумма баллов

5.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

1. Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело»)

2. Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит»)

3. Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно»)

4. Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый», «сердится»)

5. Сообщает о боли («Больно», «болит»)

6. Сообщает об усталости («Устал»)

7. Выражает удовольствие/недовольство

(«нравится/не нравится»)

Сумма баллов

6.

Формирование социального поведения

1. Просит повторить социальную игру

2. Просит поиграть вместе

3. Выражает вежливость

4. Умеет поделиться чем-либо с другим человеком

5. Выражает чувство привязанности (обнимает, целует)

6. Оказывает помощь, когда попросят

7. Умеет утешить другого человека

Сумма баллов

7.

Формирование диалоговых навыков

1. Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени

2. Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы

3. Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы

4. Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником

5. Умеет поддержать диалог, организованный собеседником

6. Умеет поддержать диалог на определенную тему

7. Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях

8. Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает)

Сумма баллов

Общая сумма баллов

 Для оценки используется балльная система.

 «0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.

«1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.

«2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях – в разных местах, с разными людьми. Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.

Уровни развития коммуникативных умений, навыков:

Низкий уровень:  умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание.

Средний уровень:  умения называть различные предметы,  людей (по имени), описывать действия и местонахождение предметов;  отвечать и задавать простые вопросы, адекватно выражать собственные эмоции.

Высокий уровень: умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени;  умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах; формирование социального поведения.

Разработано в соответствии с рекомендациями А.В.Хаустова. (А.В.Хаустов. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, 2010г.)

Система оценки коммуникативных навыков у обучающихся с РАС

1 класс (первого года обучения) 2019-2020 г.

ФИО

Формирование умений выражать просьбы/требования

Формирование социальной ответной реакции

Формирование умений называть, комментировать и описывать

предметы, людей, действия, события

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Формирование социального поведения

Формирование диалоговых навыков

Общая сумма баллов

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

КГ

7

8

6

7

10

12

7

9

7

9

6

8

2

4

45

57

КМ

0

1

1

2

0

2

0

0

0

0

0

0

0

1

1

6

ПВ

6

9

6

9

5

10

4

7

9

10

7

10

3

8

40

63

РК

6

7

6

9

6

11

1

5

2

6

3

5

3

7

27

50

СВ

1

4

2

2

1

2

0

1

0

1

0

2

0

0

4

12

Система оценки коммуникативных навыков у обучающихся с РАС

1 класс (второго года обучения) 2020-2021 г.

ФИО

Формирование умений выражать просьбы/требования

Формирование социальной ответной реакции

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Формирование социального поведения

Формирование диалоговых навыков

Общая сумма баллов

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

КГ

12

9

18

12

12

11

10

84

КМ

4

5

6

1

2

2

4

24

ПВ

12

10

13

11

13

12

9

80

РК

11

10

15

8

7

10

11

72

СВ

6

4

4

1

4

5

2

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра

Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...

Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...