РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья по изобразительному искусству (изо, 3, 4 класс)

Коровкина Светлана Аркадьевна

Статья о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства "Я в художники пойду...". Программа - Победитель городского конкурса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в 2018 году. Санкт-Петербург.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства

ВВЕДЕНИЕ

В условиях быстро меняющейся современной жизни в эпоху информатизации и компьютеризации. от человека требуется не только хорошее владение знаниями, но и в первую очередь умение постоянно обновлять и пополнять эти знания самому, оперировать ими и творчески применять их в своей жизни. ХХI век ставит перед нашим обществом множество сложнейших задач, часто человеку на работе уже недостаточно знаний и умений, связанных с одной единственной профессией, поэтому на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, то есть у человека появилась необходимость овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями. Важнейшим факторами экономического роста и развития любой страны являются человеческие ресурсы – работники с высокими профессиональными навыками и знаниями. Значит, качественная профориентационная подготовка должна и может обеспечить успешность граждан страны, и в следствии – результативность экономики страны.

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема должна решаться качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодежи. Поэтому очень важно организовать все условия и возможности для того, чтобы растущее поколение россиян осмысленно и заинтересованно подходило к вопросу выбора своей будущей профессии, учитывая и свои интересы, и запросы государства и общества.

Действенным механизмом подготовки работников в любой области является ранняя профориентация. Таким образом, профессиональная ориентация в школе в современном образовательном процессе - задача государственной важности. Подготовка школьников к выбору профессии, становится не только элементом образования, но и его приоритетной целью.

Чтобы младшие школьники в будущем стали успешными, в профессиональной сфере и смогли реализовать себя в интересах страны, необходимо помочь им решить один из наиболее трудных и важных для каждого вопросов: «Кем стать?». Спрашивая младшего школьника о том, кем бы он хотел стать, часто можно услышать: «как моя мама или как мой папа», так как многие дети не знают названия профессий, но уже подражают во всем своим родителям. Детям и родителям не хватает информации о существующих и актуальных профессиях, о состоянии рынка труда и перспективах его развития. Чтобы правильно выбрать, нужно владеть информацией. Часто представления детей и даже их родителей о той или иной профессии не совпадают с реальностью, поэтому чем многообразнее ребенок получит сведения о той или иной профессиональной деятельности, тем легче ему сделать свой личный «выбор», который определит его дальнейшую взрослую жизнь. Чтобы подросток, стоя «на пороге» выбора профессии, не боялся выбрать ту или иную профессию, а свободно ориентировался в мире профессий, понимал: «для чего ему нужна та или иная профессия?», стал востребованными на рынке труда, необходимо найти эффективные педагогические технологии, методы, приёмы.

Роль профессиональной ориентации в современном образовательном процессе обновляется. Существенно изменился взгляд на профессиональную ориентацию человека, которую уже не рассматривают с точки зрения ее завершенности к определенному возрастному периоду. В настоящее время считается, что это постоянный процесс выбора, самоопределения и профессионального развития человека.

Отличительной особенностью действующих в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Важным условием реализации внеурочной деятельности является диагностика интересов учащихся и запросов их родителей. Это немаловажная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации не занятого уроками времени, следовательно, часть этого времени можно отдать для формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий

В учреждениях дополнительного образования накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации учеников младшего школьного возраста. Основная роль в этой работе принадлежит педагогам. Именно педагог знакомит учащихся с профессиями, содержание которых связано с содержанием преподаваемого предмета; выявляет интересы, склонности и способности учащихся; воспитывают их.

Профориентация учащихся младшего школьного возраста, названная ранней, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Об этом на различных форумах неоднократно говорил президент страны В.В. Путин: «Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах».

Также президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос в студии «Прямой линии» 16 апреля 2015 сказал следующее: «Лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще и в школе». В.В. Путин также обратил внимание, что, например, в Москве чуть ли не 100% школьников стремятся поступать в вузы. «Тяга к знаниям, кстати говоря — это очень хорошая вещь. Но это в том числе говорит о том, что у нас плохо организована та самая профориентация еще на школьном уровне», - заключил президент. [10].

«Уроки профориентации необходимы, чем раньше мы будем проводить подобные занятия, тем будет лучше и проще для всех участников образовательного процесса. Дети смогут раньше определяться со своими интересами, это даст возможность ребенку формировать свои представления о профессиях. Так ребенок сможет выстроить свою образовательную траекторию согласно выбранному пути. На мой взгляд, это очень важно», — считает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин [13].

Актуальность работы по ранней профориентации младшего школьника, подтверждает Национальная доктрина образования в Российской Федерации, которая ставит перед государством и обществом следующие задачи: «непрерывность образования в течение всей жизни человека, вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий» [5].

Всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Современный образовательный процесс ориентируется на компетентностный и личностно-ориентированный подходы. Таким образом решается приоритетная задача развития творческого мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности расширяет общий кругозор ребенка, и открывает вероятности раннего проявления и конкретизации его круга интересов и стремлений.

Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей по профессиональной подготовке учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей» [1].

Динамизм социальных процессов, происходящих в стране, актуализирует поиск путей решения проблем, связанных с ранней профориентацией и адаптацией фундаментальных теоретических основ к практике, что должно позволить обучающимся получить актуальные знания.

Ученые сходятся во мнении, что сегодняшний мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить, и реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной деятельности. В тоже время способность активно реализовать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях, расширять предметное поле деятельности является одним из общественных требований к специалистам нового типа. Содержание профессионального образования не исчерпывается задачами практического освоения той или иной профессии, в нем должны присутствовать качества и установки, которые разрешают проблему перехода к активной, самостоятельной и творческой деятельности. Все эти качества можно формировать на основе реализации дополнительных программ художественно-творческой направленности во время внеурочной деятельности.

1 Изучение степени сформированности профориентационной компетентности младших школьников в области изобразительного искусства у учащихся кружка изобразительного творчества

При начале обучения, мы, совместно с психологом школы и по согласованию с родителями учащихся, провели констатирующий эксперимент в форме наблюдения и индивидуальной беседы с учащимися коллектива изобразительного творчества ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга входной контроль, целью которого было: выявить степень сформированности профориентационной компетентности в области изобразительного искусства у учащихся 9-12 лет.Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов: 

  1. Много ли ты знаешь об искусстве?
  2. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?
  3. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?
  4. Я рисую для потому, что …
  5. Чем ты больше любишь рисовать?
  6. Подумай, чем ещё можно рисовать?
  7. Рисовать нужно учиться, чтобы?
  8. Хотел бы ты сам/а стать художником?
  9. Какие профессии художников ты знаешь, перечисли
  10. Знаешь ли ты как получить профессию художника?

Анализ ответов учащихся показал следующую картину.

На первый вопрос, (Много ли ты знаешь об искусстве?) положительный ответ «много» дали 4 человека из 15, что составляет приблизительно 27%. В тоже время, отвечая на второй вопрос (Хотел бы ты больше узнать об искусстве?) только 3 (20%) человека из 15 дали отрицательный ответ.

На один из ключевых вопросов (Хотел бы ты сам/а стать художником?) утвердительный ответ дали 4 (27%) человека, отрицательный ответ дали 3 (20%) человека, не определись в ответе на 8 (53%) человек из 15. На вопрос, какие профессии художников ты знаешь, перечисли, учащиеся назвали одну, две, три самых известных, а 4 (27%) человека ответили, что не знают никаких профессий художников. Радует то, что 3 (20%) человека из 15 считают, что знают, как можно получить профессию художника. На вопрос, рисовать нужно, учиться, чтобы…? ответ: «просто уметь» дали 4 (27%) человека, «стать художником» считают 7 (47%) человек, и по-разному ответили тоже 4 (27%) человека.

Можно констатировать, что учащиеся группы осознают, что у них недостаточно знаний об изобразительном искусстве и проявляют желание познавать эту область человеческой культуры. На данном этапе, придя заниматься рисованием, небольшая часть учащихся группы точно знает, что хочет связать свою профессиональную деятельность с изобразительным искусством. Учащиеся в целом знают несколько самых распространённых, и только 4 (27%) не знают или не вспомнили никаких профессий художников.

Мы изучили степень сформированности профориентационной компетентности, то есть знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений в области изобразительного искусства у учащихся кружка изобразительного творчества на начальном этапе обучения с помощью следующих методик:

  • Индивидуальная беседа
  • Анкетирование (Анкета «Знаешь ли ты профессии художников»)
  • Методика неоконченных предложений.

И выяснили, что у большинства учащихся низкий уровень степени сформированности профориентационной компетентности в области изобразительного искусства низкий.

Это доказывает актуальность разработки и дальнейшей реализации программы внеурочной деятельности по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства «Я в художники пойду…».

2 Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства «Я в художники пойду…»

2.1 Образовательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства «Я в художники пойду…»

Представляя собой, непрерывный поток изменений, современная педагогическая деятельность выдвигает вполне определённые требования к личности педагогов – быть способным к изменениям и в деятельности, и в своей личности, поэтому хочется отдельно отметить педагогический потенциал личности учителя в ходе реализации программы внеурочной деятельности. Он состоит в том, что позволяет рассматривать возможности педагога по реализации программы не только такими, каковы они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта: прошлое – совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития; настоящее – актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности; будущее – тенденции будущего профессионального и личностного развития педагога [4].

А образовательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства «Я в художники пойду…» можно рассматривать как некое поле свойств, которое содержит возможности и совокупность инвариантных компонентов, имеющих ценностную направленность, отражённую в процессе обучения и воспитания. Движущая сила потенциала образовательной программы является диалектика её содержания и формы организации учебного процесса.

