Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Белая ладья" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Программа направлена на личностное и интеллектуальное развитие учащихся, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Рабочая программа «Белая ладья» курса внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности изучается в 1-4 классах 135 часов.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_ladya.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Принята на заседании»                                                «Утверждаю»

Педагогического совета                                                                Директор

МБОУ Вязьма-Брянской СОШ

                                                                Вяземского района

Смоленской области

Данкова Елена Владимировна                

Протокол №                                                         Приказ №                 от                

От  «____» ________ 20 __ года                                «____» ________ 20 __ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

Направление: физкультурно-спортивное

Возраст: 7-10 лет

Срок реализации:   4 года (135 часов)

Автор//Составитель:

ФИО: Докучаева Л. И.,

учитель  начальных классов

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:

  • Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г;
  • Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г;
  • Цифровые образовательные ресурсы.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.

Цель программы создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» изучается в 1 классе 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.  

Результаты обучения

В результате изучения программы «Белая ладья» в 1-м классе учащиеся получат возможность   формирования

 Личностных результатов 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов 

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Обучающийся научится:

  • Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Применять правила хода и взятия каждой фигуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентированию на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Краткая  история шахмат

1

-

1

2

Шахматная  доска

0,5

0,5

1

3

Шахматная  нотация

0,5

0,5

1

4

Шахматные  фигуры. Начальная  расстановка фигур

3

9

12

5

Ценность  шахматных фигур

0,5

0,5

1

6

Цель  шахматной партии

5

12

17

Итого

10,5

22,5

33

Содержание программы

1 класс

Раздел 1. Краткая  история шахмат (1 час)

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел 2. Шахматная  доска (1 час)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практическая работа: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Раздел 3. Шахматная  нотация (1 час)

             Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практическая работа: «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: Вертикаль «е»), так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» и т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е1 – а5»). «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

Раздел 4. Шахматные  фигуры. Начальная  расстановка фигур (12 часов)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практическая работа: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практическая работа: «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

          Раздел 5. Ценность  шахматных фигур (1 час) 

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практическая работа: «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

         Раздел 6. Цель  шахматной партии (17 часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практическая работа: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практическая работа: «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

1 класс

(1 час в неделю; 33 часа)

п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата фактич

Дата коррект

I  триместр

Краткая история шахмат  (1 час)

1

1

Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматного кружка. Инструктаж по технике безопасности.

Волшебный мир шахмат. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи в истории шахмат.

1

Шахматная доска (1 час)

2

1

Шахматная доска. Две армии на шахматной доске.

Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали.

1

Шахматная нотация (1 час)

3

1

Шахматная нотация. Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля

1

Шахматные фигуры Начальная расстановка фигур (12 часов)

4

1

Шахматные фигуры. Начальное положение. Две армии - белая и чёрная. Фигуры и пешки.

1

5

2

Пешка. Сколько пешек на доске и как они называются. Правило взятия на проходе. Превращение пешки.

1

6

3

Пешка. Проходные пешки. Блокированные пешки. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки.

1

7

4

Ладья. Ход ладьёй. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

1

8

5

Ладья против ладьи, ладья против пешек. Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

1

9

6

Слон. Ход слоном. Взятие. Дидактические игры «Лабиринт», «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».          

1

10

7

Слон против слона, против ладьи и против пешек.

Дидактическая игра «Поймай чёрного слона».

1

II  триместр

11

8

Инструктаж по технике безопасности. Ферзь. Ход ферзём. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

1

12

9

Ферзь  против ферзя,  ладьи, слона и против пешек.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

1

13

10

Конь. Ход конём. Взятие. Дидактические игры «Волшебный сундучок», «Побей кусачие фигуры».

1

14

11

Конь против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня». Двойной удар. Нападение и защита.                       

1

15

12

Король. Ход королём. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

1

Ценность шахматных фигур (1 час)

16

1

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно. Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» ферзь,  ладья, слон и конь

1

Цель шахматной партии (17 часов)

17

1

Король против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня». Двойной удар королём. Нападение и защита.

1

18

2

Нападение на короля - шах. Шахматная нотация. Повторение и обобщение. Что такое шах.

1

19

3

Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь.

1

20

4

Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь.

1

21

5

Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь.

1

III  триместр

22

6

Инструктаж по технике безопасности. Особый ход - рокировка. Длинная и короткая рокировка. Когда можно рокировать.

1

23

7

Особый ход - рокировка. Длинная и короткая рокировка. Когда можно рокировать.

1

24

8

Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.

1

25

9

Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.

1

26

10

Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.

1

27

11

Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.

1

28

12

Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями одинокого короля.

1

29

13

Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями одинокого короля.

1

30

14

Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки.

1

31

15

Промежуточная аттестация. Тест

1

32

16

Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки.

1

33

17

Повторение и обобщение. Cеанс одновременной игры.

1

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» изучается во 2 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.  

