"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация
видеоурок (1 класс)

Кавун Надежда Михайловна

"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Шахматная нотация»

Сопроводительная информация: 

1. ФИО учителя                 Кавун Надежда Михайловна

2. Школа                             МБОУ «Школа № 111» города Ростова-на-Дону»

3. Внеурочное занятие     «Шахматы в школе» «Шахматная нотация»

4. Класс                               начальная школа

Конспект урока

Цель урока:

     научить   детей ориентироваться на шахматной доске, ввести новое понятие «шахматная нотация», научить определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Задачи:

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей Родине.

          

Оборудование: 

     Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, дидактический материал: индивидуальные шахматные доски.

Литература:

  1. И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск: «Духовное возрождение», 2011
  2. И.Г. Сухин «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны», Обнинск: «Духовное возрождение», 2012.
  3. Сухин И. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы первый год» - пособие для учителя.

Разработала:     Кавун Н. М. учитель физкультуры МБОУ «Школа № 111» города Ростова-на-Дону»

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребятишки, девчёнки и мальчишки! Сегодня на нашем занятии мы будим дарить друг другу хорошее настроение своими улыбками.

Громко прозвенел звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Слушаем, запоминаем,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Мотивация к учебной деятельности

- А для того, чтобы уметь играть в шахматы, что надо хорошо знать? (Доску)

- Давайте же произнесём наш девиз

                «Чтоб играть и побеждать, надо доску знать на «пять»!»

_

Будем чемпионами? (Да!)

3. Повторение пройденного

  • Какую страну считают родиной шахмат? ИНДИЯ
  • Рожь на нём не колосится, не растет на нём пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это – шахматное… ПОЛЕ
  • В какой клетке тесно МАЛЕНЬКОЙ МЫШКЕ, но свободно слону В шахматной
  • Что больше - шахматная доска или шахматное поле? Шахматная доска
  • Сколько диагоналей на шахматной доске? 26
  • Сколько горизонталей и вертикалей на шахматной доске? По 8
  • Сколько полей у самой короткой диагонали? 2
  • Сколько всего полей на шахматной доске? 64
  • Как на шахматной доске обозначаются горизонтали? Цифрами от 1 до 8
  1. Вы в школе изучаете русский, английский язык, а при игре в шахматы, Вы имеете честь знакомится с Латинскими буквами a,b,c,d,e,f,g,h. Ребята, есть замечательное стихотворение, которое помогает запомнить, как на шахматной доске обозначаются вертикали. ("Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш").

Предлагаю показать и рассказать то, что мы уже знаем об игре «Шахматы» и шахматной доске, и доказать, что Шахматы – это очень серьёзная игра  

 (Речитотив 6 чел по строчке) 

Учитель:  Чтобы в шахматы играть,

                   Надо все законы знать:

                   Как поставить доску нам,

                   По каким ходить полям,

                  Где ладья стоит, где слон,

                  Где король воссел на трон.

                 Конь с ферзем дополнит ряд,

                  Пешек их прикрыл отряд,

                  Вот и армия в строю,

                  Не уронит честь в бою.

- Спасибо всем за работу, какой можем сделать вывод?

4. Актуализация знаний

- Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику

     В комнате тихо. Алёша и бабушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Алёше пора ложиться спать. Мальчик не успел доиграть партию с бабушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с бабушкой продолжим игру?» - спросил Алеша.

-Можно ли помочь мальчику? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске.

А поможет Алёше знание….

- Какая же цель сегодня стоит перед нами?

Ответ: (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

5. Формирование темы урока и постановка целей

- Ребята, сыграв шахматную партию с партнёром, вы сможете её восстановить. И существует два способа сделать это, либо попытаться вспомнить всю последовательность ходов, либо во время игры вести запись ходов – своих и партнёра.

 

Запись шахматной партии имеет своё название «Шахматная нотация» 

– шахматная нотация состоит из системы знаков, обозначающих фигуры и поля.

- Сегодня будем учиться определять и находить местоположение фигур на шахматной доске.

