"Юные исследователи"
план-конспект

Стороженко Анна Владимировна

Целью данной программы является: развитие личности обучающегося( формируя и поддерживая интерес к химии),  удовлетворение познавательных запросов обучающихся, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять полученные знания на практике.

Задачи:

  • обучающие:

- сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

- познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств химических веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

- сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления(происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем); умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдая правила техники безопасности;

- расширить представление обучающихся о химичиских веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

- показать связь химии с другими науками:

  • развивающие:

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, учебно-коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы;

-расширить кругозор обучающихся с привлечением дополнительных источников информации;

- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

  • воспитательные:

- воспитать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, доброжелательность;

•          развить творческую инициативность и самостоятельность при решении учебных задач;

 

- поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

- воспитание экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_yunye_issledovateli.docx88.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное  общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат № 1

Купинского района Новосибирской области

(МБОУ  Купинская школа - интернат № 1)

=====================================================================

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «31» _08.   2020г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Купинской школы – интерната №1

_________ О.В.Кокарева

Приказ № ___

от «_  _»  __ ___2020 г.

«Юные исследователи»

общеразвивающая программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления(исследовательской направленности)

Программа для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации: 4 года

Автор, составитель программы:

Стороженко Анна Владимировна

г. Купино

                                                                        2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Юные исследователи».
  1. Пояснительная записка .
  2. Цель и задачи  общеразвивающей программы внеурочной

деятельности «Юные исследователи» .

  1. Содержание  общеразвивающей программы внеурочной деятельности

«Юные исследователи», учебный план.

  1. Планируемые результаты  общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Юные исследователи».
  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности ««Юные исследователи».
  1. Условия реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности

«Юные исследователи».

  1. Методические обеспечение общеразвивающей программы внеурочной

деятельности  «Юные исследователи».

  1. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы внеурочной

деятельности «Юные исследователи».

  1. Оценочные материалы.
  2. Список литературы.

  1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Юные исследователи»

  1. Пояснительная записка.

Общеразвивающая программа внеурочной деятельности исследовательской  направленности «Юные исследователи» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М.: Просвещение 2011 г. Концепции развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии СанПиН (от 04.07.2014г. № 41 «Об утвержденииСанПиН 2.4.4.3172-14), Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области  « О введении ФГОС ООО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе Устава  МБОУ Купинской школы – интерната № 1.

Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у обучающихся первоначального целостного представления о мире.

Актуальность  исследовательской деятельности  сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской  деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной  программы начального общего образования.  Современные развивающие программы начального образования включают исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная деятельность в микро группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

 Актуальность программы внеурочной деятельности «Юные исследователи» заключается в создании условий для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося, в формировании химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.

Актуальность программы

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет общеинтеллектуальную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у обучающихся первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.

В процессе изучения данной программы обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Данная программа актуальна  потому, что она охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания обучающихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по неорганической химии, раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Общеинтеллектуальная направленность изучаемого материала  делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет обучающимся  любого уровня включиться в познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

В процессе освоения данной программы обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных материалов, осознают практическую ценность химических знаний.  Рабочая программа  «Юные исследователи» воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления. Решение химических задач различного содержания является неотъемлемой частью данной программы.

Содержание программы направлено на повышение интереса к  химии как науке, химическим процессам и их практическому применению в жизни .

Программа раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны  практического использования химических знаний.

Исследовательская активность, присущая ребенку с рождения, должна в образовательном процессе преобразовываться в исследовательскую деятельность. Основными признаками последней являются: опора ребенка в своих действиях на полученные знания об окружающем мире, целенаправленность, самостоятельность мышления и поступков, способность к адекватной оценке своей работы. Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно- исследовательской и проектной деятельности. Специфика исследовательской деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Особенностью исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Основные методы и приемы работы с обучающимися:

- сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы);

- комбинированные (самостоятельная работа обучающихся, экскурсии);

- проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).

Режим проведения занятий:

1-й год обучения  33 ч. в год.

2-й год обучения  34 ч.  год.

3-й год обучения  34 ч в год .

4-й год обучения  34 ч. в год

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-13 лет, реализуется за 4 года.

1.2.        Цели и задачи общеразвивающей программы внеурочной деятельности

«Юные исследователи»

Целью данной программы является: развитие личности обучающегося( формируя и поддерживая интерес к химии),  удовлетворение познавательных запросов обучающихся, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять полученные знания на практике.

