Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)
рабочая программа (4 класс)

Волосевич Олеся Александровна

Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Рабочая программа

Математические представления

для обучающегося 4 класса

надомное обучение

8 вид (вариант II)

(уровень начального общего образования)

     Количество часов: 68 часов/2 часа в неделю/

     Учитель: Волосевич Олеся Александровна

     Рабочая программа разработана на основе Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно – методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой.

г. Константиновск

2019 – 2020 учебный год.

Нормативные документы

   Рабочая программа по математическим представлениям разработана для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с требованиями:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) (с изменениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г.);

2. Приказ от 31.12.2015 г. №1577  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1987»

3. Приказ от 31.12.2015 г. №1578  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»

4. Адаптированного учебного плана для образовательных учреждения РФ, Ростовской области начальное общее образование;

5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6. Постановления об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и образовательной организации Ростовской области и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в т.ч. детей – инвалидов, в частности организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях  (Постановление от 21.12.2017 г. №7).

7. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2019 – 2020 учебный год.

8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

9. Индивидуального учебного плана обучающегося Кононенко Е.А. на 2019 – 2020 учебный год.

10. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2019 – 2020 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

     

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза. сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения.

       С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; 

возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.

   Данная программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 4 класса и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня знаний и умений и направлена на формирование у учащихся элементарных математических представлений , умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение навыками счета. Обучение счету носит предметно – практическую направленность, тесно связано с жизнью , другими учебными предметами (изобразительная деятельность) и готовит учащихся к овладению трудовыми умениями  и навыками.

   Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные

представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

   Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения

программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки

в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,

пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут

использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов

участникам какого-то общего дела и т.д.

   Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в предметно – практических и игровых ситуациях. Основные математические действия и представления даются только на конкретном материале с использованием дидактических игр, игровых приемов, жизненных ситуаций. Подбор материала по объему и комплектация его по степени сложности составляется исходя из особенностей элементарных математических представлений каждого ученика данного класса. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Процесс формирования элементарных математических представлений у умственно отсталых детей направлен на решение наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптации.

   Занятия по математическим представлениям в данном классе планируются учителем с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контексте уже освоенных умений.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений.

Задачи программы:

- обучение элементарному счету школьников с нарушением интеллекта;

- формирование умения соотносить количество, число и цифру;

- формирование умения писать цифры;

- формирование пространственных – временных отношений;

- формирование умения обводить и закрашивать по контуру фигуры;

- развитие элементарных умений выделять признаки объектов (цвет, форма и др.)

- развитие коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах;

-  комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речевой деятельности, памяти, восприятия, внимания

- формирование графических умений в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение по точкам и др.

- развитие мелкой моторики, движение кистей рук, пальцев;

- формирование гигиенических навыков письма;

- воспитание усидчивости, любознательности, культуры поведения на уроке.

   На уроки обучения математическим представлениям в 4 классе отводится 2 часа в неделю. За год – 68 часов.

   Проверочные работы проводятся после прохождения разделов и тем, не реже 1-го   раза в четверть.

   Основной формой образовательного процесса является урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

   Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. обучающиеся со сложной структурой нарушений не являются однородной группой.

   В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой ( сюжетно – ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарный трудовой, конструктивный, а также внеклассную работу по предмету (тематические) утренники. На уроке обучения математическим представлениям используются учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и дидактический материал.

   Распределение учебного материала в 4 классе представлено концентрически, с учетом познавательных и возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой знаний. Программа предусматривает необходимость обязательного дифференцированного подхода к учащимся в обучении.

Место учебного предмета в учебном плане

   В учебном плане предмет «Математические представления» представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание предмета

Количественные представления.

- Нахождение одинаковых предметов.

- Объединение предметов в единое множество.

- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

- Сравнение множеств (без пересчета).

- Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

- Пересчет предметов по единице (до 4-х).

- Узнавание цифр «1», «2», «3», «4» .

-  Соотнесение количества предметов с числом.

- Обозначение числа цифрой.

- Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 2 – 3 - 4.

- Определение места числа в числовом ряду.

- Счет в прямой последовательности.

- Состав чисел «1», «2», «3», «4» из двух слагаемых.

- Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 4-х.

- Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 4-х.

- Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4-х.

- Запись решения задачи в виде арифметического примера.

- Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4-х.

-Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков.

- Узнавание достоинства монет.

Представления о величине.

- Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов

по величине.

- Сравнение двух предметов по величине способом приложения

(приставления),  наложения.

-  Определение самого большого по величине предмета из двух-трех предложенных предметов.

-  Определение самого маленького по величине предмета из двух-трех предложенных предметов.

- Различение однородных (разнородных) предметов по длине.

- Сравнение предметов по длине.

- Различение однородных (разнородных ) предметов по ширине.

- Сравнение предметов по ширине.

- Различение предметов по высоте.

- Сравнение предметов по высоте.

- Сравнение предметов по весу.

- Различение предметов по толщине.

- Сравнение предметов по толщине.

Представление о форме.

- Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».

- Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.

- Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник,

квадрат, круг, точка, линия.

- Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

- Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

- Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,

прямоугольник).

- Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по контурной линии).  

- Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение.

- Рисование круга произвольной (заданной) величины и с помощью трафарета.

Пространственные представления.

- Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе

(другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога).

- Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

- Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.

- Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

- Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.

- Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

- Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования

Частей суток.

- Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.

- Различение времен года.

- Знание порядка следования сезонов в году.

- Узнавание (различение) месяцев.

График прохождения программного материала

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Сроки прохождения

1

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками)

15 ч

02.09.19 - 22.05.20

2

Количественные представления

26 ч

02.09.19 - 22.05.20

3

Представления о величине Представления о форме.

14 ч.

02.09.19 - 22.05.20

4

Временные представления

7 ч

02.09.19 - 22.05.20

5

Пространственные представления

6 ч

02.09.19 - 22.05.20

Итого:

68ч

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол – во часов

Дата проведения

Вид контроля

план

факт

1 четверть

1

«Игра с разноцветными шарами». Количественные представления

1

03.09.19

Текущий

2

Игры на соотнесение предметов по величине: «Пирамидка»

1

04.09.19

Текущий

3

Игры с конструктивным материалом «Домик для зайки»

1

10.09.19

Текущий

4

Дидактические игры на определение величины «Сбор фруктов», «У кого хвост длиннее»

1

11.09.19

Текущий

5

Формирование дочисловых количественных представлений «Один много»

1

17.09.19

Текущий

6

Формирование дочисловых количественных представлений «Один много

1

18.09.19

Текущий

7

Формирование математических представлений «Геометрические фигуры»

1

24.09.19

Текущий

8

Формирование представлений о величине предметов

1

25.09.19

Текущий

9

Дидактическая игра на определение величины «Волшебные ступеньки»

1

01.10.19

Текущий

10

Упражнения на набрасывании колец на стержень игрового модуля

1

02.10.19

Текущий

11

Экскурсионное занятие по формированию пространственных представлений «Дом на нашей улице»

1

08.10.19

Текущий

12

Игры с конструктивным материалом «Строим замок»

1

09.10.19

Текущий

13

Игры с конструктивным материалом «Строим замок одного цвета»

1

15.10.19

Текущий

14

Игры по формированию понятий о величине предметов

1

16.10.19

Текущий

15

Игры по формированию понятий о величине предметов

1

22.10.19

Текущий

16

Число и цифра 1

1

23.10.19

Текущий

17

"Один. Много. Число и цифра 1"

1

29.10.19

Текущий

18

Игры на соотнесение по величине : «Строим башню из прямоугольных блоков»

1

30.10.19

Текущий

2 четверть

19

Составление групп предметов с заданными свойствами

1

12.11.19

Текущий

20

«Цифра 2, число 2»

1

13.11.19

Текущий

21

«Цифра 2, число 2»

1

19.11.19

Текущий

22

«Цифра 2, число 2»

1

20.11.19

Текущий

23

Дидактические игры по формированию  математических (количественных) представлений

1

26.11.19

Текущий

24

Дидактические игры по формированию  математических (количественных) представлений

1

27.11.19

Текущий

25

Игры с конструктивным материалом «Домик для кошки»

1

03.12.19

Текущий

26

Формирование первичных пространственно- временных представлений

1

04.12.19

Текущий

27

Игры со сборно – разборными игрушками

1

10.12.19

Текущий

28

Игры со сборно – разборными игрушками

1

11.12.19

Текущий

29

« Знакомство с числом и цифрой 3»

1

17.12.19

Текущий

30

«Число и цифра 3»

1

18.12.19

Текущий

31

«Число и цифра 3»

1

24.12.19

Текущий

32

Обучение ориентировки на листе бумаги. Игра «Прогулка в Африку»

1

25.12.19

Текущий

3 четверть

33

Сравнение предметов по величине.

