Рабочая программа по предмету математические представления, 2 класс, 2 вариант. .
рабочая программа по математике (2 класс)

Бойченко Надежда Николаевна

Рабочая программа по предмету "Математические представления" составлена для ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, обучающегося на дому во 2 классе (2 вариант). Обучение на дому.  Программа соответствует индивидуальным особенностям ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya_2_k_2_v.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Математические представления, 2 класс (2 вариант) (обучение на дому)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.   Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

На уроках математических представлений используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:

  • сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
  • сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
  • при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:

  • Количественные представления;
  • Представления о форме;
  • Представления о величине;
  • Пространственные представления;
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета во 2 классе по индивидуальной программе отводится 1,5 часа в неделю. Из них:

I  четверть -     ч.              

IIчетверть -      ч.              

III  четверть -   ч.              

IVчетверть -     ч.                       Год -     51 ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • определять положение предметов на плоскости;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
  • считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
  • решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
  • выполнять арифметические действия;
  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
  • иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
  • уметь пользоваться чертежными инструментами.

Личностные результаты

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Система оценки по предмету «Математические представления»

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

        Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью, адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.

5. Содержание учебного предмета

Программа предполагает работу по следующим разделам:

«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Временные представления.

        Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления.

        Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

        Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег. Числовой ряд 1 – 10.

Представления о величине.

        Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Геометрические фигуры: квадрат, куб, брус, точка. Соотнесение геометрических фигур с геометрическими телами.        

        Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Знакомство с понятиями: о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины; о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты; о глубине: «глубокий», «мелкий». Сравнение предметов по глубине: «глубже - мельче», одинаковой глубины; отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

6. Тематическое планирование

программный материал

колич. часов

 сроки

наглядность

основные виды

учебной деятельности

1.

Пространственные представления: «справа - слева; вправо - влево; правый - левый».

1

презентация, карточки

  • Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
  • Умение определять положение предметов на плоскости.
  • Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • Умение работать с учебными принадлежностями.
  • Усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра.
  • Умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
  • Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия..
  • Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, умение проявлять самостоятельность при выполнении учебных заданий.

2.

Пространственные представления: «в середине, между». Геометрические фигуры. Квадрат.

1

презентация, предметные картинки

3.

Пространственные представления: «вверху внизу», «выше - ниже», «верхний - нижний», на, над, под.

1

презентация, предметные картинки

4.

Понятие о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины.

1

презентация, сюжетные картинки, ленты

5.

Понятие о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты.

1

презентация, сюжетные картинки

6.

Понятие о глубине: «глубокий», «мелкий». Сравнение предметов по глубине: «глубже - мельче», одинаковой глубины.

1

презентация, сюжетные картинки

7.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

1

презентация, сюжетные картинки, предметы

8.

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Понятия «рано – поздно».

1

сюжетные картинки

9.

Понятие о массе: «тяжёлый - лёгкий». Сравнение предметов по массе: «тяжелее - легче, одинаковые по тяжести».

1

предметы, предметные картинки

10.

Понятия: «много- мало, несколько, один – много, ни одного», «столько же».

1

предметы, предметные картинки

11.

Число и цифра 1.

1

карточки

  • Умение образовывать, читать и записывать числа первого десятка

12.

Обозначение числа цифрой. Монеты: 1 рубль.

1

картинки, карточки

13.

Число и цифра 2.Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел.

1

карточки, предметы, картинки

14.

Знак «+». Образование числа 2.

1

карточки, картинки, схемы

  • Умение считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов.
  • Умение решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала.
  • Выполнять арифметические действия.
  • Наблюдать.
  • Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,).

  • Умение работать с учебными принадлежностями.
  • Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия.

  • Умение оценивать свои действия.

  • Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.

  • Умение образовывать, читать и записывать числа первого десятка.

  • Усвоить представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней.

  • Умение пользоваться чертежными инструментами

15.

Состав числа 2. Знак «=».