Задачи:

  • обучающие:

- сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

- познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств химических веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

- сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления(происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем); умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдая правила техники безопасности;

- расширить представление обучающихся о химичиских веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

- показать связь химии с другими науками:

  • развивающие:

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, учебно-коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы;

-расширить кругозор обучающихся с привлечением дополнительных источников информации;

- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

  • воспитательные:

- воспитать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, доброжелательность;

•        развить творческую инициативность и самостоятельность при решении учебных задач;

- поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

- воспитание экологической культуры.

  1. Содержание    общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Юные исследователи»

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основному направлению развития личности:

  • общеинтеллектуальное

Учебно-тематический план

первого года обучения

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

Введение. Мир так интересен, но как его понять?

4

2

2

Наблюдение

рефлексия

Путешествие в химическую лабораторию.

10

5

5

Наблюдение

рефлексия

Вещества вокруг нас.

7

3

4

Наблюдение

рефлексия

Учебно-исследовательская работа.

7

2

5

Анкетирование

наблюдение

Обобщение знаний.

6

2

4

Исследовательский проект

Итого:

34

14

20

Содержание программы
первого года обучения

I. Введение. "Мир так интересен, но как его понять?"

Теория. Давайте познакомимся. Презентация программы: цели и задачи, организация занятий и их специфика. Предмет химии. Происхождение слова "химия". Место химии среди наук о природе.

Дополнительно теория учебно-исследовательский уровень. Химия -

экспериментальная наука.

Практика. Знакомство с группой. Инструктаж по правилам поведения на занятиях. Практическая работа «Знакомимся с химической лабораторией, ее оборудованием, с правилами безопасности в ней». Деловая игра «Планирование работы   на учебный год». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий. Консультация «Оформление проектной папки».

Дополнительно практика учебно-исследовательский уровень. Составление индивидуального плана проектной деятельности на год.

Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

II. Путешествие в химическую лабораторию.

Теория.  Я наблюдаю вещества. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ (портрет вещества: форма, размер, цвет, запах). Описание физических свойств веществ – сахара, соли, кофейного порошка (беседа с учениками). Химическая кухня, или Лаборатория юного химика.  Правила техники безопасности. Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой», «Добавление сыпучих веществ в химическую посуду». Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все хорошо в меру». Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги. Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.

Практика. Практическая работа №1. Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан , колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.

Практическая работа №2. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

III. Вещества вокруг нас.

Теория. Тело – вещество – молекула – атом. От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Форма веществ в разных агрегатных состояниях. Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы: куб, шар, пирамида (заполнение таблицы). Из чего построены растения? Из чего состоят вещества? (Беседа с учениками.) Исследование строения кожицы листа комнатного растения при увеличении (под микроскопом). Как расположены частички в газах, жидкостях и твердых веществах? Игра «Агрегатные состояния». Признак химических явлений – изменение цвета. Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде. Признаки химических явлений – образование осадка в растворе. Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов.

Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. Лабораторный опыт «Приготовление лимонада». Индикаторы. Растения – индикаторы. Для чего человеку язык? Язык как средство общения и орган вкуса. Волшебные жидкости – вещества-определители.  Индикаторы. Химия съедобная и несъедобная. Как определить вкус продуктов, не пробуя их?  Обсуждение результатов домашнего опыта с его демонстрационным повторением.

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.

Окисление как источник энергии. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Круговорот углекислого газа в природе. Загрязнение атмосферы. Вред табакокурения. Химический Новый год. Представление участников новогоднего занятия (рассказ ведущего). Конкурсы «Почемучка», «Рассуждалки», «Загадки». Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на Земле). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных условиях.

Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская. Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду.  Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Растворы насыщенные и ненасыщенные.  Смеси в жизни человека. Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов

(белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ.

Да здравствует мыло душистое! Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.

Обнаружение помутнения при добавлении жидкого мыла в жесткую воду». Госпожа Ржавчина, извольте удалиться! Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения.

Практика. Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ».

Продувание выдыхаемого воздуха  трубку через раствор гашеной извести.

Что есть на кухне? Настольная игра «Кухонный шкафчик» (аппликация из бумаги).

Демонстрационный опыт «Изменение окраски смородинового определителя в лимонной кислоте и соде».

Домашний эксперимент по определению кислой и щелочной среды в неокрашенных продуктах питания и раствора бытовой химии – мыльной воде, растворе зубной пасты, растворе стирального порошка, средстве для мытья посуды.

