Игровые технологии во внеурочной деятельности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии во внеурочной деятельности

в начальной школе

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г.К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • Развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • Коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • По самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
  • Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
  • Социализации: включение в систему общественных отношений.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовольствие, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Игру как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшему люди использовали с древности. В современной школе, делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии;
  • как элемент педагогической технологии;
  • в качестве формы урока (занятия) или его части;
  • во внеклассной работе.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития. Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия.

Место и роль игровой технологии, её элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителей функций игры. Результативность дидактических игр зависит, во - первых, от системного их использования, во- вторых, от целенаправленного построения игровых программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединённого общим содержанием.

В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и другое.

В более младшем возрасте дети в играх конструируют свой собственный мир, проявляя бурную фантазию. В старшем школьном возрасте они нацелены на самоутверждение в игре, проявление в ней достоинств.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителей функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и другие.

Обширная типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, игры - драматизации, деловые.

Например: деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений. Игра позволяет обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и другие.

Имитационные, в которых импровизируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например навык публичных выступлений, написание сочинения, решение задач, ведение пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующие реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между обучающимися распределяются роли действующих лиц.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

  • Подготовительный. Включает разработку сценария - условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
  • Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
  • Процесс игры. С её началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
  • Анализ и оценка результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формирует окончательный итог занятия.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  • Учебный материал используется в качестве ее средства.
  • В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
  • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».

Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». На основании этой мысли Ушинского, можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

• Самостоятельность. Игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только детям. Одной из причин кризисности, трудности подросткового возраста считают отсутствие у них собственной деятельности. Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку и подростку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу. Школьные же деятельности очень ограничены и немногочисленны.

• Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить - в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве - вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм…

Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:

.        Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.

.        Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.

.        Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действия, имел право отказа от действия и т.д.

.        Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

.        Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.

.        С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с для отработки учебного навыка, до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

.        Вариативность - в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.

.        Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

При учете вышеперечисленных критериев в сфере применения игровых технологий во внеурочной деятельности и реализуется развитие социального творчества, как основа раскрытия личностного потенциала у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии во внеурочной деятельности"

Роль учителя начальной школы заключается в том, чтобы учить учитьСЯ. В связи с переходом на ФГОС второго поколения эта роль не может не измениться и здесь важно понять, в чём....

Игровые технологии во внеурочной деятельности

Подвижные игры для использования во внеурочной деятельности в зимний период....

Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности.

В статье представлены игровые технологии во внеурочной деятельности для учителей начальной школы....

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.

статья "Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе"...