1

«домик», карточки

16.

Пара предметов. Знак «-».

1

предметы, картинки

17.

Монеты: 2 рубля. Геометрические тела: шар.

1

картинки, карточки

18.

Решение примеров и задач в пределах 2.

1

счётный материал

19.

Число и цифра 3.Место числа в числовом ряду

1

счётный материал

20.

Числовой ряд 1-3. Прямой и обратный счет.

1

счётный материал

21.

Сравнение чисел. Состав числа 3.

1

счётный материал

22.

Арифметическое действие – сложение.

1

карточки, счётный материал

23.

Арифметическое действие – вычитание. Геометрические тела: куб.

1

геом. тела, фигуры, счётный материал

24.

Решение примеров и задач в пределах 3.

1

счётный материал

25.

Число и цифра 4.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

26.

Числовой ряд 1-4. Прямой счет.

1

числовой ряд, счётный материал

27.

Сравнение чисел. Обратный счет.

1

счётный материал

28.

Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.

1

«ёлочка», счётный материал

29.

Решение примеров и задач. Геометрические тела: брус.

1

карточки, геом. тела, фигуры

30.

Число и цифра 5.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

31.

Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счет. Сравнение чисел.

1

счётный материал

32.

Состав числа 5. Монеты: 5 рублей.

1

картинки, ёлочка

33.

Сложение и вычитание в пределах 5. сравнение чисел.

1

счётный материал

34.

Точка, линии. Геометрические фигуры: овал.

1

геом. фигуры

35.

Число и цифра 0.Сравнение чисел.

1

предметные картинки

36.

Решение примеров и задач на вычитание.

1

счётный материал

37.

Число и цифра 6.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

38.

Числовой ряд 1-6. Прямой и обратный счет.

1

числовой ряд

39.

Сравнение чисел. Построение прямой линии через одну точку.

1

счётный материал,  пред. картинки

40.

Сложение и вычитание в пределах 6.Построение прямой линии через две точки.

1

счётный материал

41.

Число и цифра 7.Место числа в числовом ряду.

1

числовой ряд

42.

Числовой ряд 1-7. Прямой и обратный счет.

1

числовой ряд

43.

Сутки, неделя. Неделя – 7 суток.

1

презентация

44.

Число и цифра 8.Место числа в числовом ряду. Прямой и обратный счет.

1

числовой ряд

45.

Состав числа 8. Присчитывание по 2

1

предметы, «домик»

46.

Число и цифра 9. Место числа 9 в числовом ряду.

1

числовой ряд, счётный материал

47.

Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.

1

числовой ряд, счётный материал

48.

Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10.

1

числовой ряд

49.

Единицы стоимости. Рубли, копейки. Монета:

10 копеек. Размен и замена монет.

1

предметы, картинки

50.

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

счётный материал

51.

Повторение пройденного за год. Числовой ряд 1-10.

1

числовой ряд, счётный материал

7. Учебно-методическое обеспечение.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  •  Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  • Рабочая тетрадь - Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем. Рабочая тетрадь по математике. Часть 1. «Я играю и учусь» пособие для детей с особенностями психофизического развития, раздел «Сравни и покажи», автор Т.В Лисовская. «Я играю и учусь» пособие для детей с особенностями психофизического развития, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.

8. Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия                                                Технические средства обучения

-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий                - Ноутбук

- Слова-термины                                                                           -Принтер-ксерокс

-Набор геометрических фигур        

-Числовой ряд от 1 до 10

-Счётные палочки

- Счёты

-Веер с цифрами

- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»

                               «Геометрические фигуры»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету " Математические представления " 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету " Математические представления " для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1) 4 класс....

Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Математические представления и конструирование» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» с...

Адаптированная образовательная программа по предмету «Математические представления» 2 вариант (4 класс) ФГОС

Рабочая программа для обучающихся 4 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующихдокументов:-Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 де...

Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая программа по предмету Математические представления для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Математические представления»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жиз...