Лабораторный опыт «Наблюдение за изменением окраски вещества определителя в мыльной воде, лимонаде».

Практическая работа №3. Получение кислорода из перманганата калия. Реакции окисления.

Демонстрационные опыты «Химическая елка», «Замерзающая и оживающая гвоздика», «Загадки», «Химический снег», «Метель из бутылки».

Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и

обнаружение на поверхности стекла белого налета», посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)».

Практическая работа №4. «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»

Практическая работ а№5. «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».

Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

Ученический эксперимент «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.

Демонстрационный опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги».

IV. Исследовательская работа

Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы.

Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Порядок поиска источников. Изучение литературы и отбор фактического материала. Отбор и оценка полученных данных.

Регистрация и классификация материала. Требования к подготовке эксперимента.

Способы первичной обработки экспериментальных данных. Качественный и количественный анализ полученных данных. Описание полученных фактов исследования. Обработка эмпирического материала.

Основные элементы структуры печатной исследовательской работы.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка докладчика к защите. Порядок защиты научной работы.

Практика. Определение круга научных проблем, которые могут стать объектом ученической научной работы. Выбор темы исследования. Составление рабочего плана исследования. Определение замысла предполагаемого исследования, рабочей гипотезы.

Характеристика предмета исследования в общих чертах. Формулирование цели.

Составление индивидуального плана исследовательской деятельности. Разработка программы эксперимента.

Составление рабочего плана эксперимента и плана экспериментальной части исследовательской работы.

Работа по библиографическому поиску научных источников. Работа в библиотеке: работа с каталогами; работа с электронными ресурсами (Интернет, электронные носители).

Проведение опытов и экспериментов. Сбор экспериментальных данных. Ведение дневника наблюдений.

Анализ собранной экспериментальной информации, оформление результатов проведенного исследования. Составления сводных таблиц и диаграмм. Формулировка выводов.

Уточнение объекта, предмета исследования, проблемы и гипотезы исследования. Работа над рукописью научной работы. Формирование приложений: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, таблицы, графики, карты.

Создание текста устного выступления. Изготовление презентации и раздаточного материала на защиту. Участие в научной конференции.

Возможные темы:

1. Как сохранить срезки живых цветков?

2. Как лучше удалять пятна с тканей?

3. Полезна ли жевательная резинка?

V. Обобщение знаний.

Практика. Подготовка отчетного спектакля «Химия на маминой кухне». Подготовка проектов к итоговому занятию. Проведение праздника. Подведение итогов занятий . Защита проектов. Награждение членов  медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий.

Календарно – тематическое планирование 1- ый год обучения.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Презентация курса: цели и задачи.

1

3

Инструктаж по правилам поведения.

1

4

Химия - экспериментальная наука.

1

5

Портрет вещества.

1

6

Химическая кухня.

1

7

Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами.

1

8

Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами.

1

9

Час осторожности.

1

10

Тело – вещество – молекула – атом.

1

11

Форма веществ в агрегатном состоянии.

1

12

Из чего построены растения?

1

13

Из чего состоят вещества?

1

14

Строение кожицы комнатных растений.

1

15

Расположение частиц в газах, жидких и твёрдых веществах.

1

16

Ига «Агрегатные состояния».

1

17

Признаки химических явлений.

1

18

Следы углекислого газа.

1

19

Индикаторы. Растения индикаторы.

1

20

Волшебные жидкости.

1

21

Химия съедобная и несъедобная.

1

22

Состав атмосферы.

1

23

Окисление как источник энергии.

1

24

Углекислый газ, его круговорот.

1

25

Загрязнение атмосферы.

1

26

Вред табакокурения.

1

27

Химический Новый год.

1

28

Вода в природе : откуда берётся, куда исчезает.

1

29

Разновидности воды.

1

30

Растворы насыщенные и ненасыщенные.

1

31

Да здравствует мыло душистое!

1

32

Госпожа ржавчина, извольте удалиться.

1

33

Обобщающее занятие.

1

Учебно-тематический план

второго года обучения

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

Введение.

4

2

2

Наблюдение

рефлексия

Вступление в мир веществ.

7

2

5

Наблюдение

рефлексия

Мир неорганических веществ.

7

2

5

Наблюдение

рефлексия

Мир органических веществ. Съедобная химия.

7

2

5

Наблюдение

рефлексия

Учебно-исследовательская работа

6

2

4

Наблюдение

рефлексия

Итоговые занятия

3

1

2

Анкетирование

наблюдение

Итого:

34

11

23

Содержание программы
второго года обучения

I. Вводные занятия.

Теория. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их специфика.