1

14.01.20

Текущий

34

Игры на количество и счет.

1

15.01.20

Текущий

35

Игры со сборно – разборными игрушками «Построй дом из Лего»

1

21.01.20

Текущий

36

Игры со сборно – разборными игрушками «Построй дом из Лего»

1

22.01.20

Текущий

37

Дидактические игры на ориентировку во времени «Когда это бывает»

1

28.01.20

Текущий

38

Игра собери все детали конструктора зеленого цвета в зеленое ведерко

1

29.01.20

Текущий

39

Занятие «Зайка учит геометрические фигуры»

1

04.02.20

Текущий

40

Дидактическая игра «Подбери по форме», «Лото»

1

05.02.20

Текущий

41

Коррекционное занятие «Времена года»

1

11.02.20

Текущий

42

Дидактические игры на определение величины «Сравни дорожки»

1

12.02.20

Текущий

43

Знакомство с числом и цифрой 4

1

18.02.20

Текущий

44

Число и цифра 4

1

19.02.20

Текущий

45

Число и цифра 4

1

25.02.20

Текущий

46

Конструирование из палочек

1

26.02.20

Текущий

47

Сравнение предметов по длине и ширине

1

03.03.20

Текущий

48

Сравнение предметов по высоте

1

04.03.20

Текущий

49

Веселый счет

1

10.03.20

Текущий

50

Счетные операции в пределах 3

1

11.03.20

Текущий

51

Дидактические игры на ориентировку в пространстве «Кто где», «Футбольное поле»

1

17.03.20

Текущий

52

Дидактические игры на закрепление количественных представлений

1

18.03.20

Текущий

4 четверть

53

Дидактические игры на закрепление количественных представлений

1

31.03.20

Текущий

54

Счет  в пределах 4-х

1

01.04.20

Текущий

55

Игры по формированию пространственных представлений

1

07.04.20

Текущий

56

Игры по формированию пространственных представлений

1

08.04.20

Текущий

57

Конструирование по словесной инструкции

1

14.04.20

Текущий

58

Коррекционное занятие «Мера времени – час».

1

15.04.20

Текущий

59

«Путешествие на планету сказок»

1

21.04.20

Текущий

60

Раскладывание предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру

1

22.04.20

Текущий

61

Временные представления «Части суток»

1

28.04.20

Текущий

62

Занятие по формированию геометрических фигур «Гуси – лебеди»

1

29.04.20

Текущий

63

Дидактические игры на закрепление количественных представлений

1

05.05.20

Текущий

64

Дидактические игры на закрепление количественных представлений

1

06.05.20

Текущий

65

Дидактическая игра по формированию временных представлений «Круглый год»

1

12.05.20

Текущий

66

Счет  в пределах 4-х

1

13.05.20

Текущий

67

Счет  в пределах 4-х

1

19.05.20

Текущий

68

Повторение пройденного материала за год

1

20.05.20

Итоговый

Формы и средства контроля за уровнем умений и навыков обучающихся

   Проверка умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико  - прогностическую, оценочную. В связи с индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться.

   Используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля качества усвоения материла, учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно  и тяжело умственно отсталых учащихся письму.

 Контроль усвоения материала данной программы рекомендуется проводить в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по графике и письму направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.

   Диагностика элементарных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года.

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                            Заместитель директора по УВР

Методического объединения учителей              ______________ Е.В. Некоз.

начальных классов МБОУ СОШ № 2                         28.08.2019 года

от 27.08.2019 года №1        

________________  М.А. Макарова.

             СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания

Методического совета МБОУ СОШ №2

От 27.08.2019 года № 1

______________  Н.А. Вакало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса...

Рабочая программа по предмету математические представления, 2 класс, 2 вариант. .

Рабочая программа по предмету "Математические представления" составлена для ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, обучающегося на дому во 2 классе (2 вариант). Обучение н...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4  кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Математические представления»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...

Рабочая тетрадь по предмету «Математические представления» для обучающихся 1 класса

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету «Математические представления» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуа...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жиз...