Условия для раскрытия потенциала программы внеурочной деятельности и её эффективного применения для формирования профориентационной компетентности в области изобразительного искусства. А именно:

  • Рациональная организация учебного процесса;
  • Реализация профориентационной функции через сочетание теоретического содержания учебного материала и освоение опыта практических действий в творческой деятельности на пути к мастерству в области изобразительного искусства;
  • Развитие и совершенствование материально технической базы;
  • Стиль общения: демократичность, гуманность, толерантность;
  • Оформленное социокультурное пространство;
  • Психологический комфорт.

Таким образом, мы полагаем, что все компоненты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства «Я в художники пойду…» должны обеспечить учащимися оптимальные и эффективные пути достижения цели и результатов освоения программы.

2.2.2 Выбор названия для программы

В названии программы должна отражаться основная деятельность обучающихся и должно ответить на вопрос «Чем мы будем заниматься на занятиях?». Существует два подхода к формулированию названия для программы; метафорическое и описательное. В первом случае название звучит ярко и образно, во втором описывает вид деятельности и предполагаемый результат. В идеале нужно совместить оба этих подхода в одном названии. Название программы должна отличать точность, лаконичность, правильное стилевое оформление.

У Владимира Маяковского в «профориентационом» стихотворении «Кем быть?» есть строки «я бы строить дом пошел, пусть меня научат», «я б детей лечить пошел, пусть меня научат», «я б в рабочие пошел, пусть меня научат», «я б кондуктором пошел, пусть меня научат», «я б в шоферы пошел, пусть меня научат», «я бы в летчики пошел, пусть меня научат», «я б в матросы пошел, пусть меня научат», но нет упоминания о художниках. Название для дополнительной образовательной программы «Я в художники пойду» это своего рода отсылка к этому стихотворению, так как главная идея программы «Я в художники пойду…», состоит в том, что - юный художник должен наглядно увидеть практическое применение изобразительного искусства, увидеть с его мир «изнутри» и познакомиться с профессиями художников, превращаясь то в архитектора, то в живописца, то в декоратора, а то в художника далёкого будущего – футуродизайнера, а не абстрактно и отвлечённо от жизни, заниматься рисованием.

Предмет изучения программы «Я в художники пойду…» является изобразительное творчество, которое объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное творчество как дополнительная образовательная дисциплина имеет интегративный характер, включающая в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени усиливает эффективность обучения живописи и декоративно – прикладному искусству и формирует у учащихся более высокий уровень профессионального мастерства. Важно чтобы дети получили впечатления и общие представления о разнообразии и об историческом развитии во времени множества существующих профессий художников.

Таким образом, занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я в художники пойду…» позволят учащимся построить субъективно-значимое отношение к изобразительному творчеству и определить для себя профессиональные перспективы.

22.3 Выбор и характеристика целевой группы учащихся

В первом классе учащийся адаптируется к учебной деятельности, к новому режиму и новому детскому коллективу. Некоторое время после начала обучения в школе игра продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Внимание еще неустойчиво. Дети легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие беседы и диспуты на тему «Как стать хорошим художником?» и т.п. представляются не эффективными. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе, особенно в первые четыре месяца обучения, легко отвлекаются и быстро утомляются. Долгие Рассуждения более пяти минут о профессиях не эффективны. Процесс наблюдения у первоклассников носит целостный, то есть нераздельный, недифференцированный характер. Они ещё не могут устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, примитивно сравнивают ситуации, явления, предметы между собой, им сложно аргументировать свою точку зрения. Планируя любые мероприятий профориентационной направленности надо учитывать эти факты. Ученикам первого класса будет гораздо интереснее, играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать, фантазировать и тому подобное, а не заниматься по достаточно серьёзной программе. Хотя, учащиеся, младшего школьного возраста делают множество личных открытий и создают интересные, порой оригинальные творческие продукты. Новизна их открытий и творческих произведений субъективна. Это – первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания творческих продуктов для учащихся в этом возрасте имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличатся большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и пробовать разные варианты решения творческих заданий, получая от этого особое удовольствие, возможно гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. В процессе творчества дети учатся вполне самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности, удовлетворяя свои потребности и интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

Ещё только начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Постепенно учебная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника.

Так же начальная школа – пропедевтический этап профориентации, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду, ответственности, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях.

Восприятие детей второго – четвёртого классов становится уже более дифференцированным. В ходе знакомства с миром профессий уже можно уделять внимание описанию условий труда и профессиональных инструментов специалистов.

К 3–4-му классам учащиеся уже должны:

  • выделять иерархию понятий;
  • ·вычленять более широкие и более узкие понятия;
  • ·находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.

