Конспект занятия по теме Шахматная нотация
план-конспект

Устюгова Алёна Юрьевна

Конспект занятия по теме Шахматная нотация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт занятия

Тема: Шахматная нотация.

Цель: Организация деятельности обучающихся по закреплению изученного материала, совершенствования знаний о шахматных фигурах.

Цель занятия: Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи занятия:

Обучающие: научить правильно, записывать шахматную партию разными способами, правильно по записи, расставлять шахматную позицию, видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.

Развивающие: создать условия для развития логического мышления; расширения шахматного кругозора и мотивации с целью создания ситуации успеха.

Воспитывающие: формировать у учащихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества.
Оборудование, дидактическое оснащение урока: 
1. Демонстрационная магнитная доска;
2.Наборы шахматных фигур;
3. Комплекты учебников, автор И.Г. Сухин «Шахматы»

Планируемые результаты:

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

3.Принимать и сохранять учебную задачу;

 Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных ситуаций.

 Познавательные УУД

1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы .

Личностные

1.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2. Умение анализировать свое эмоциональное состояние на конец урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным! Вы познакомитесь с шахматным языком.

Настрой на урок

Р1.

Л1

Актуализация знаний.

2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.

1.Отгадайте ребус

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\для шахмат рисунки\рис50.jpghello_html_4be4d6dd.png

Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

Кто знает, что обозначает этот термин?

Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

Можно ли помочь Пете? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.

Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

Какие цели стоят перед нами?

Нотация

Ответы детей

Надо записать местоположение шахматных фигур на доске

Высказывание предположений

Р3.

К1

П1

Закрепление изученного материала

Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами – горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Шахматная нотация
 Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2
.

Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья


п. – пешка
hello_html_m12698621.png

Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру.

Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

Физминутка .

Мы стоим на «d4». Представили!

Если называют поле «d5» – то делаем шаг вперед

Если «d3» – шаг назад

Если «с4» – приседание

Если «е4» – подпрыгнуть

Повторить еще раз в другом порядке

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать

Расставляют фигуры  их на шахматной доске

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться

 

П1

Р2.

П1

К2

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

  1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур – вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король – ферзь – ладья – слон – конь – пешки.
  3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию – она из недоигранной юными шахматистами партии.

Шахматная запись

Начинаем с белых:
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6.
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3.

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7;
пп. b7, c6, f7, g6, h7.

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Играем в шахматы

А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.

Самостоятельное выполнение задания

Работа в парах

Подведение итогов урока

  Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного?

Правильно с2 – белого цвета.

Какого цвета поле  b4?

Какого цвета поле  а2?

Какого цвета поле  е5?

С белого 

b4 – черного цвета

а2 – белого цвета

е5 – черного цвета

Рефлексия

Продолжите:

Я узнал…

Я научился…

- Удалось ли нам достичь поставленные цели?

- Что помогло вам в достижение успеха?

Ответы детей

Л2

К1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие на тему: "Где найти витамины зимой и весной?". Внеурочная деятельность.

Занятие получилось интересное. Мы с детьми успели сделать все. Это не одиночное занятие. До него была череда занятий, на которых мы говорили о витаминах. Но оно не является заключитльным, так как в по...

разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....

Урок по шахматам на тему "Шахматная нотация"

Урок на тему "Шахматная нотация", 1-й год обучения...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс

Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс...

Внеклассное занятие по теме "Шахматные фигуры"

Цель: знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Повторить направления на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ; познакомить с шахматными фигурами.Выработать навык работы с шахматной доской....