Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогичес­кого Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._sotsiokulturnye_istoki.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

        В 1995г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

        В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Год обучения

Наименование учебных курсов

Кол-во часов

1

Слово. Образ. Книга.

33

2

Родной очаг. Родные просторы.

Труд земной. Труд души.

34

3

Вера. Надежда. Любовь. София.

34

4

Русские традиции Образа, Слова, Души.

34

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»

Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. ниже):

1. Слово. Образ. Книга.

2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

3. Вера. Надежда. Любовь. София.

4. Русские традиции Образа, Слова, Души.

1 КЛАСС. АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

СЛОВО

ОБРАЗ

КНИГА

  • Золотое сердечко
  • Доброе Слово
  • Честное Слово
  • Слово о родителях
  • Святое Слово
  • Родник
  • Первый Образ
  • Светлый Образ
  • Образ Богородицы
  • Благодатный Образ
  • Книга
  • Первая Книга
  • Живая Книга
  • Книга книг
  • Мир Книги

2 КЛАСС. РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ

РОДНОЙ ОЧАГ

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

  • Имя
  • Семья
  • Род
  • Дом
  • Деревня
  • Город
  • Нива и поле
  • Лес
  • Река
  • Море-океан
  • Путь-дорога

ТРУД ЗЕМНОЙ

ТРУД ДУШИ

  • Сев и жатва
  • Братья меньшие
  • Ткачихи-рукодельницы
  • Мастера-плотники
  • Кузнецы-умельцы
  • Ярмарка
  • Слово
  • Сказка
  • Песня
  • Праздник
  • Книга
  • Икона
  • Храм

3 КЛАСС. ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ

ВЕРА

НАДЕЖДА

ЛЮБОВЬ

СОФИЯ

  • Вера
  • Верность
  • Правда
  • Честь
  • Надежда
  • Согласие
  • Терпение
  • Послушание
  • Любовь
  • Мuлосердие
  • Доброта
  • Покаяние
  • Ум да разум
  • Истина
  • Знания и мудрость
  • Вера, Надежда и Любовь - родные сестры

4 класс

ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА

РОДНЫЕ ОБРАЗЫ

УМЕЛЫЕ ДЕЛА

ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА

  • Традиции Первого Образа
  • Образы Веры,

Надежды и Любви

  • Образы Покрова
  • Образы Софии и света
  • Трудовые традиции
  • Традиции служения
  • Традиции

     праведного дела

  • Традиции

                святого слова

  • Традиции

                доброго слова

  • Традиции честного слова
  • Традиции покаянного слова
  • Традиции Праздника

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 1 класс

Учебный курс «ИСТОКИ» для l-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.

        Золотое сердечко живёт добрым, честным, святым Словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет «медью звенящей».

        Использование учебного материала по теме «СЛОВО» поможет учителю  осуществить социокультурное присоединение от семьи к начальной школе.

        «ИСТОКИ» предполагают обучение через «Образ». Не всё видимое есть Образ. Многое является безобразным.

Вторая часть учебного курса знакомит с Образом Истоков. Книга является главным инструментарием образования в школе.

                Третья часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - живое существо. Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Как сделать первые шаги по выпуску своей первой Книги?

Главными целями этого курса в l-м классе являются:

- освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

- развитие ценностей Истоков;

- развитие целостного восприятия, способности слышать

Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 класс (33 часа)

   Слово (10 часов)

   1. ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Драгоценный дар Слова. Слово, как ценность.

   2. Золотое сердечко любит («Доброе Слово»), надеется («Честное Слово») и  

       верит («Святое Слово»). Слово о родителях - основа жизни.

   3. ДОБРОЕ СЛОВО. Смысл жизни - делать добро. Доброе слово – доброе дерево - добрый плод.

  1. Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.
  2. ЧЕСТНОЕ СЛОВО - основа крепкой дружбы. Духовная искра.
  3.  Верность. Верный друг.
  4. СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях
  5. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях
  6. Доброе Слово о родителях - основа жизни.
  7.  СВЯТОЕ СЛОВО. Верить - значит жить. Дар Божий. Святое Слово путь к сердцу найдёт.

