Самоподготовка на тему: "Красную речь красиво и слушать".
методическая разработка (3 класс)

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Открытая самоподготовка на тему: «Красную речь красиво слушать»

   Цель: вызвать у детей размышления о том, как важно владеть речью, какое это бесценное богатство.

   Задачи:

Образовательная:

  - пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и собственной;

- учить детей анализировать пословицы о речи;

Развивающая:

- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, выделять главное;

- развивать речь учащихся, формировать умения ориентироваться в ситуации общения;

Воспитательная:

- воспитывать культурного, всесторонне развитого человека;

- воспитывать ответственное отношение к учебе.

Коррекционная:

-Закреплять правила речи;

- добиваться полных и правильных ответов.

Оборудование:  Мультимедиа проектор с экраном, слайдовые иллюстрации, раздаточный материал, цветик – семицветик, пословицы.

Использование современных технологий: развивающая технология по коррекции речи; здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka_krasnaya_rech.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Лозовская специальная школа – интернат»

Конспект

ОТКРЫТОЙ САМОПОДГОТОВКИ

на тему:

«Красную речь красиво слушать»

( для младшей школы)

Воспитатель,

Халилева Э.Х.

С. Ферсманово, 2021г.

Открытая самоподготовка на тему: «Красную речь красиво слушать»

   Цель: вызвать у детей размышления о том, как важно владеть речью, какое это бесценное богатство.

  Задачи:

Образовательная:

  - пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и собственной;

- учить детей анализировать пословицы о речи;

Развивающая:

- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, выделять главное;

- развивать речь учащихся, формировать умения ориентироваться в ситуации общения;

Воспитательная:

- воспитывать культурного, всесторонне развитого человека;

- воспитывать ответственное отношение к учебе.

Коррекционная:

- закреплять правила речи;

- добиваться полных и правильных ответов.

Оборудование:  мультимедиый проектор с экраном, слайдовые иллюстрации, раздаточный материал, цветик – семицветик, пословицы.

Использование современных технологий: развивающая технология по коррекции речи; здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технология.

Ход самоподготовки

  1. Организационный момент.

 Вступительное слово воспитателя.

  Воспитатель. Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые взрослые! Сегодня необычная самоподготовка, у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Спасибо, ребята, садитесь и настройтесь на работу. Не забывайте следить за осанкой.

II. Логопедическая разминка.

  Воспитатель.  Перед беседой повторим правила речи, которые необходимо всегда соблюдать и выполнять в речи.

Дети:

*Говори всегда красиво, смело и не торопливо.

*Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

*Говори на выдохе плавно и ясно.

*Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать.

*Больше говори красивых, приятных слов.

   Воспитатель. А чтобы правильно говорить и красиво выражать свои мысли, проведем артикуляционную гимнастику.

Дети:

Мы расселись по порядку

Дружно делаем зарядку

Не руками, не ногами,

А своими язычками

Корректировать я рад

Речевой свой аппарат.

Раз – окошечко открыли;

Два – мы дудочку купили;

Три – в улыбке наши губки;

На четыре чистим зубки;

Пять – мы моем потолок;

Шесть – лошадка скок да скок;

Семь – варенье очень любим;

Восемь – горку делать будем;

Девять – дружно мы болтаем;

Десять – ротик закрываем.

III. Прослушайте стихотворение и определите главную мысль.

Язык нам дан, чтоб высказать все мысли.

Струиться речь должна, как чистая река.

Без лишних, непотребных слов

Нам надо изъясняться,

Ведь смерть и жизнь во власти языка.

   Тематическая беседа.

   Воспитатель.  Итак, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей: в этом стихотворении говорится о речи, о красоте речи, которая является главным средством общения людей).

   Воспитатель.  С чем автор сравнивает речь? (ответы детей: автор сравнивает речь с чистой, красивой рекой).