В четвёртом классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, то есть заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в предподростковом возрасте. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть, младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется способность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Именно в это время важно расширять представления заинтересованных детей о профессиональной деятельности в изобразительном творчестве. Несмотря на то, что ребёнку еще трудно понять сложные элементы профессиональной деятельности, в каждой из профессий художников, есть области, которые можно представить на основе наглядных образов, конкретных жизненных ситуаций, историй, интересных случаев и впечатлений профессиональных художников. На этой стадии создается наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире творческих профессий, чтобы затем, на основе уже своего опыта и впечатлений, школьник мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что оптимальным для занятий по программе «Я в художники пойду» будет возраст 9-11 лет, то есть ученики третьего - четвёртого классов.

2.4 Выбор цели и задач программы, способствующих формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства

Мы полагаем, что формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства будут способствовать решение следующих задач:

Обучающие задачи:

Содействовать формированию:

  • базовых компетенций в области изобразительной деятельности;
  • общих представлений о многообразии современных профессий, связанных с изобразительным искусством
  • базовых художественно-практических навыков работы разными изобразительными материалами в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • представлений о вариантах образовательного маршрута для получения профессии, связанной с изобразительным искусством;

Создать условия для:

  • изучения профессиональной лексики и терминологии, связанной с изобразительным искусством;
  • поэтапного ведения самостоятельной творческой работы, наиболее эффективными способами решения творческих задач;
  • развития умения оценивать достоинства и пути улучшения своей учебной или творческой работы.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию у учащихся:

  • стремления к художественно - эстетическому самообразованию и способности видеть проявления эстетики в реальной жизни: музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.;
  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою творческую и познавательную деятельность, от постановки цели до получения результата;
  • стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов, используя свою фантазию и воображение при создании любой творческой работы;
  • творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

Воспитательные задачи:

Создать условия для:

  • формирования у учащихся осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу жизни, понимание красоты как ценности;
  • формирования у учащихся культуры изобразительной деятельности;
  • развития природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в художественно-творческой деятельности;
  • продуктивной реализации интереса учащегося к художественному творчеству;
  • целенаправленного выявления, и педагогической поддержки у учащихся индивидуального творческого начала, выработки собственного творческого почерка и своего творческого «Я»;
  • мотивации на успех и достижения в художественно-творческой деятельности через формирование у учащихся стремления сделать свои работы общественно значимыми через участие в художественных выставках различного уровня;
  • формирования взглядов на выбор профессии, интерес к искусству как к будущей профессии.

Таким образом, решая вышеперечисленные задачи будет достигнута цель программы: «Создание условий для расширения художественно-практического опыта ребенка и формирования мотивационной основы сознательного выбора профессии, связанной с изобразительным искусством» будет достигнута, и учащиеся осознанно примут взвешенное решение о своем профессиональном будущем в изобразительном творчестве и путях его реализации. Полный перечень задач можно посмотреть в тексте программы.

2.5 Оптимизация и повышение эффективности образовательного процесса по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства.

По определению нового словаря методических терминов и понятий оптимизация (от лат. optimus – наилучший) обучения — это научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения решения его задач и рациональности затрат времени обучающихся и преподавателя. Критериями оптимизации обучения для учащегося являются: успешность овладения знаниями, навыками, умениями; степень соответствия результатов обучения требованиям программы, а также максимальным возможностям каждого учащегося; соответствие затраченного времени и усилий преподавателя и учащихся действующим нормативам. Основными направлениями оптимизации обучения. являются:

  1. опора на коммуникативно-деятельностный подход к обучению, который находит отражение на всех этапах усвоения материала (ознакомление, тренировка в употреблении, применение, контроль);
  2. творческий подход преподавателя к определению метода обучения, наилучшим образом обеспечивающего достижение поставленных целей обучения;
  3. межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности;
  4. учет индивидуальных особенностей учащихся;
  5. использование современных средств и технологий обучения в качестве органического компонента обучения [8].

Исходя из этого определения, хочется отметить основные содержательные линии программы должны быть направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам изобразительного творчества, получение и развитие определенных профессиональных навыков.

Воспроизводство профессиональных кадров в сфере изобразительного искусства и культуры происходит благодаря глубокой профориентационной работе образовательных учреждений. Это задача не одного года [11].

Программа «Я в художники пойду» - должна стать первым звеном этой работы и ориентировать учащихся как на уровень ближайшего развития и тем самым, способствовать освоению детьми опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и на выполнение заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении, как «основа» ФГОС [2], будут способствовать активизации познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Я в художники пойду» должна содержать большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала, обучающихся должно реализоваться путём индивидуализации учебных заданий. Учащийся всегда должен иметь возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы должно быть нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей.