Образ (12 часов)

  1.  РОДНИК - начало жизни.
  2.  Святой источник. Святая вода.
  3.  Крещение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы?
  4.  ПЕРВЫЙ ОБРАЗ. О том, как Золотое сердечко спасает.
  5. Спаситель. Спас нерукотворный.
  6.  Первый Образ. Крест. Слово Образа.
  7.  СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. Белый свет. Светлый путь.
  8.  Икона. Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.
  9.  ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ. Дом Пресвятой Богородицы.
  10.  Заступница. Чудотворная икона. «Скоропослушница».
  11.  Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров.
  12.  БЛАГОДАТНЫЙ ОБРАЗ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запечатленный Образ.

   Книга (11 часов)

  1.  КНИГА. О том, как Золотое сердечко созидает.
  2.  Как Книга передаёт Слово и Образ? Единение Слова и Образа. Любимая Книга.
  3.  ПЕРВАЯ КНИГА. Твоя Первая авторская Книга («Мои Истоки»).
  4.  Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать? Кому ты хотел бы её посвятить?
  5.  ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги.
  6.  Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание.
  7.  КНИГА КНИГ. Свет Учения. Заповеди Божии.
  8.  Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная.
  9.  МИР КНИГИ. Торжество Света и Добра.

32-33. Выбор. Открытия. Чтение, как ценность.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы.  Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

2-й класс

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.

Главными целями этого курса во 2-м классе являются:

- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непонимания.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс (34 часа)

Дата

Тема урока

Содержание

Активные формы обучения

РОДНОЙ ОЧАГ

1

04.09.

Введение в предмет. Имя.

Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени.

Именины - день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя.

Ресурсный круг

«Имя и доброе качество»

2

11.09.

Семья.

Семья – любовь, забота,

Согласие. Семейные традиции.

Работа в паре «Семья»

3

18.09.

Семья.

Родители. Почитание родителей.

Обязанности каждого в семье.

Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»

4

25.09.

Род.

Родина. Род. Родня. Родственники.

Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево.

Работа в паре «Родовое дерево»

5

02.10.

Дом.

Порядок, уклад, ритм жизни

дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Ресурсный круг «Дом»

6

09.10.

Дом.

Мир вещей. Святыни.

Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник.

Работа в паре

«Родственные вещи»

7

16.10.

Деревня.

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

Работа в паре

«Занятия жителей деревни»

8

23.10.

Город.

Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие.

Ресурсный круг

«Город»

9

06.11.

Обобщающий урок «Родной очаг».

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг).

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

10

13.11.

Нива и поле.

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная.

Работа в паре «Поле и школа».

11

20.11.

Нива и поле.

Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь».

Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа»

12

27.11.

Лес.

Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

Ресурсный круг

«Лес»

13

04.12.

Река.

Название реки. Ручей – Река – Море - Океан. Течение времени. Живая, святая вода.

Работа в паре «Вода - Живая вода-Святая вода»

14

11.12.

Река.

Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога.

Ресурсный круг «Река».

15

18.12.

Море-океан.

Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня.

1. Работа в паре «Человек и море».

2. Ресурсный круг

«Как море воспитывает человека»

16

25.12.

Путь-дорога.

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

Работа в паре «Путь-дорога».

17

15.01.

Дорога жизни.

Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни.

Ресурсный круг

«Значимые цели жизни»

22.01.

Обобщающий урок «Родные просторы».

Родные просторы

Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека»

ТРУД ЗЕМНОЙ

18

29.01.

Сев и жатва.

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.

1. Работа в паре «Полевые работы»

2. Работа в паре «Пословицы и

поговорки»

19

05.02.

Братья меньшие.

Домашние животные.

Забота о животных. Любовь к животному.

1. Работа в паре «Про кого так говорят»

2. Ресурсный круг «Кто важнее?»

20

12.02.

Ткачихи-рукодельницы.

Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение.

Ресурсный круг

«Ткачихи-рукодельницы»

21

19.02.

Ткачихи-рукодельницы.

Лён. Полотно. Терпение. Сноровка.

Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла»

22

26.02.

Мастера-плотники.

Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство.

1. Работа в четвёрке

«Инструменты плотника»

2. Ресурсный круг «Мастера-плотники»

23

05.03.

Кузнецы-умельцы.

Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

1. Работа в тройке «Подкуём лошадку»

2. Ресурсный круг «Кузница»

24

12.03.

