Публикация в журнале Народное образование РМ №3 2019
учебно-методический материал

Кашкина Татьяна Михайловна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_zhurnale_narodnoe_obrazovanie_rm_no3_2019.docx865.42 КБ

Предварительный просмотр:

Народное образование Республики Мордовия  2019 № 3                                                                                                   стр.  90

Татьяна Михайловна Кашкина,

учитель начальных классов МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №40» г. о. Саранск

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Как дети воспринимают и осваивают окружающий мир? Как развить в ребенке гармоничную личность, помочь ему выразить себя в творчестве? Для этого нужно, чтобы складывались определенные условия. Ведущую роль в этом играет учитель. Чтобы учителю не стать заложником указаний, инструкций, методик, которые компьютеризировали его труд, необходимо быть не только просветителем, но и художником! Изобразительное искусство помогает ученикам в развитии художественного мышления и творчества.

В процессе творчества идет овладение большим кругом знаний, навыков, технических приемов, что позволяет соотнести искусство с реальной действительностью, реализуется возможность показать взаимодействие различных видов искусств, их роль в жизнедеятельности человека. Развивается восприятие учащихся, они учатся понимать красоту родной природы, овладевают умением видеть искусство, которое окружает их дома, на улицах города. Только личный опыт переживания радостей и горестей формирует в действительности наши чувства. Учителю необходимо каждодневно решать задачи по воспитанию у учащихся духовной культуры, пробуждению творческой мысли.

«Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности». (1,с.10)

Затрагивая тему готовности детей к обучению в школе исследования психологов показали, что «интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления». (2,с.21)

Творческое усвоение знаний учащимися проходит посредством специально организованного учителем диалога в рамках проблемно – диалогической технологии, которую я использую более двух десятков лет, решая проблему вовлечения младших школьников в процесс художественного творчества и развития творческой личности  в литературно - художественной деятельности.

Приобщение к творчеству дарит ребенку очень много истинно важного, необходимого, даже если он и не собирается стать в будущем литератором, композитором или живописцем.

Зачем искусство? Чтобы осознанно быть добрым человеком.  Художественное развитие не роскошь, а необходимость, рывок вперед за счет развития, ассоциативного мышления, развитой художественной интуиции, которая помогает находить оптимальный вариант в любой ситуации.

По Далю «творить» - давать бытие, созидать, производить. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Творчество – такая же врожденная потребность, как еда и сон.

По мнению итальянского писателя Джанни Родари «Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят… Он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности, он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями… Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот для детей веселый, игровой». (6, с.165)

В современной начальной школе учащиеся получают художественное воспитание и образование, целенаправленно развиваются в художественном направлении на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения. Вовлечение детей в процесс художественного творчества невозможно без увлеченности, которая инициируется учителем. На мой взгляд, самыми важными принципами работы по организации литературно-художественной деятельности детей являются: принцип освоения вживанием (целостность и неспешность), и принцип создания потребности в приобретении УУД.

Поэтому, учителем обязательно должны учитываться основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.

«Самоопределение.

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

-чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

-осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;

-формирования мотивов достижения и социального признания;

-мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

-ориентацию в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

-формирование моральной самооценки;

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

-формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой». (3,с.51-52)

С точки зрения педагогики, художественное развитие ребенка происходит в процессе:

- образования, понимаемого как способа открытия знаний;

- воспитания, понимаемого как способа передачи ценностей;

- развития способности строить воображаемые проекты, идеалы, «модели будущего»;

-формирования потребности к общению с людьми, художественными образами.

Теоретической основой моего педагогического опыта   является программа под редакцией Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Последовательность развития творческой личности средствами изобразительного искусства представляю алгоритмом следующих методов:

  1. Сосуществование избыточности и лаконизма в детском творчестве.

Один и тот же ребенок способен создать композицию, соединяющую в себе множество сюжетов, и решить обобщённо предложенный ему сюжет. Когда ребёнок просто рисует или лепит, то жизнь взахлёб диктует насыщенные композиции. Если мыши, то семейство мышей, город, страна, где мыши живут как люди: едят, читают книги, возят детей-мышат в колясках и т.д. Лаконизм и избыточность сосуществуют как разные типы высказываний, прекрасно дополняя друг друга.