Результаты обучения

В результате изучения программы «Белая ладья» в 2-ом классе учащиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов 

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Обучающийся научится:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
  • диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • применять правила хода и взятия каждой фигуры;
  • знать выигрышные стратегии матования одинокого короля.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентированию на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути еѐ достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;
  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
  • сравнивать и анализировать действия других игроков;
  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Волшебный  мир  шахмат.  Вводное  занятие  

1

-

1

2

Шахматная       доска.

1

1

2

3

Ходы  и взятие фигур.

2

4

6

4

Техника  матования одинокого короля

5

5

10

5

Шахматная  комбинация.

2

8

10

6

Квалификационные  турниры, анализ партий и типовых позиций

1

4

5

Итого

13

21

34

Содержание программы

2 класс

Раздел 1.  Волшебный  мир  шахмат.     Вводное  занятие  (1 час) 

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел 2.  Шахматная       доска.  (2 часа)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практические занятия

 «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий  шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Раздел 3. Ходы  и взятие фигур. (6 часов)

Белые, черные ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на про ходе, превращение пешки.

Практические занятия

         «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети но очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются. (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». Педагог ставит на столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой  фигур.

Практические занятия

 «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом  в начальном  положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

                Раздел 4. Техника  матования одинокого короля (10 часов)

                Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

                Практические занятия

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый  шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практические занятия

 «Шах или  мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или  пат». Нужно определить, мат или пат на  шахматной доске.

«Мат  в  один  ход».  Требуется  объявить  мат  в  один  ход  черному  королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется  наименьшее количество полей для отхода.

Раздел 5. Шахматная  комбинация. (10 часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

     Практические занятия

 «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал  и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Раздел 6.  Квалификационные  турниры, анализ партий и типовых позиций (5 часов)

2 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт

Дата коррект

I  триместр

Раздел 1. Волшебный  мир  шахмат.     Вводное  занятие  (1час)

1

1

Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматного кружка. Инструктаж по технике безопасности.

Волшебный мир шахмат.  Основные вехи в истории шахмат.

1

Раздел 2. Шахматная доска (1 час)

2

1

Шахматная доска. Две армии на шахматной доске.

Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали.

1

Раздел  3. Ходы  и взятие фигур (6 часов)

3

1

Пешка. Правило взятия на проходе. Превращение пешки.

Проходные пешки. Блокированные пешки. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки.

Ладья. Ход ладьёй. Взятие. Ладья против ладьи, ладья против пешек. Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

1

4

2

Входной контроль. Тест.

1

5

3

Слон. Ход слоном. Взятие. Слон против слона, против ладьи и против пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного слона».

1

6

4

Ферзь. Ход ферзём. Ферзь  против ферзя,  ладьи, слона и против пешек. Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

1

7

5

Конь. Ход конём. Взятие. Конь против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня». Двойной удар. Нападение и защита.                       

1

8

6

Король. Ход королём. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

1

Раздел 4. Техника  матования одинокого короля (10 часов)

9

1

Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика.

2

10

2

Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика.

II  триместр

11

3

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат»,  «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

4

12

4

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат»,  «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

13

5

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат»,  «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

14

6

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат»,  «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

15

7

Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

16

8

Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

2

17

9

Ладья и король против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

2

18

10

Ладья и король против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Раздел 5. Шахматная  комбинация  (10 часов)

19

1

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации).

2

20

2

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации).

21

3

Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

4

22

4

Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

III  триместр

23

5

Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

24

6

Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

25

7

Промежуточная аттестация. Тест.

1

26

8

Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

1

27

9

Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

2

28

10

Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья»изучается в 3 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.  

В результате изучения программы «Белая ладья»в 3-ем классе учащиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • уметь проводить комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Обучающийся научится:

- принципам игры в дебюте;

-применять основные тактические приемы;

- знать, что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

Обучающийся получит возможность научиться:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Основные направления развития шахматной стратегии и тактики в современном мире.

2

2

3

Дебют. Классификация дебютов

6

4

10

4

Миттельшпиль

2

6

8

5

Эндшпиль

2

6

8

6

Основы методики тренировки

шахматиста

5

5

Итого:

13

21

34

Содержание программы

3 класс

Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматной секции(1 час)

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ(2 часа)

 Капабланка и его стиль. Крупнейшие международные турниры XX века Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. Русская шахматная школа, её успехи и роль в мировом шахматном движении.

Раздел 3. ДЕБЮТ(10 часов)

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

Раздел 4. МИТТЕЛЬШПИЛЬ(8часов)

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата", использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра, освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки.уничтожение защиты. План игры. Открытие и полуоткрытое линии Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

Раздел 5. ЭНДШПИЛЬ(8 часов)

Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек.

Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.

Раздел 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА  (5 часов)

Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Формы и методы тренировки шахматиста. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста.

СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШАХМАТИСТА.

Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста.

3 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата фактич

Дата коррект

Вводное  занятие  (1 час)

1

1

Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ.

1

Основные направления развития шахматной стратегии и тактики в современном мире (2 часа)

2

1

Капабланка и его стиль. Крупнейшие международные турниры XX века Образование ФИДЕ.

1

3

2

Система розыгрыша звания чемпиона мира. Русская шахматная школа, её успехи и роль в мировом шахматном движении.