- Давайте ещё раз вспомним, как обозначаются горизонтали? (Цифрами)

- А вертикали? (латинскими буквами)

- Давайте вспомним считалку, которая помогла нам в запоминании этих букв

(Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия Жэ Аш)

Каждый из Вас живет в доме/квартире, у которых есть название улицы и номер дома. Например: Муслим живет на улице Миронова  и номер дома __.

Так и Все шахматные линии: горизонтали, вертикали, диагонали пересекаются между собой на шахматной доске и образуют шахматные поля, каждое из которых имеет свой «адрес», своё местонахождение на шахматной доске

         Как вы думаете, как можно определить «адрес» шахматного поля? (Варианты ответов)

6. Изучение нового материала

- Представьте себе шахматный город.

- Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Чтобы проще запомнить названия улиц, давайте заселим в них шахматные фигуры. Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

- Итак, улицы есть, а дома под номерами 1-8

- Для того, чтобы определить «адрес» необходимого поля, нужно найти вертикаль – улицу и горизонталь-номер дома. Цифра, обозначающая горизонталь, и буква, обозначающая вертикаль, в совокупности дадут нам адрес, координаты поля.

Сначала мы всегда называем улицу, а затем номер дома.

Запомни, в каком порядке надо называть положение фигуры на доске: фигура — буква — цифра. Сначала назови ладью. Затем найди букву и последней назови цифру.
Ладья стоит на c2.
Конь стоит на e8.
Слон стоит на a3.

- Давайте определим адрес фигур и решить поставленную дидактическую задачу (на индивидуальных досках)

8. Закрепление изученного

1) Правила шахматной нотации

- Для чего надо научиться записывать позицию?

Ответ: Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов.

(Самая продолжительная шахматная партия)

-  На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

- Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

2) Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

  1.  Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур – вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король – ферзь – ладья – слон – конь – пешки.
  3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

 А как же записывают фигуры? Для этого используют сокращённые записи, которые обозначаются так:

Кр - Король 
С - Слон
Ф - Ферзь 
К - Конь
Л – Ладья

п.- пешка

- Прежде, чем начать работу, вспомним, как должна лежать шахматная доска

Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик, 
Ты представь, что это поле,

Доску правильно клади, 
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

- А сейчас давайте проверим, все ли справились?

РЕБЯТА, ВЫ МОЛОДЦЫ И СКОРО СТАНЕТЕ НАСТОЯЩИМИ ШАХМАТИСТАМИ

9. Рефлексия

- Итак, ребята, наш урок подходит к завершению.

Продолжите фразы:

«Я понял, что…»

«Меня удивило…

10. Итог урока

- Мы знакомились с вами с новым понятием «шахматная нотация» и обсуждали, для чего её необходимо вести. Надеюсь вы усвоили тему и сможете применять полученные знания на практике.

- Да, шахматы – это серьёзная игра, а не какие-то игрушки!

Стихотворение

Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать.
И закалит тебя.
  Прекрасен Конь, могуч и яр,

   Наполнен жаждою полёта.

   Ему не дан прямой удар,

   Зато он - мастер апперкота.

 

   Лишь одноцветные поля

   Слона в походе привлекали.

   Он на чужого короля

   Нацелен по диагонали.

 

   Её манёвр - сплошной кроссворд.

   Горизонтали, вертикали...

   Ладье по нраву - "тихий" ход,

   Но вот - удар, и враг в печали!

 

   Ферзю дана большая власть -

   Не удовольствие, а бремя.

   Возглавить бой, сразить, напасть,

   Но рисковать всё это время,

 

   Король в дебюте - трусоват,

   Чуть что - и сразу рокировка.

   А под конец и он - солдат,

   Воюет не спеша, но ловко.

           - ЖЕЛАЮ ПОБЕДЫ,  МОИМ ЧЕМПИОНАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"

Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей.  Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...

разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Урок по шахматам на тему "Шахматная нотация"

Урок на тему "Шахматная нотация", 1-й год обучения...

Конспект занятия по теме Шахматная нотация

Конспект занятия по теме Шахматная нотация...

Шахматные диаграммы. Нотация.

Учимся "читать" запись  шахматных партий...

Шахматная нотация

Шахматная нотация...