В программе следует уделить большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала образовательного учреждения и возможностей современного ребёнка младшего школьного возраста. Передача учебной информации должна производиться различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения). Так же следует включить задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности будет происходить посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа будет предусматривать задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечит ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации, так как процесс настоящего художественного творчества невозможен без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Настоящий художник должен научиться черпать вдохновение из всего, что его окружает и интерпретировать свои эмоции в произведения изобразительного искусства. Программа поможет обучающимся по ней детям, осознать в себе качества необходимые и важные для будущих художников. Их ранняя профессиональная ориентация, осуществляющаяся в возрасте 9-11 лет, даст реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения. Информация о различных профессиях художников, которую они получат, обучаясь по программе. включает в себя сведения о профессиях, личностных и профессионально важных качествах людей, существенных для выбора профессии, связанных с изобразительным искусством, о системе учебных заведений и путях её получения. А также в каких организациях можно будет работать и о потребностях общества в людях этих профессий. Ведь в современной жизни возрастает роль грамотных специалистов.

Для того чтобы вызвать у учащихся устойчивое желание работать над заданиями, учебные пособия должны быть дополнены разного рода информационным содержанием, исторические и занимательные факты, вставленные в презентации для того, чтобы расширять кругозор и представления об изображаемых объектах.

При изучении профессий художников задания должны носить различный характер: тренировочные упражнения, практические и творческие работы Повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе достигается активным привлечением обучающихся к самостоятельной работе, включения их в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет - выставку. Дети будут приобретать навык самостоятельной оценки своего творчества. Они, в хорошем смысле этого слова, будут соперничать между собой не в получении «отметок», а в мастерстве. Так рождается дух сотрудничества.

В программе особое внимание будет уделяется созданию условий для развития творческого потенциала, что является необходимым условием деятельности детей младшего школьного возраста. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Творческо-практическая деятельность под руководством педагога, создаёт особую мотивацию обучения и будет способствовать формированию знаний. Широкий набор разнообразных видов учебной деятельности и материалов для работы позволит расширить кругозор обучающихся, раскрыть их индивидуальные способности. Педагогу будет необходимо формировать и развивать умения учащихся самостоятельно и творчески подходить к выполнению работы, находить оптимальный путь при выполнении творческих заданий. Постепенное овладение умениями и навыками рациональными приёмами творческой деятельности, тренировка в решении интересных заданий, самостоятельное нахождение оригинального творческого решения будут способствовать формированию чувства удовлетворения, которое делает освоение программного содержания не утомительной нагрузкой, а интересным занятием. Известно, что усвоение любого учебного материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне.

Смысловая и логическая последовательность программы будет обеспечиваться целостностью учебно-воспитательного процесса и преемственностью этапов обучения.

Программа объединит практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру. Программа будет построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагающей четкость поставленных задач и вариативность их решения.

Программа предусмотрит чередование на занятиях индивидуального практического творчества обучающихся и коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество педагога с учащимися.

Создание данной программы обусловлено необходимостью решения усложнённых творческих и учебно-воспитательных задач, которые трудно реализовать в рамках основной общеобразовательной программы.

Наряду с получением и систематизацией учащимися разнообразных знаний, умений и навыков по изобразительному творчеству, таких как элементарная изобразительная грамота, сведения о средствах художественной выразительности, расширение художественного кругозора и эстетического вкуса, технологических и творческих умений и навыков, программа «Я в художники пойду» поможет детям 9 - 11 лет применить и реализовать, во время занятий, в учебных и творческих работах потенциал широкого спектра знаний полученных ими при изучении школьных учебных дисциплин (литературы, истории, музыки, математики, информатики, окружающего мира…) в новой для обучающихся ситуации. Таким образом, педагогический эффект использования межпредметных связей откроет дополнительные возможности для более глубокого понимания обучающимися закономерностей изобразительного творчества, и плавно перейти от детских рисунков через преодоление стереотипов к более профессиональному творчеству.

Достижению цели обучения, способствует оптимальное соответствие художественно – стилевого содержания программы и методов обучения, направленных на реализацию этого содержания. Дифференциация учебного материала в зависимости от возраста и способностей конкретных обучающихся детей каждой группы, способствует формированию и повышению их творческого интеллекта обучающихся, через их практическое мастерство. Это достигается вариативным подходом к постановке и решению художественно-творческих задач и комплексом специальных: творческих, импровизационных и проблемных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание и фантазирование.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках программы интегрируется в процесс совместной деятельности детей и взрослых (педагога и родителей и др.) во время практической реализации творческих проектов, через познание материальной культуры и создание нравственного «климата» в творческом объединении.

Исходя из выше сказанного, нам хочется предположить следующие принципы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Связь обучения с жизнью. Процесс обучения стимулирует обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач.
  • Доступности обучения. Учет особенностей развития обучающихся, анализ их возможностей и зоны ближайшего развития.
  • Систематичность и последовательность в овладении знаниями. Логическое построение содержания программы и процесса обучения, а также системный характер учебной деятельности.
  • Научность содержания и методов учебного процесса. Взаимосвязь современных научных знаний с общественной практикой; содержание обучения знакомит обучающихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук.
  • Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной деятельности. Использование самых разнообразных форм организации обучения.
  • Сознательность, творческой активности и самостоятельность обучающихся при руководящей роли педагога. Формирование познавательной мотивации, навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у обучающихся.
  • Развивающего и воспитывающего характера обучения. Всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения.