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о прочитанном и сделанном за лето. Деловая игра «Планирование работы объединения». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий.

Дополнительно практика учебно-исследовательский уровень. Знакомство с календарем конкурсных мероприятий, в которых может принять участие автор научно-исследовательской работы.

Составление индивидуального плана исследовательской и проектной деятельности на год. Консультация «Оформление проектной папки». Рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой.

Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

II. Вступление в мир веществ.

Теория. Как устроены вещества? Физические явления. Условия, влияющие на скорость химических реакций.

Практика. Лабораторные работы №1.  Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.

1. Наблюдение за каплями воды.

2. Наблюдения за настойкой валерианы.

3. Растворение перманганата калия в воде.

4. Растворение поваренной соли в воде.

Лабораторная работа № 2.  Физические и химические явления.

Лабораторная работа № 3 Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1. Влияние температуры на скорость химических реакций.

2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций.

3. Влияние кислот разной силы на скорость химических реакций.

4. Катализаторы – ускорители химических реакций.

Дополнительно практика учебно-исследовательский уровень. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?".

III. Мир неорганических веществ. Съедобная химия.

Теория. Самое необыкновенное вещество. Органолептические

показатели воды. Жесткость воды, ее определение и устранение. Влияние синтетических моющих средств живые организмы. Понятие о кислотах. Соли, но не все соленые. Что такое сода? Поваренная соль. Ядовитые соли и работа с ними. Газ, поддерживающий горение. Металлы. Железо. Уголь,

графит и углекислый газ – дети углерода.

Практика.

Лабораторные работа № 4. Вода – растворитель.

1. Вода растворяет газы.

2. Вода растворяет минеральные соли.

3. Как устранить накипь в чайнике?

Лабораторная работа № 5. Органолептические показатели воды.

Лабораторная работа № 6. Определение и устранение жесткости воды.

Лабораторная работа № 7. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения.

Практическая работа 1. Очистка воды.

Лабораторная работа № 8. Обнаружение кислот в продуктах питания.

Лабораторная работа № 9. Карбонат кальция.

1. Опыт с кусочком мела.

2. Мрамор и гипс.

3. Раковина улитки.

4. Что содержится в зубной пасте?

Лабораторная работа № 10.

1. Как сода способствует выпечке хлеба?

2. Приготовим лимонад!

Лабораторная работа № 11.

1. Мы получаем поваренную соль.

2. Фокус с картофелем, или почему картофель плавает в воде?

Лабораторная работа № 12. Получение кислорода.

Лабораторная работа № 13. Металлы создают цвета, цветы, огни.

Лабораторная работа № 14.

1. Растворяем железо.

2. Как обнаружить железо?

3. Невидимые чернила из железных стружек.

4. обнаружение железа в продуктах питания.

5. Удаление пятен ржавчины.

Лабораторная работа № 15.

1. Уголь как адсорбент.

2. Кукурузные палочки тоже адсорбент.

3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

4. Обнаружение углекислого газа в газировке.

5. «Ныряющее яйцо»: еще один фокус.

IV. Мир органических веществ.

Теория. Горючие вещества и смеси. Спирт как объект изучения. Органические растворители. Ацетон и его свойства. Бензин и керосин. Природный газ. Углеводы. Белки. Жиры.  Экологическая экспертиза продуктов питания. Пластмассы. Волокна. Эластомеры. Полимеры будущего.

Практика.

Лабораторная работа № 16.

1. Влияние этилового спирта на живые организмы.

2. Спирт-растворитель.

3. Извлекаем зеленый пигмент листа – хлорофилл.

4. Разделяем хлорофилл на фракции хроматографией.

Лабораторная работа № 17.

1. Углерод в сахаре.

2. Обнаружение крахмала в продуктах питания и косметической пудре.

3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

4. Неспелое и спелое яблоко.

Лабораторная работа № 18.

1. Исследуем яйцо.

2. Обнаружение белка.

Лабораторная работа № 19.

1. Масляная капля.

2. Какие плоды содержат жир?

Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.

Лабораторная работа № 20.  Польза и вред полиэтилена.

V. Исследовательская работа.

Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы.

Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Цель. План-рубрикатор. План-проспект. Порядок поиска источников.

Изучение литературы и отбор фактического материала. Отбор и оценка полученных данных.

Регистрация и классификация материала. Требования к подготовке эксперимента.