1

Дебют. Классификация дебютов (10 часов)

4

1

Входной контроль. Тест.

2

5

2

Значение флангов в дебюте.

6

3

Захват центра с флангов. Подрыв центра.

2

7

4

Захват центра с флангов. Подрыв центра.

8

5

Гамбиты. План в дебюте.

2

9

6

Гамбиты. План в дебюте.

10

7

Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем.

1

II  триместр

11

8

Инструктаж по ТБ. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем.

1

12

9

Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

2

13

10

Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

Миттельшпиль (8 часов)

14

1

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата".

2

15

2

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата".

16

3

Использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра.  

2

17

4

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата".

18

5

Освобождение поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. уничтожение защиты.

План игры. Открытие и полуоткрытое линии.

2

19

6

Освобождение поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. уничтожение защиты.

План игры. Открытие и полуоткрытое линии.

20

7

Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей.

Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

2

21

8

Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей.

Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

III  триместр

Эндшпиль (8 часов)

22

1

Инструктаж по ТБ. Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек.

2

23

2

Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек.

24

3

Отдалённая проходная пешка.

 Защищённая проходная пешка.

Пешечный прорыв. Слон против пешки.

Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля.

2

25

4

Отдалённая проходная пешка.

 Защищённая проходная пешка.

Пешечный прорыв. Слон против пешки.

Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля.

26

5

Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек.

2

27

6

Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек.

28

7

Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.

2

29

8

Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.

Основы методики тренировки шахматиста. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста (5 часов)

30

1

Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс.

Формы и методы тренировки шахматиста.

1

31

2

Промежуточная аттестация. Тест.

1

32

3

Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста.

1

33

4

Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнении и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста.

1

34

5

Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста.

1

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» изучается в 4 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).

В результате изучения программы «Белая ладья»в 4-ом классе учащиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • уметь проводить комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Обучающийся научится:

- принципам игры в дебюте;

- применять основные тактические приемы;

-знать, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,

ключевые поля.

Обучающийся получит возможность научиться:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

2

2

3

Исторический обзор развития шахмат

2

1

3

3

Дебют

2

6

8

4

Миттельшпиль

2

6

8

5

Эндшпиль

2

6

8

6

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

4

4

Итого:

11

23

34

Содержание программы

4 класс

Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (1 час) Организационные вопросы. Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ.

Раздел 2. ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС. СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ (2 часа) Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Порядок открытия и закрытия соревнований.

Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ (3 часа) Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки на территории русского государства. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова. Первый русский мастер А.Д.Петров. Журнал "Шахматный листок". Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение.

Раздел 4. ДЕБЮТ (8 часов)

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.

Раздел 5. МИТТЕЛЬШПИЛЬ (8 часов)

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля.

Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.

Раздел 6. ЭНДШПИЛЬ  (8 часов)

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками. Борьба слона с пешками против слона с пешками: слоны одноцветные, слоны разноцветные. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи. Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных  окончаниях. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания.  

Раздел 7. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ ПАРТИЙ И ПИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ. (4 часа)Участие в школьных и   районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

4 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата фактич

Дата коррект

Вводное  занятие  (1 час)

1

1

Организационные вопросы. Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ.

1

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований (2 часа)

2

1

Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Порядок открытия и закрытия соревнований.

1

3

2

Входной контроль. Тест

1

Исторический обзор развития шахмат(3 часа)

4

1

Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси.

1

5

2

Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки на территории русского государства. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова.

1

6

3

Первый русский мастер А.Д.Петров. Журнал "Шахматный листок". Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение.

1

Дебют. Классификация дебютов (8 часов)

7

1

Классификация дебютов.

1

8

2

Значение флангов в дебюте.

1

9

3

Захват центра с флангов. Подрыв центра.

1

II  триместр

10

4

Инструктаж по ТБ. Гамбиты. План в дебюте.

1

11

5

Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем.

2

12

6

Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

13

7

Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.

1

14

8

Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.

1

Миттельшпиль (8 часов)

15

1

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами.

2

16

2

Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля.

17

3

Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних и разносторонних рокировках.

2

18

4

Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних и разносторонних рокировках.

19

5

Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку.

2

20

6

Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку.

21

7

Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.

1

III  триместр

22

8

Инструктаж по ТБ. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.

Эндшпиль (8 часов)

23

1

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками.  

2

24

2

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками.  

25

3

 Борьба слона с пешками против слона с пешками: слоны одноцветные, слоны разноцветные.

1

26

4

Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи.

1

27

7

Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных  окончаниях.

2

28

8

Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных  окончаниях.

29

7

Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания.  

2

30

8

Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания.  

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (4 часа)

31

1

 Промежуточная аттестация. Тест

2

32

2

Участие в школьных и   районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

33

3

Участие в школьных и   районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

1

34

4

Анализ партий и типовых позиций.

1

Список литературы

1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

3.Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.

4.Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г.

5. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

6. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

7. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

8. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

9. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

10. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

11. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

12. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

13. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

14. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

15. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

16. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

17. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

18. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

19. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

26. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

27. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

28. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

29. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

30. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...