По нашему мнению, при работе с детьми по данной программе можно использовать следующие приемы и методы обучения:

словесные:

  • беседа-изложение теоретической части занятия;
  • рассказывание дидактических сказок;
  • чтение сказок и художественных произведений;
  • обсуждение и анализ картин (репродукций) и лучших детских работ прошлых лет;

наглядные:

  • демонстрация иллюстраций, репродукций, наглядных материалов и лучших детских работ прошлых лет по данной теме;
  • показ последовательности выполнения работы;
  • показ приемов и способов выполнения работы;

практические:

  • творческие эксперименты в альбоме (выполнение практических заданий на освоение технических приемов, методов изображения, эскизов);
  • выполнение в альбоме дидактических упражнений (небольших заданий, помогающих обратить особое внимание ребенка на решение какой-либо узкой задачи);
  • выполнение творческих заданий: создание композиций на заданную или свободную тему;
  • игры-драматизации;
  • обсуждение и анализ собственных работ и работ других детей

Также очень полезными будут творческие встречи с художниками, профориентационные экскурсии в мастерские художников, графиков, дизайнеров и так далее, и экскурсии в образовательные учреждения художественного профиля, мастер – классы студентов

С помощью этих методов можно будет не только конкретизировать представления и углубить знания обучающихся о труде различных профессиональных художников, но и расширить кругозор, оказать влияние на эмоциональную сферу и воспитать нравственное отношение к творческому труду.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут значительно повысить эффективность образовательного процесса в процессе воспитания всесторонне развитой и творчески свободной личности.

При применении мультимедийных технологий усиливается наглядность и подключаются одновременно несколько каналов представления информации, для более доступного объяснения сложного нового материала. [3]

На занятиях по программе, по нашему мнению, возможно использование следующих педагогических технологий:

  • «Технология успешного обучения»
  • Технология личностно ориентированного обучения (дифференциация и индивидуализация обучения)
  • Педагогическая технология проблемного обучения
  • Технология проектного обучения
  • ТРИЗ-технология (универсальная организационно-педагогическая и методическая система)
  • Педагогические технологии интерактивных подходов
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе.
  • Технология «Педагогики сотрудничества»
  • Социально-воспитательные технологии
  • Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что сочетание всех перечисленные выше методов и технологий с традиционной формой обучения, позволит рационально организовать образовательный процесс.

2.6 Форма организации обучения по программе и алгоритм знакомства с профессиями художников

Форма организации обучения по данной программе – занятие, включающее в себя теоретическую часть, практическую работу детей над заданием-упражнением или творческим заданием и подведение итогов в форме совместного обсуждения творческих достижений воспитанников.

Большое значение в программе отводится самостоятельному выбору и умению применять ранее полученные знания и технические навыки при выполнении различных заданий. Воспитанники способны свободно комбинировать техники и самостоятельно изобретают новые приемы.

Знакомство с профессиями художников строится по следующему алгоритму:

  • Рассматривание продуктов труда - произведений искусства художников.
  • Рассказ, занимательная мультимедийная игровая беседа для детей о произведениях искусства художника этой профессии. Дети ищут ответы на вопросы: для чего? (назначение) Из чего? (материалы) Каким образом изготовлено? (техника).
  • Определение названия профессии.
  • Рассказ и наглядная демонстрация педагогом или приглашённым профессиональным художником, процесса работы над художественным произведением, действий и используемых инструментов для создания продуктов творческого труда - произведений искусства
  • Выполнение детьми упражнений и творческих заданий
  • Обзор учебных заведений, где можно получить эту специальность
  • Рефлексия - беседа о художниках данной профессии: где и как можно работать, знаменитые представители этой профессии. Работа над главами книги «Профессии художников»
  • Творческая выставка.

Занятия должны проходить в теплой дружественной атмосфере и благоприятной, комфортной для работы обстановке. Педагог предоставляет возможность каждому воспитаннику реализовать свои идеи по заданной теме, не ограничивая его строгими рамками, индивидуально консультирует в трудных моментах, дает советы при выборе цвета, материала, оформлению работы. Полученные ранее знания и навыки дают возможность учащемуся проявить свою творческую индивидуальность в выполнении задания и сохранить при этом высокий уровень исполнения творческого продукта (рисунка, декоративно-прикладного изделия).

2.7 Развивающая предметно-пространственная среда и образовательное пространство

Интерес к проблеме предметно-пространственного окружения обучающегося, совокупности условий, обеспечивающих его развитие, социализацию и воспитание отражает стремление строить педагогические отношения, опираясь на опосредованное влияние на детей, через организацию пространства развития ребенка, предельно насыщая его культурным содержанием.

Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором становления личности ребёнка, так как в условиях позитивной развивающей среды ребёнок становится субъектом отношений, его развитие происходит в условиях творческой развивающей деятельности. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию в соответствии с образовательным процессом. Современный педагог – это не только специалист, глубоко знающий свой предмет, но и своего рода, дизайнер образовательной среды. Педагогическое проектирование многообразно, но проектирование непосредственной педагогической среды занимает особое место, так как обучающая среда является непосредственным инструментом развития личности.

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета (изостудии) должна отвечать требованиям ФГОС, оборудованного и оформленного соответствующего требованиям педагогической эргономики и современной эстетики, доступна для обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала программы внеурочной деятельности «Я в художники пойду». Пространство изостудии должно быть безопасным, способствовать обеспечению комфортности существования и развития детей, иметь зону для проведения фронтальной образовательной деятельности, которую можно трансформировать для работы в группах и рабочее место педагога. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательного, содержательного образовательного процесса. Технические средства обучения позволят включить в образовательный процесс и звук, и действие, и мультипликацию, что повысит интерес и внимание детей к выполнению заданий. 

Общее освещение кабинета в период, когда невозможно естественное освещение лучше обеспечивать люминесцентными лампами, что очень важно при подборе цвета и красок. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Полный перечень необходимого оборудования в тексте программы.

Близким к понятию «образовательная среда» является понятие «образовательное пространство». Образовательное пространство в педагогике понимается как специально организованная педагогами вместе с воспитанниками «среда в среде». Эта среда создает не только дополнительные, но и принципиально новые возможности развития личности обучающегося. Оно отражает взаимодействие образовательных компонентов, обеспечивающие как накопление, хранение, передачу знаний обучающимся, так и осуществление личностных изменений субъектов образовательного процесса. Образовательное пространство обладает значительным эвристическим потенциалом и представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению [14]. Ядром образовательного пространства является образовательная программа. Без образовательных программ образовательные пространства не строятся! Образовательная программа — это то, что цементирует все образовательное пространство [9].

Современные информационные технологии предоставляют богатые возможности для моделирования и структурирования образовательного пространства.

  • Позволяют представить образовательное пространство как чувственную реальность, виртуальный мир, позволяющий заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим, изменяющим облик этого мира. Современный процесс обучения может быть представлен через такие культурные аналоги, как мифологический сюжет (например, обучение как поиск выхода из лабиринта и испытание), путешествие (например, обучение как освоение вселенной, как ознакомление с экспозицией музея).
  • Позволяют проектировать средства обучения, отражающие индивидуальную образовательную траекторию и организующие рефлексию индивидуального опыта общения, мышления, чувствования в обучении. Например, «Карта пути, путешествия» как изображение индивидуальной образовательной траектории, «Бортовой журнал», как отчет о процессе и результатах обучения, «Досье» как комплект материалов, отчетов, составляющих индивидуальную образовательную историю [7].

В пространство художественного образования сегодня все шире входят различные технологии из смежных или взаимодополняемых областей. Стремительное внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни не обошло и сферу обучения изобразительному искусству и сферу культуры.

Использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, он позволяет усилить мотивацию ученика за счёт увеличения занимательности. Преимущества использования компьютерных технологий в активизации учебного процесса преподавания изобразительного искусства очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, виртуально «посещая» крупнейшие музеи мира;
  • широко использовать показ репродукций произведений искусства с одновременным прослушиванием музыкальных произведений;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • «оживлять» карты и «погружаться» в пространство и время;

Информационные технологии постепенно проникли и в выставочную деятельность. Создание открытого культурно-образовательного пространства и формирование системы эстетических ценностей через цифровое расширение выставочного и конкурсного пространства детского творчества помогает создать действительно качественный и высокохудожественный контент и сделать достоянием широкого зрителя лучшие образцы детского творчества [12].

Благодаря мультимедийным технологиям (оцифровке коллекции, виртуальным экскурсиям) культурные ценности становятся более доступными для широкой аудитории. Это позволяет, по мнению Б.А. Столярова, не только включать музейную коллекцию в образовательное пространство, но и «усовершенствовать стратегию Интернета в области художественного образования и способствовать благодаря доступности изобразительного искусства позитивным социальным изменениям в обществе» [6].

Таким образом, в сфере преподавания изобразительного творчества использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

2.8 Ожидаемые результаты и способы определения результативности освоения программы внеурочно деятельности на занятиях кружка по изобразительному творчеству

Деятельность каждого ребенка оценивается педагогом на каждом занятии индивидуально в форме обсуждения работы. Результат сравнивается только с результатами предыдущих работ воспитанника.