   Воспитатель.   Давайте, ребята, задумаемся, для чего нужна речь? (ответы детей: с помощью речи люди общаются друг другом, речь помогает узнавать, что либо интересное в окружающем мире, с помощью речи можно договориться о работе, в игре. Речь может радовать, утешить, речь нужна человеку как воздух).

   Воспитатель.  Как вы думаете,  какой должна быть наша речь? (ответы детей: наша речь должна быть красивой, умной, ясной, выразительной, культурной, умной, грамотной). На доске появляется цветок речи.

  Воспитатель.  Красивую речь приятно слушать? (ответы детей: да, красивую речь приятно слушать).

   Воспитатель.  В старину, красивую речь называли красной речью или красноречием.

   Красноречие – учение о яркой, выразительной речи, речи, которая завораживает слушателя, речи умной и грамотной.

   «Красную речь красиво слушать» – говорит русская народная пословица.

Это пословица послужит сегодня темой нашей самоподготовки.

IV.  Формулировка темы и цели самоподготовки.

И так, тема самоподготовки: «Красну речь красиво слушать».

Цели:

  1. Изучить правила речи.
  2. Учиться правильно говорить.
  3. Учиться грамотно и красиво писать.

Воспитатель. Давайте, обратимся к устному народному творчеству.

Перед вами на партах конверты с пословицами.  Предлагаю вам собрать и объяснить смысл пословиц.

Дети:

  • «Красную речь красиво слушать».
  • «В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять».
  • «С умным разговориться, что меду напиться».
  • «Красна птица пером , а речь - словом».
  • «Красно поле пшеном, а речь - слушанием»

V. Путешествие в страну «Красивой речи».

Воспитатель. А теперь мы совершим путешествие в страну «Красивой речи», где познакомимся с такими видами работы, которые помогут нам сделать нашу речь красивее, богаче, грамотнее.

 Дети, улыбнитесь друг другу, ведь удача нам в путешествии очень пригодится! Вы постарайтесь ответить на все вопросы точно, работать быстро и самое главное, дружно!

Итак, в путь!

   Вдалеке видим острова.

1.   Остров «Отгадай- ка»!

Воспитатель. Вам нужно отгадать слово по его описанию, слово отгадку разделить на слоги и указать часть речи.

*Красивая, душистая, чайная. красная, белая, колючая..(Роза).

*Еженедельная, местная, шуршащая, вчерашняя, свежая, мятая..(Газета)

*Настенные, башенные, бегущие, песочные, отстающие, электронные..(Часы)

Воспитатель. Молодцы, ребята, с заданием справились.

 Отправляемся на следующий остров.

2.   Остров «Скажи наоборот»

Воспитатель. Прежде чем приступить к этому заданию, давайте вспомним, что такое антонимы. (ответы детей: антонимы слова с противоположным значением).

Воспитатель. Работать будете в парах, один ученик называет слово, второй подбирает антоним.

Красный – некрасивый

Ласковый – грубый

Культурный – невоспитанный

Хороший – плохой

Милосердный – жесткий

Добрый – злой

Правдивый – лживый

Доброжелательный – завистливый

Воспитатель. Молодцы! Со значением слов разобрались.

Следующий остров.

3.   Остров «Четвертый лишний»

Воспитатель.  Вам необходимо найти лишнее слово, указать часть речи и объяснить свой выбор.

* Ворона, сорока, кошка, голубь. (Кошка).

* Апельсин, огурец, яблоко, груша. (Огурец).

* Корова, коза, волк, лошадь. (Волк).

  1. Остров «Путаница»

Воспитатель.  Найдите ошибку и исправьте ее, произнесите предложение правильно.

Дети:

*Весной выпадает первый снег. (Зимой выпадает первый снег).

*Весна начинается с апреля? (Весна начинается с марта).

*Сразу после марта наступает май, (Сразу после марта наступает апрель).

*Весной на почках набухают деревья. (Весной на деревьях набухают почки).

*Весной с деревьев опадает листва. (Осенью с деревьев опадает листва).

