Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
статья

Громова Елена Николаевна

Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.

В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – учителя-дефектолога.

    Стандартом учитываются образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

     Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Целью коррекционной работы учителя-дефектолога является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП  обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  , позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе;

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- повышение возможностей обучающихся    в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс;

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого- педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Принципы коррекционной работы:

•        Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

•        Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

•        Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

•        Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

•        Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

•        Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

•        Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

 Итак, целью моей работы является  своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.

На основании заключения ПМПК , ППК на занятия с учителем-дефектологом  зачисляются  дети.

В течение учебного года  проводится три этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Класс

(учащиеся)

Всего обследовано

Первичная:

Групповая

Индивидуальная

(углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий.

Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

 сентябрь

 сентябрь

1а кл. –  8 чел.

2а кл. –8 чел.

2б кл. – 7 чел.

3а кл- 14 чел.

4а кл.-19 чел.

1а кл. –  5 чел.

2а кл. – 4 чел.

2б кл – 3 чел.

3а кл. – 4 чел.

4а кл- 3 чел.

 

Групповая форма:

 23

учащихся

Индивидуальная форма:

   19 учащихся

Этапная

(индивидуальная)  с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач  коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

январь

Учащиеся, посещающие занятия

19 учащихся

Итоговая

(индивидуальная)  с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

май

Учащиеся, посещающие занятия

19 учащихся

                      Используемые диагностические методики

                автор

                                        название

Забрамная С.Д.

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г.

 Соколова Ю.

«Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г.

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

«Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.

ЗабрамнаяС.Д.,Боровик О.В.

«От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах».

Багданова Т.Г., Варламова О.И.

«Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии».

Стребелева Е.А.

«Психолого-педагогическая диагностика развития деей раннего и дошкольного возраста» 2014г.

 Диагностика осуществляется по следующим методикам:

1. Сенсомоторное развитие

-        развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

-        развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

-        развитие слухового восприятия и слухового внимания;

-        развитие тактильных ощущений;

-        развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

-        развитие тонкости и целенаправленности движений;

-        развитие кинестетических основ движения;

-        развитие межполушарного взаимодействия;

-        формирование способности выделять признаки предметов

2.Формирование пространственных представлений

-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

-развитие пространственного праксиса;

-развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

3. Развитие        мнемических процессов

-        тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

-        произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-   развитие тактильной и кинестетической памяти.

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

-        развитие слухо-моторной координации;

-        развитие зрительно-моторной координации;

-        развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

-регуляция простейших двигательных актов;

-формирования умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

6. Формирование навыка письма

-        развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

-        заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

-        звуко-буквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма.

7. Формирование навыка чтения

-        заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

-        обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;

-        обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;

-        обучение составлению предложений из слов;

обучение схематической записи слов, предложений.

8.Формирование элементарных математических представлений

-        количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);

-        состав числа; счётные операции;

-        решение и составление задач;

-        геометрические фигуры; цвет, форма, размер предметов.

Также, в рамках работы по данному направлению проводится, в обязательном порядке,  работа с документацией (для ознакомления):

- медицинские карты;

- личные дела учащихся;

-беседа с родителями.

        В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления  выявляются недостатки в развитии  мыслительных процессов,  сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей - недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

 Практически у  всех детей отмечается дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

В течение   учебного года  ведется коррекционно - развивающая  работа по устранению имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

- совершенствование зрительного восприятия , памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформляется дефектологическое представление и составляется характеристика.

Используемые коррекционно-развивающие программы:

                   автор

                                     название

Е.В. Языканова

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения»

А.В. Белошистая

Программа «Математика и конструирование» для детей с задержкой психического развития» 2000г

Л.В. Мищенкова

«36 занятий для будущих отличников», 2012г.

Л.В. Мищенкова

«Развитие познавательных способностей», 2011г.

А.В. Белошистая

«Математика и конструирование коррекционно – развивающего обучения» ,2004 г.

В.В. Воронкова

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений», 2006 г.

Т.В. Алышева

«Математика»

В течение учебного года  проводится коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных  и групповых  занятий .  

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности   определяется содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей  с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).    Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

     Усвоение программного материала детьми происходит в соответствии с индивидуальными  возможностями  и темпом психического развития, в связи с чем осуществляется более тщательный отбор содержания образования, используются адекватные методы и приёмы обучения.

 Развивающие занятия для младших школьников представляют собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе используется множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.

 При проведении коррекционно – развивающих занятий используются разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...

Мониторинг усвоения программного материала

Мониторинг усвоения программного материала...

Памятка для родителей: « Усвоение программного материала в условиях дистанционного обучения» ( для учащихся начальной школы)

В статье представлены коротко основные психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности при условии дистанционного обучения и характер их проявления.Рекомендации даны родителям у...

Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.

Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии....

Индивидуальный план преодоления трудностей усвоения программного материала по математике

Индивидуальный план  преодоления трудностей усвоения программного материала по математике...