  1. Непосредственное творчество.

 Стремление детей передать «весь мир», «всю природу», «все деревья».

  1. Потребность в художественном творчестве.

 Эмоциональное отношение к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают, вызывающее у них отклик, внутреннее содержание. Приобщить детей к художественному творчеству, учить ему можно и нужно своевременно!

  1. Поэтапные открытия от простого к сложному.

Постепенное, медленное втягивание учеников в осознание темы, раскрытие через проживание её основных граней. Тема каждого урока имеет своё название и неповторимость. В свою очередь, каждый последующий урок дополняет предыдущий.

  1. Эмоциональное переживание как форма обучения.

Просмотр зрительного ряда, слушание стихов, музыки, выполнение практической работы – путь к переживанию и глубокому осознанию темы урока. Эмоциональная окраска заданий подготавливает учащихся к более глубокому осмыслению творческой деятельности на уроке и в реализации проектов и исследований.

  1. Завершение осознания проблемы и радость открытия нового её уровня.

Проведение обобщающих уроков четверти не для повторения, а для осознания целостности, единства изученных в четверти тем.

  1. Личностные связи с искусством через фантазию.

Допускается творческая интерпретация содержания, темы и задач урока «произведение + воспринимающий». Воспринимающий неминуемо проецирует на произведение свой жизненный опыт и сам этот опыт достраивает в процессе общения с картиной, художественным произведением. Если ребенок ассоциативно строит рассказ о картине шире, наглядно изображая, это приветствуется.

  1. Свобода в системе ограничений.

Умение сознательно выполнять любую свою работу делает творческую волю дисциплинированной, целеустремленной. Если на уроке ставится проблема, то результат работы оценивается в соответствии с данным ограничением.

  1. Овеществление в слове.

Учитель и ученик – собеседники. Подведение ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражение, как в изобразительном языке, так и в словесной речи. В детском творчестве мы всегда имеем дело с «комментированием».  На уроках происходит обогащение словарного запаса учащихся. Поэтому, в конце каждого урока, когда продукт творчества уже готов, мы с учениками начинаем обсуждение темы с вопросов: Как? Что? Какой? Какая была у вас цель? Решена ли проблема? Слово приобретает выразительность!

  1. Коллективная работа через игру.

Формирование чувства взаимовыручки, товарищества, толерантности. Понимание места и роли искусства в окружающей жизни! Работа в творческих группах помогает учащимся испытать в конце урока восторг, удовольствие от коллективной работы, чувство удовлетворенности от созданной ими ситуации успеха.

Такая система работы обеспечивает:

- интерес к уроку;

- развитие логики;

- радость и понимание учащимися жизни;

- эмоционально - психологический климат на уроке;

- обогащение одного предмета за счет другого, что обеспечивает успешное освоение учебных программ в начальной школе;

- формирование не только нового круга знаний, но и новых чувств;

- художественное развитие творческих способностей.

Опыт показал, что данный алгоритм может быть использован системно как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, которые строятся в соответствии с ФГОС.

Чтобы у ребенка был интерес к обучению, его нужно увлекать предметами школьной программы. А это нелегкая задача. Как отмечал Б.Неменский «Увлеченность не сама рождается – она создается, программируется учителем. И именно на нее направлено острие большинства методических путей, выработанных программой». (4, с.110)

«Развитие творческих способностей требует специального механизма – своих навыков, своего тренажа. И учить этому необходимо с самого юного, с самого нежного возраста – когда ребенок наиболее к этому предрасположен. Этому положению пора стать педагогической аксиомой». (5, с.36)

Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.:Просвещение, 2014. с.10

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2014. с.21

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2014. с.51-52

4. Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987, с.110

5. Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987, с.36

6. РодариД. Грамматика фантазии. М.: Прогресс,1990, с.165


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация по проблемам образования в начальной школе ФГОС

Плюсы и минусы введения ФГОС.(начальная школа)...

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с  УМК «Технология» Лутцевой Е.А.  во 2  классе на учебный предмет «Технология» о...

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год....

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Научно - методические публикации по проблемам образования младших школьников

Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель находится в поиске таких методов и приёмов, которые бы совешенствовали мыслительные способности учащихся и позволили им мыслить более продуктивно....