5.  Остров «Волшебные слова»

Воспитатель. Вам предстоит переставить буквы и отгадать какие слова спрятаны:

РЗВСДАТЙВУЕТ (здравствуйте)

ПИСАСОБ (спасибо)

ВИЗИТЕНИ (извините)

РОПТИСЕТ (простите)

ЛОУЖЙТАСПА (пожалуйста)

-  Ну вот, «Волшебные слова»  мы вспомнили.

6.  Остров «Слова паразиты»

Воспитатель. Внимание на экран. Просмотр юмористического киножурнала  ералаш  «Почему мы так говорим».

  Можно ли понять, о чем идет речь в беседе между этими людьми? (ответы детей: нет, не поняли, они употребили слова паразиты, загрязнили свою речь).

  Воспитатель. А ведь, эти слова употребляют в речи многие ребята. Хочу  сказать, что в обычном разговоре, не следят за правильностью своей  речи. Слова - паразите мешают выражать свои мысли правильно, красиво, грамотно.

      Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получить представления об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

7.   Остров «Физминутка»

Воспитатель.  Мы немного устали. Я предлагаю отдохнуть на острове.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, потянитесь.

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь.

Руками коленей коснитесь.

Сели - встали, сели – встали,

И на месте зашагали.

  Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться.

Дети с воспитателем встают.

И два раза повернитесь.

Снова в классе очутитесь.

VI. Переходим к выполнению домашнего задания. 

  Воспитаетль. При выполнении заданий обратите внимания на памятки.

  Давайте вспомним, о какой части речи  говорили  на уроке русского языка. (ответы детей: об имени прилагательных)

Воспитатель. Что такое имя прилагательное? (ответы детей: имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое?).

Воспитатель.  Что было задано? (ответы детей: задание на карточке).

Воспитатель. Прочитайте и разберем задание. Прочитали без прилагательных стихотворение.

 Какие слова пропущены в стихотворении? (ответы детей: прилагательные)

Воспитатель. А теперь как звучит стихотворение?

 Вы согласны, что теперь текст звучит выразительнее? (ответы детей: да)

Воспитатель. Это благодаря прилагательным, которые делают нашу речь ярче, богаче, красочнее.

Выполняем упражнение самостоятельно.

    Начнем выполнение домашнего задания по математике.

Читаем и повторяем правило.

Открыли учебники на стр.54 №4.

Разбираем задание.

Всем все понятно?

Приступаем к самостоятельной работе.

Литературное чтение стр.119 наизусть стихотворение «Котенок» Е.А.Благинина.

Физминутка для глаз.

Проверка выполненных работ.

1. Взаимопроверка домашнего задания в парах.

2. Проверка домашнего задания воспитателем.

3. Проверка домашнего задания с дифференцированным подходом (сильный проверяет слабого).

Дополнительное задание по карточкам для детей, которые быстро выполняют домашнее задание.

VII.  Рефлексия.

Воспитатель. О чем мы сегодня говорили на самоподготовке?

 Было ли вам интересно, а что показалось трудным?

 А что именно вам понравилось?

VIII.  Итог самоподготовки.

   Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. И я тоже хочу сказать вам, что вы все молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями на островах.

Надеюсь, вы сегодня получили много хорошего, нужного, полезного.

Будьте всегда воспитанными, добрыми, вежливыми, хорошими людьми.

А речь ваша грамотной, выразительной, красивой как наш цветок.

Любой из вас пришел на этот свет

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всем при этом

Должны мы научиться красиво говорить!

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Хорошую речь хорошо и слушать"

Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается. Ещё сложнее это сделать детям с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из них имеют индиви...

Презентация к классному часу "Хорошую речь хорошо и слушать"

Использование презентации во время проведения классного часа способствует созданию у детей позитивных установок , развитию творческих способностей,поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудн...

Презентация к классному часу "Хорошую речь хорошо и слушать"

Использование презентации во время проведения классного часа способствует созданию у детей позитивных установок , развитию творческих способностей,поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудн...

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"

Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...