Способы первичной обработки экспериментальных данных. Качественный и количественный анализ полученных данных. Описание полученных фактов исследования. Обработка эмпирического материала.

Основные элементы структуры печатной исследовательской работы.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка докладчика к защите. Порядок защиты научной работы.

Практика. Определение круга научных проблем, которые могут стать объектом ученической научной работы. Выбор темы исследования. Составление рабочего плана исследования. Определение замысла предполагаемого исследования, рабочей гипотезы.

Характеристика предмета исследования в общих чертах. Формулирование цели. Составление индивидуального плана исследовательской деятельности. Разработка программы эксперимента.

Составление рабочего плана эксперимента и плана экспериментальной части исследовательской работы.

Работа по библиографическому поиску научных источников. Работа в библиотеке: работа с каталогами; работа с электронными ресурсами (Интернет, электронные носители).

Проведение опытов и экспериментов. Сбор экспериментальных данных. Ведение дневника наблюдений.

Анализ собранной экспериментальной информации, оформление результатов проведенного исследования. Составления сводных таблиц и диаграмм. Формулировка выводов.

Уточнение объекта, предмета исследования, проблемы и гипотезы исследования. Работа над рукописью научной работы. Формирование приложений: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, таблицы, графики, карты.

Создание текста устного выступления. Изготовление презентации и раздаточного материала на защиту. Участие в научной конференции.

VI. Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего изучения темы. Зачёт по безопасному обращению с веществами.

Пракика. Химический вечер "Химические чудеса" Разработка сценария и репетиции.

До оформление портфолио и проектной папки. Коллективное обсуждение итогов года и индивидуальное осмысление своей деятельности. Консультация «Анализ качества выполнения проекта».

Итоговая диагностика. Анкета-тест «Терминологический минимум юного химика».

Анализ итогов конференции. Анализ портфолио исследовательских и творческих работ.

Календарно-тематическое планирование 2-го  года обучения  -  (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Презентация курса, организация работы.

1

3

Деловая игра «Планирование работы занятий».

1

4

Инструктаж. Входная диагностика «Знаю – не знаю, умею – не умею».

1

5

Знакомство с химической лабораторией.

1

6

Как устроены вещества. Физические явления.

1

7

Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц.

1

8

Физические и химические явления.

1

9

Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

1

10

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

1

11

Самое необыкновенное вещество.

1

12

Понятие о кислотах.

1

13

Соли, но не все солёные.

1

14

Что такое сода? Поваренная соль.

1

15

Вода – растворитель.

1

16

Органолептические показатели воды.

1

17

Определение и устранение жёсткости воды.

1

18

Влияние синтетических моющих средств на зелёные водные растения.

1

19

Очистка воды.

1

20

Обнаружение кислот в продуктах питания.

1

21

Карбонат кальция.

1

22

Приготовим лимонад!

1

23

Почему картофель плавает в воде?

1

24

Получение кислорода.

1

25

Металлы создают цвета, цветы, огни.

1

26

Как обнаружить железо?

1

27

Уголь – адсорбент.

1

28

Горючие вещества и смеси.

1

29

Органические вещества.

1

30

Углеводы. Белки. Жиры.

1

31

Влияние этилового спирта на живые организмы.

1

32

Экологическая экспертиза продуктов питания.

1

33

Зачёт по безопасности. Обращение с веществами.

1

34

Обобщающее занятие.

1

Учебно-тематический план

третьего года обучения

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

1.

Введение.

4

2

2

Наблюдение

рефлексия

2.

Химия в быту.

7

2

5

Наблюдение

рефлексия

3.

Химия за пределами дома.

7

2

5

Наблюдение

рефлексия

4.

Дом, в котором живут химические элементы.

7

2

5

Наблюдение

рефлексия

5.

Научно-практическая работа.

6

2

4

Исследовательский проект

6.

Итоговые занятия

3

1

2

Анкетирование

наблюдение

Итого:

34

11

23

Содержание программы
третьего  года обучения

I. Вводные занятия.

Теория. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их специфика.

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о прочитанном и сделанном за лето. Деловая игра «Планирование работы объединения». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий, в которых может принять участие. Составление индивидуального плана исследовательской и проектной деятельности на год.

Консультация «Оформление проектной папки». Рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой.

Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

II. Химия в быту.

Теория. Кухня. Аптечка. Домашняя аптечка. Ванная комната или умывальник. Ванная комната. Туалетный столик. Папины «безделушки». Гараж. Садовый участок. Сад и огород.

Практика.

