Статья
статья

Недилько Ираида Александровна

Использование приёмов мнемотехники   в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья61.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов мнемотехники   в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы.

                                                                                         Недилько И.А., учитель

                                                   ГКОУ КК школы- интерната ст. Шкуринской

        Великий русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «Память — это краеугольный камень психического развития ребенка». Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру.  Особенно важно правильно организовать мнестическую деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями, т.к. она имеет ряд специфических особенностей: 

- замедленность и непрочность процесса запоминания (умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике);

- неточность воспроизведения;

- быстрота забывания;

-плохая переработка воспринимаемого материала (опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям);

-плохое понимание воспринимаемого материала  (учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях.) Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. Именно поэтому так важно умело и одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными объяснениями;

-неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

        Неумение умственно отсталых детей заучивать какой-либо материал обнаруживается в школьной практике довольно часто. Так, например, они много раз повторяют стихотворение и, тем не менее, не могут воспроизвести его наизусть полностью. То или иное грамматическое правило они стремятся заучивать наизусть, не пытаясь вникнуть в его смысл, не понимая, в каких именно случаях данное правило уместно применять.

      Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросо-ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно-действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.

      Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

        Навык заучивания на основе бессмысленного, ненужного материала неэффективен. Но прививать и культивировать навыки осмысленного заучивания и запоминания на материале школьной программы совершенно необходимо.

      Умение запоминать – это умение осмыслить усваиваемый материл, т. е. отобрать в нем основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний или представлений. От способности включать указанные элементы в такую определенную систему зависит также возможность припоминания, И.М. Сеченов сравнивал память зрелого человека с хорошо организованной библиотекой, в которой вновь поступающие книги размещаются в строгой системе. В такой библиотеке необходимая книга (под книгой подразумевается требуемое знание или представление) может быть легко найдена в нужный момент. Память маленького ребенка И.М. Сеченов сравнивал с плохим книжным складом. Найти нужную книгу на таком складе невозможно. Эта аналогия дает представление о том, как важно научить  УО учащихся правильно организовывать процесс запоминания учебного материала и разъяснить, в чем суть такого умения.

       Отечественные психологи определили условия, способствующие лучшему запоминанию материала. Ими была показана зависимость запоминания материала от поставленной перед ребенком задачи, их собственной активности

(Б.И. Пинский) и предварительной инструкции (Г.М. Дульнев). Отечественными учеными разработаны специальные методические приемы, помогающие детям запоминать материал, в том числен, приемы мнемотехники. Эти методические приемы применяются педагогами  во время практически всех предметов в школе.

Использование мнемотехники во время уроков русского языка и чтения.

Мнемотехника - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи, особенно у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Характерные особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями.

    Расстройства речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом:

- овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников;

- снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка. В процессе овладения навыками и умениями отсталые дети опираются больше на наглядный материал, чем на словесную инструкцию;

-развитие речевой моторики у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленно, недифференцированно;

-нарушение фонематического восприятия;

- нарушения фонетической стороны речи;

-трудности усвоения семантической стороны языка;

-отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью

- речь маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков;

-нарушения лексико-грамматической стороны речи (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным);

-формирование связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.           Дети долго задерживаются на вопросно-ответной и ситуативной речи. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи;

-особенности нарушений письменной речи:  трудности при поэтапном овладении процессом чтения: усвоение букв, слияния звуков в слоги, слогов в слова, чтение слов, предложений и текста;

-нарушены функции речи: программирующая, регулирующая, коммуникативная

Использование мнемотехники во время  уроков русского языка, чтения  является весьма актуальным.

В настоящее время возможности мнемотехники расширяются, ее приемы  можно использовать в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий во время различных уроков, прежде всего, уроков русского языка и чтения.

Цель мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

 С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

 - развивать связную и диалогическую речь;

 -развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать тексты, стихи по мнемотаблице и коллажу.

  -развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, содействовать  развитию креативности

Вот некоторые приемы мнемотехники на уроках русского языка:

   -«Уж замуж невтерпёж» — мнемофраза для запоминания наречий без буквы «мягкий знак»;

    -«Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с «ы» после «ц»

    -«Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть»-глаголы-исключения;

-для запоминания правильного ударения в словах:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.


Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!


Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!


Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.


Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается  работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.  Так, при разучивании чистоговорок, можно использовать мнемодорожку:

Ушки на макушке у кошки и у мышки,
          Но у ко
шки ушки больше, чем у мышки.

http://logopedia.by/pic/Razn/Gar7.gif

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=19362115-14-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=462730269-16-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=19362115-14-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=179018115-22-72&n=21

   

      Мнемотехника многофункциональна. На основе их созданы разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

 • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

 • раскрывать существенное в объекте;

 • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

       Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми используются различные  компьютерные программы.

 Таким образом, использование нетрадиционных подходов к решению коррекционных задач во время уроков русского языка и чтения способствует повышению эффективности речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями.

    Применение в работе мнемотехники дает положительные результаты: у детей появляется интерес к работе, желание участвовать, приобретать знания, улучшилась память, внимание, мышление, речь.

    «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский

                                              Литература:

1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.

2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 2004

3.Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

5 Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001

7.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе -Москва. Владос,2000г

9. Основы специальной психологии/Под редакцией Л.В. Кузнецовой. Москва, 2003г

10.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи [Электронный ресурс]: http://ped-kopilka.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...