Внеклассное занятие по теме "Шахматные фигуры"
план-конспект занятия по физкультуре (1 класс)

Цель: знакомство с шахматными фигурами.

Задачи:

  1. Повторить направления на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ; познакомить с шахматными фигурами.
  2. Выработать навык работы с шахматной доской.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

Оборудования: демонстративная шахматная доска, рисунки по теме урока, комплект шахмат для каждого ученика

Методы: наглядный, эвристический, словесный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по шахматам

по теме  «Шахматные фигуры» в 1 классе

Цель: знакомство с шахматными фигурами.

Задачи: 

  1. Повторить направления на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ; познакомить с шахматными фигурами.
  2. Выработать навык работы с шахматной доской.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых ш

Оборудования: демонстративная шахматная доска, рисунки по теме урока, комплект шахмат для каждого ученика

Методы: наглядный, эвристический, словесный.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Приветствие ребят, настрой на занятие.

Блиц-опрос:

Сколько полей в больших диагоналях?

Сколько полей в самых коротких диагоналях?

Сколько на доске больших диагоналей?

Сколько на доске самых коротких диагоналей?

Какую форму имеет центр?

Сколько полей в центре?

Сколько белых полей в центре? А черных полей?

2. Актуализация опорных знаний

Ребята,  у нас пропали все шахматные фигуры. А чтобы найти их, вам придется проделать немалый путь, помогите нам вспомнить, как выглядят шахматные фигуры, их имена, как они правильно ходят.

3. Основная часть.

Сегодня Вы вспомните об основных действующих лицах любой шахматной баталии. Естественно, это шахматные фигуры.

- Ребята, перед вами самые разнообразные виды наборов фигур. Давайте их рассмотрим. Они бывают миниатюрные, крупные, магнитные, гигантские.

- В шахматы играют два соперника: один из них - белыми фигурами, второй - чёрными. У каждого из противников по 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек.

- Ребята, некоторые шахматные фигуры сегодня пришли к нам в гости. Давайте догадаемся, как они называются.

1-й гость – шахматный король.

Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает! (отгадывают).

Интересные факты: на демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

2-й гость – шахматный ферзь.

Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами (отгадывают).

Интересные факты:  в древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А в вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.

3-й гость – шахматная ладья.

Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться (отгадывают).

Интересные факты:  в Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две.

4-й гость – шахматный слон.

Интересные факты:  А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом! Слонов в каждой армии по два.

5-й гость – шахматный конь.

У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия (отгадывают).

Интересные факты:  во всех страна, где бы не появлялись шахматы, обязательно в состав войска входили фигурки, изображавшие коня или всадника на коне.

В древнем шатранге – старинных персидских шахматах, фигурами были индийские всадники-войны, сидящие на могучих конях. Правда, когда переводчики перевели на русский язык название фигуры, то оказалось, что конь скинул всадника. Вот так и воюет гордо один конь на шахматной доске.

6-й гость – шахматная пешка.

Маленький человечек в круглом шлеме (отгадывают).

Интересные факты:  пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты. Но в совсем не мирной когда-то Германии, пешки стали мирными крестьянами. В некоторых странах они превратились в животных. Интересно посмотреть на экспонаты петербургской Кунсткамеры. В залах Якутии около юрт-ладей лежат пешки-тюлени, а в Монголии – стадо пешек-овечек собралось атаковать врага.

Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.

Вот какие прекрасные фигуры есть в шахматной игре.

4. Физминутка.

Ребята, предлагаю показать движения наших фигур. Я называю шахматные фигуры, а вы показываете, как они двигаются (конь – скачет, король – сидит ровно на троне, слон – машет головой, пешка – поднимает копье и т.д.)

5. Закрепление.

Сейчас мы будем доставать фигуры из «Волшебного мешочка» и определять роль каждой фигуры в игре (из мешочка вынимаются поочередно все шахматные фигуры и расставляются на шахматной доске).

Игра на закрепление «Найди и назови»

Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте. Начинается закрепление пройденного материала. Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят назвать их и поднять такую же.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

- Какие фигуры существуют в шахматной игре?

- Какая фигура вам понравилась больше всего?

- Как выглядит король, ферзь, ладья, пешка, конь?

- Как ходят эти фигуры? Как они бьют?

Литература

1.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

2.Сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”.

3.Сайт chessmatenok.ru

ема: Шахматные фигуры.

Решаемая проблема: Приобщить обучающихся детей  к интеллектуально-

спортивным играм.  

Цели урока: познакомить с чёрными и белыми  шахматными фигурами, их

названием, повторить и закрепить основные понятия  шахмат, связанные с шахматной

доской.

Задачи:

Образовательные: усвоить базовые понятия шахматных фигур, закрепить знания

о шахматной доске.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое

решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: дети научаться определять шахматные фигуры и узнают, как

определить ценность шахматных фигур.  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных

ситуаций; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать свои действия; умение

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество, разрешать

конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои

мысли в соответствии с поставленными задачами.

Предметные УУД: через игру узнать ценность шахматных фигур, использовать

полученные знания в практической деятельности.  

Основные понятия: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король, белые и чёрные

фигуры.

Межпредметные связи: Математика, окружающий мир.

Ресурсы: Компьютер, проектор, магнитные доска и шахматные фигуры,

Презентация «Шахматные фигуры», демонстрационный материал, карточки с заданиями,

индивидуальные шахматные доски.  

 

2

 

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельнос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.

Цель: Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.Развивающая: развить внимание, мышление...

Конспект учебного занятия "Площадь геометрических фигур"

Урок руфлексии. Тема "площадь геометрических фигур"...

Конспект открытого внеурочного занятия "Ценность шахматных фигур"

Конспект открытого внеурочного занятия в рамках ФГОС НОО на основе современных образовательных технологий Тема: Ценность шахматных фигур Тип урока: Урок открытия нового знания. Цели: Деятельностная: н...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....