Лабораторная работа № 1. Химия в стакане – растворение сахара и соли в

горячей и холодной воде.

Лабораторная работа № 2. Гашение пищевой соды уксусной эссенцией.

Лабораторная работа № 3. Приготовление уксуса разной концентрации.

Лабораторная работа № 4. Изготовление напитков для лечения простуды

(чай с лимоном или с малиновым вареньем молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты).

Лабораторная работа № 5. Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.

Практическая работа № 1. Определение минеральных удобрений.

III.  Химия за пределами дома.

Теория. Магазин. Хозяйственный магазин. Продуктовый магазин. Аптека. Берег реки. Работа над проектом. Подведение итогов.

Практика. Лабораторная работа № 6. Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти.

Лабораторная работа № 7. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Практическая работа № 2. Определение по этикеткам наличие пищевых

добавок в продуктах.

Практическая работа № 3. Изготовление елочных игрушек.

Лабораторная работа № 8. Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой,

исландским мхом и другими лекарствами.

Лабораторная работа № 9. Опыты с «Карболеном», «Вьетнамским бальзамом», «Ликоподием».

Практическая работа № 4. Распознавание карбонатных пород.

IV. Дом, в котором живут химические элементы.

Теория. Таблица Д.И. Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привел в порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица, где этот дом?». Поиск химических элементов по их порядковому номеру (номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (алюминий, медь, золото, ртуть, серебро).

V. Научно-практическая работа.

Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Цель. План-рубрикатор. План-проспект. Порядок поиска источников.

Изучение литературы и отбор фактического материала. Отбор и оценка полученных данных. Регистрация и классификация материала. Требования к подготовке эксперимента.

Способы первичной обработки экспериментальных данных. Качественный и количественный анализ полученных данных. Описание полученных фактов исследования. Обработка эмпирического материала.

Основные элементы структуры печатной исследовательской работы.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка докладчика к защите. Порядок защиты научной работы.

Практика. Определение круга научных проблем, которые могут стать объектом ученической научной работы. Выбор темы исследования. Составление рабочего плана исследования. Определение замысла предполагаемого исследования, рабочей гипотезы.

Характеристика предмета исследования в общих чертах. Формулирование цели. Составление индивидуального плана исследовательской деятельности. Разработка программы эксперимента.

Составление рабочего плана эксперимента и плана экспериментальной части исследовательской работы.

Работа по библиографическому поиску научных источников. Работа в библиотеке: работа с каталогами; работа с электронными ресурсами (Интернет, электронные носители).

Проведение опытов и экспериментов. Сбор экспериментальных данных. Ведение дневника наблюдений.

Анализ собранной экспериментальной информации, оформление результатов проведенного исследования. Составления сводных таблиц и диаграмм. Формулировка выводов.

Уточнение объекта, предмета исследования, проблемы и гипотезы исследования. Работа над рукописью научной работы. Формирование приложений: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, таблицы, графики, карты.

Создание текста устного выступления. Изготовление презентации и раздаточного материала на защиту. Участие в научной конференции.

VI.  Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего изучения темы.

Практика. Дооформление портфолио и проектной папки. Итоговая конференция. Коллективное обсуждение итогов года и индивидуальное осмысление своей деятельности. Консультация «Анализ качества выполнения проекта».

Итоговая диагностика. Анкета-тест «Терминологический минимум юного химика».

Анализ итогов конференции. Анализ портфолио исследовательских и творческих работ.

Календарно-тематическое планирование 3-его года обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Презентация курса.

1

2

Инструктаж по технике безопасности.

1

3

Деловая игра «Планирование работы занятий»

1

4

Консультация «Оформление проектной папки.»

1

5

Входная диагностика «Знаю – не знаю. Умею – не умею.»

1

6

Кухня. Аптечка. Домашняя аптечка.

1

7

Ванная комната. Туалетный столик.

1

8

Папины «безделушки.»

1

9

Гараж. Сад. Участок. Сад и огород.

1

10

Химия в стакане.

1

11

Гашение пищевой соды.

1

12

Приготовление уксуса разной концентрации.

1

13

Изготовление напитка для лечения простуды.

1

14

Эксперименты с жидким мылом.

1

15

Определение минеральных удобрений.

1

16

Магазин. Хозяйственный магазин. Продуктовый магазин.

1

17

Удаление пятен со скатерти.

1

18

Опыты с крахмалом.

1

19

Пищевые добавки в продуктах.

1

20

Изготовление ёлочных игрушек.