После изучения учебной темы подводятся итоги проделанной работы в форме просмотра выполненных работ (текущий контроль) и их коллективного обсуждения педагогом совместно с детьми. Коллективное обсуждение рисунков может также проводиться в форме защиты творческих работ. При коллективном обсуждении работ педагог обязательно указывает на то лучшее, что есть в каждом рисунке; обсуждает с учащимися, с помощью каких художественных средств был получен тот или иной результат, и почему иногда он не совпадает с замыслом автора. Таким образом, дети учатся анализировать свои и чужие работы, при этом главным остаётся уважение к чужой и своей позиции и работе.

Рост личностного развития учащихся отслеживается в динамике на основе разработанных критериев по трём уровням освоения образовательной программы: низкий, средний и высокий. Результат фиксируется в диагностических картах.

По наблюдению за процессом работы, беседам с детьми, анализу вводного и итогового анкетирования, творческих работ и процесса их выполнения на занятиях педагог отслеживает уровень освоения образовательной программы обучающимися три раза в год.  Входной контроль – в сентябре. Промежуточный контроль – в декабре. Итоговый контроль – в мае.

Результаты педагог фиксирует и анализирует в сводных таблицах. Результаты мониторинга служат педагогу:

- основанием для внесения корректив в содержание программы и организацию образовательного процесса.

- позволяет педагогу определить уровень успешности и качества освоения образовательной программы каждым учащимся.

Достижение учащимися всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по программе.

Первый уровень - занимаясь в кружке художественного творчества по программе «Я в художники пойду» учащиеся приобретают школьником социальные знания.

Второй уровень – во время участия в художественных выставках и фестивалях искусств, у учащихся формируется ценностное отношения к социальной реальности.

Третий уровень - во время участия в художественных акциях школьников в окружающем школу социуме получают опыт самостоятельного общественного действия.

Кроме того, в ходе реализации программы у учащихся будут формироваться универсальные учебные действия.

По итогам реализации образовательной программы каждый учащийся сможет выстроить перспективы применения полученных знаний и умений, для выбора будущих профессиональных ориентиров, если главным критерием оценки творческой деятельности обучающегося, для педагога, станет не столько наличие у него творческих способностей и талантливость, сколько его способность трудиться, стремление совершенствоваться и упорно добиваться достижения нужного результата.

Мы полагаем, что, просто овладеть изобразительной грамотой и законами изобразительного искусства может каждый, кто по - настоящему будет к этому стремиться. Но самым важным результатом реализации программы, по нашему мнению, будет является построение обучающимися субъективно-значимого отношения к изобразительному творчеству; создание каждым ребенком собственных оригинальных творческих продуктов, и определение для себя профессиональных перспектив.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», Распоряжение Правительства от 29 декабря 2014 года №2765-р
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  3. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока [Текст]: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 133 с.
  4. Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя (личностно-гуманистический аспект) [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук / А.М. Боднар. – Екатеринбург: 1993. – 13с
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751
  6. Столяров Б.А. Экология визуальности в пространстве культуры и музейного образования: к постановке проблемы [Текст] / Б.А. Столяров // Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 12: Психология. Социология. Педагогика [Текст]. – СПб.: Из-во СПбГУ, 2009. с. 122 — 126.
  7. Толыпина Ю. А. От информационно-образовательной Среды – к информационно-образовательному пространству [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. – 428 с.

Электронные ресурсы

  1. Азимов Э. Г.  Щукин А. Н.  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [электронный ресурс] / Азимов Э. Г. Щукин А. Н. - Режим доступа: http://szlavintezet.elte.hu/russian/segedanyag/tanari_ma_anyagok/azimov_slovar.pdf, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  2. Попов А.А. Образовательное пространство: социология и технология конструирования [Электронный ресурс] / А.А. Попов // Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого" Тексты участников ММК [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.fondgp.ru/lib/mmk/50, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  3. Президент РФ призвал развивать профориентацию учащихся еще со школы [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства России ТАСС» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1907869, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  4. Рогозина Е. В. Ранняя профориентация в школе искусств [Электронный ресурс] / Е. В. Рогозина // Аккредитация в образовании. Электронный журнал об образовании [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/proforientacija_v_shkole_iskusstv.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  5. Савельева О.П. Кожаринова А.А., Выставка детского художественного творчества как современный социокультурный проект [Электронный ресурс] / О.П. Савельева А.А. Кожаринова // ART TEACHER — международный сетевой образовательный журнал – 2015. – Режим доступа: http://art-teacher.ru/archives/4746, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  6. Терехина С. Школьников нацелят на работу [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический проект «Русская планета» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://rusplt.ru/society/shkolnikov-natselyat-na-rabotu-16757.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  7. Шалаев И.К. Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. [электронный ресурс] / И.К. Шалаев А.А Веряев. – Режим доступа: – http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»...

Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тхэквондо"

Отличительными особенностями программы "Тхэквондо" является акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха,  использования  личностно-развивающих, воспитател...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы циркового искусства»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Основы циркового искусства»...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс»

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год

образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительному искусству

Общеразвивающая образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников. 1-4 класс...