Ярмарка.

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник.

Ресурсный круг

«Ярмарка»

25

19.03.

Обобщающий урок «Труд земной».

Труд земной

1. Работа в четвёрке

«Труд земной и орудия труда»

2. Ресурсный круг

«Ценности труда земного»

ТРУД ДУШИ

26

02.04.

Слово.

Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово»

2. Ресурсный круг

«Подари доброе слово»

27

09.04.

Сказка.

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1. Работа в четвёрке «Уроки сказки».

2. Ресурсный круг

«Любимый сказочный герой»

28

16.04.

Песня.

«Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка.

1. Работа в четвёрке

«Праздничная песня»

2. Ресурсный круг «Душа поёт».

29

23.04.

Праздник.

Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души.

1. Работа в четвёрке «Смысл праздника».

2. Ресурсный круг «Любимый праздник».

30

30.04.

Книга.

Книга книг – Библия.

Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

Ресурсный круг

«Любимая книга»

31

07.05.

Икона.

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.

1. Ресурсный круг «Икона».

2.  Работа в четвёрке

«Иконописный образ».

32

14.05.

Храм.

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1. Работа в четвёрке «Храм души»

(оценивающий тренинг)

2. Ресурсный круг «Храм души»

33-34

21.05. 28.05.

Обобщающий урок

«Труд души».

Труд души

Ресурсный круг

«Мир, в котором мы живём»

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд  души. Тайна. Надежда.

3-й класс

Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

Главными целями этого курса в 3 классе являются:

  • дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
  •  посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
  • продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  3 класс (34 часа)

Вера (8 часов)

1. ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа.

2. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

3. ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры.

4. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

5. ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить по правде.

6. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

7. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится.

8. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (8 часов)

9. НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру.

10. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

11. СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье.

12. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

13. ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут.

14. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

15. ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.

16. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь (8 часов)

17. ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь – единство.

18. Любовь- дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

19. МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом.

20. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

21. ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная.

22. Добрый человек в доброте проживёт век. В ком добра нет, в том и правды мало.

23.  ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла.

24. Покаяние ведёт к очищению. Покаяние любви учит.

София (8 часов)

25. УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

26. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа.

27. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

28. ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины.

29. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

30. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды.

31. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость.

32. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сёстры? 

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание.

Heтepпuмocть. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность.

Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

4-й класс

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.

В центре курса - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (34 часа)

Введение (1 час)

   1. Что такое традиции? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?        

Родные Образы (10 часов)

   2. ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отцa в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец poдной, крёстный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага, кpёcтная мать.        

   3. Отечество. Родина. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символы миролюбия и справедливой кары.

4. ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

5. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

6. Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.        

7. ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества.

8. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

     9. ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

10. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела (10 часов)

11. ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России.

12. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи - традиционные трудовые сообщества.

13. ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники.    

14. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения.

15. Собор и дружина, братия и училище - традиционные сообщества общественного служения.        

16. ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовыx традиций.    

17. Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

    18. Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный Труд.

    19. Талантливый человек - большой труженик.

    20. Почему в основе любого таланта - любовь? Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова (10 часов)

21. ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

22. ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

23. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

24. ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почёт русского человека. Слово чести и уговора - самые надёжные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое - сговор.

            25. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

            26. ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

27. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

            28. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

            29. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льётся - там легче живётся.        

         30. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Заключительный урок (1 час)

     31. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крёстный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крёстная мать.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход.

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

        Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники.         Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

                                                 

ЛИТЕРАТУРА:

Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:

  1. Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
  2. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
  3. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
  4. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
  5. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
  6. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
  7. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
  8. Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2000.
  9. Камкин А.В. Истоки: 3 класс. – М., 2000.
  10.  Камкин А.В. Истоки: 4 класс. – М., 2002.
  11.  Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
  12.  Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
  13.  Камкин А.В., Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.
  14.  Котельникова Н.В. Истоки: 2 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2000.
  15.  Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Рабочая тетрадь. – М., 1999.
  16.  Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
  17.  Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2004.
  18.  Смирнова Т.Н., Ергина В.Д. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Рабочая тетрадь. – М., 2004.
  19.  Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
  20.  Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...