1

21

Опыты с фенолфталеином.

1

22

Опыты с «карболеном», «Вьетнамский бальзам», «Ликоподий.»

1

23

Распознавание карбонатных пород.

1

24

Знакомство с таблицей Менделеева.

1

25

Порядок дома, в котором живут химические элементы.

1

26

Игра «Где эта улица, где этот дом?»

1

27

Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот)

1

28

Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов( кислород, сера)

1

29

Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов(алюминий, медь)

1

30

Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов(золото, ртуть, серебро)

1

31

Обсуждение итогов года.

1

32

Консультация Анализ качества выполнения проекта»

1

33

Анкета – тест «Терминологический минимум юного исследователя»

1

34

Анализ портфолио и творческих работ.

1

Учебно-тематический план

четвёртого года обучения о

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

1.

Введение.

6

2

4

Наблюдение

рефлексия

2.

Тела и вещества.

12

4

8

Наблюдение

рефлексия

3.

Химические явления.

11

4

7

Наблюдение

рефлексия

4.

Увлекательная химия для экспериментов.

5

2

3

Наблюдение

рефлексия

5.

Итого:

34

12

22

Содержание программы

четвёртого года обучения.

Вводные занятия:

Теория. Презентация программы на учебный год: цели и задачи, организация занятий и их специфика.

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с календарем конкурсных мероприятий, в которых может принять участие. Составление индивидуального плана исследовательской и проектной деятельности на год.

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Тела и вещества.

Теория. Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Химическая формула. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез. Водород. Вода и её свойства. Вода как растворитель. Цветность. Мутность. Запах. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Воздух – смесь газов.

Практика 1. Свойства веществ. 2. Наблюдение явления диффузии. 3. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ. 4. Вода-растворитель. 5. Органолептические показатели воды. 6. «Очистка воды». 7. Обнаружение кислорода в составе воздуха. 8. Получение кислорода из перекиси водорода.

Химические явления :

Теория:

Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения. Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение. Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение.

Понятие о солях. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей. Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.

Практика. 1. Наблюдение физических и химических явлений. 2. Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами. 3. Выяснение растворимости солей в воде. 4. Обнаружение кислот в продуктах питания.

Увлекательная химия для экспериментаторов:

Теория: Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.

Практика. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Состав школьного мела. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Природные индикаторы.

Календарно-тематическое планирование 4-го года обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Презентация курса, организация работы.

1

2

Инструктаж по технике безопасности.

1

3

Входная диагностика «Знаю – не знаю. Умею – не умею.»

1

4

Природа. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу.

1

5

Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

1

6

Тела и вещества. Что изучает химия.

1

7

Краткий очерк истории химии. Алхимия.

1

8

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

1

9

Характеристики тел и веществ (форма, объём, цвет, запах)

1

10

Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества.

1

11

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

1

12

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.

1

13

Движение частиц вещества. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах.

1

14

Строение и свойства твёрдых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

1

15

Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.

1

16

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

1

17

Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез.

1

18

Водород. Вода и её свойства. Вода как растворитель. Цветность. Мутность. Запах.

1

19

Воздух – смесь газов.

1

20

Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки и условия их протекания.

1

21

Сохранение массы вещества при химических реакциях.

1

22

Реакция разложения и соединения. Горение как реакция соединения.

1

23

Оксиды (углекислый газ, негашёная известь, кварц).Нахождение в природе, применение.

1

24

Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.

1

25

Соли. (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос). Наиболее характерные применения солей.

1

26

Углеводы(глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение.

1

27

Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища.

1

28

Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.

1

29

Природный газ и нефть, продукты их переработки.

1

30

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.

1

31

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.

1

32

Состав школьного мела.

1

33

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Природные индикаторы.

1

34

Итоговое занятие.

1

  1. Планируемые результаты освоения   общеразвивающей программы     «Юные исследователи»

Личностные результаты

  • иметь сформированность познавательных интересов и  интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • объяснять химические явления, происходящие в природе и быту;
  • знать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Предметные результаты

  • понимать  знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ;
  • знать классификацию веществ по агрегатному состоянию;
  • наблюдать физические и химические явления;
  • соблюдать технику безопасности при работе с химическими веществами;
  • проводить химический эксперимент;
  • описывать свойства некоторых химических веществ и безопасно применять эти вещества в быту.  

Метапредметные результаты

  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение  давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения.  

  1. Комплекс организационно-педагогических условий общеразвивающей программы    внеурочной деятельности «Юные исследователи»

  1. Условия реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Юные исследователи»

Данная  программа строится на принципах:

- гуманистической направленности; при организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности обучающихся, создаются условия для формирования у них умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

- принцип системности; создается система внеурочной деятельности обучающихся, в которой устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности – обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами.

- принцип креативности; во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

- принцип успешности и социальной значимости; достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

При этом необходимо выделить практическую направленность программы.

  1. .Методические обеспечения общеразвивающей программы внеурочной       деятельности «Юные исследователи»

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Юные исследователи» необходимы следующие  принадлежности:

  • Спиртовка
  • Лабораторный штатив
  • Химические стаканы
  • Фарфоровые чашки
  • Прокаленный речной песок
  • Водяная баня
  • Реактивы (спирт, карбонат натрия, сахарная пудра, сульфат меди(II), хлорид железа(III), гексацианоферрат(II) калия, хлорид лития, хлорид натрия, хлорид калия, хлорид бария, хлорид кальция, серная кислота, борная кислота, дихромат аммония, магний, роданид калия, фторид натрия, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, раствор аммиака, дистиллированная вода, иодид калия, ацетат свинца, уксусная кислота, гидроксид калия, перманганат калия, сульфит натрия)
  • Таблицы
  • Медицинская аптечка
  • Компьютер, проектор

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель химии, либо любой другой специалист в области химии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

  1. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Юные исследователи»

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: участие в конкурсах; оформление тематических выставок детских работ; итоговая выставка детских работ; открытых занятий.

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

  1. Оценочные материалы

В рамках реализации контроля исполнения образовательной программы является аттестация обучающихся:

- вводная диагностика - проводится при поступлении детей в объединение с целью выявления у обучаемых теоретических и практических знаний и навыков на начало образовательного процесса, результаты которой принимаются за исходный уровень динамики формирования информационно-коммуникативной компетенции;

- промежуточная аттестация (декабрь, май)- проводится при переводе с одного года обучения на другой, контроль выполнения программы за пройденный период и отслеживание динамики владения компетенцией;

- итоговая аттестация (май) - проводится при завершении образовательной программы. Обучающиеся предоставляют портфолио с работами и грамотами, презентацию за весь период реализации программы.

Формы отслеживания:

- журнал посещаемости;

- открытые занятия;

- тематическая выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

  1. Учебно-методическая литература:

1) Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования:

Учебное пособие / Е.Я. Аршанский, А.А. Белохвостов. - М. : Интеллект-Центр, 2016. – 336 с.

2) Бердоносов, С.С. Химия. Современное учебное пособие для школьников и абитуриентов./ С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева. – М.: Илекса, 2013. – 352 с.

3) Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ

дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников

[Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу.      –Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.

4) Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный   ресурс] /

Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа :

http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_ Об_образовании_в

_Российской_Федерации.pdf.

5) Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства

Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] /

Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного

образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.

6) Концепция экологического воспитания российских школьников [Электронный ресурс] /

Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа :

http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=986.

7) Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ,

обобщение опыта: пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В. Кайгородцева. –

Волгоград : Учитель, 2009. –377 с.

8) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной

политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ

№ 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и

юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.

9) Номоконова, В.И. Гидрохимия: Программа дополнительного образования / В.И.

Номоконова [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.

– Образование – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/ sp/

10) Номоконова, В.И. Биохимия: Программа дополнительного образования / В.И.

Номоконова [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.

– Образование – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/ sp/

11) Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной

общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти.

[Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_

GTsIR_o_programmah.pdf

12) Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа:

http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .

13) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

60 [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednienovosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.

14) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] /

Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного

образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoeobespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogoobrazovaniya-detey

15) Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] /

Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа :

http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.

16) Толстолужинская, С.Б. Озадаченная химия: Программа дополнительного образования 8- 11 классы /С.Б. Толстолужинская » [Электронный ресурс] / Портал образования «1сентября»- Журнал «Химия» – Режим доступа: http://him.1september.ru/view_article.php?ID=201000403


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Кружок "Юный исследователь" для младших школьников

Мною разработана программа кружка «Юный исследователь». Содержание кружка представляет собой систему  3 учебных модулей:1 модуль - исследовательская деятельность, 2 модуль - проектная деятельност...

Статья "Младший школьник - юный исследователь" Из опыта работы.

Данная статья содержит краткий материал  из опыта работы по исследовательской деятельности, которую я провожу во внеурочное время....

Кружок "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для учащихся 3-4 классов....

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...