Статья
статья (1 класс)

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ-АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shehovtsova_l.d._statya.odt29.84 КБ

Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ — АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

                                                           Шеховцова Л.Д. , Прокофьева И.В.,

                                                           Маркова Р.И., Молчанова Е.А.,      

                                                       МАОУ «СПШ №33», г. Старый Оскол

 Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьясбережения  учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», Федеральных государственных стандартов.

 «Здоровье – это еще не все, но все без здоровья – ничто» - гласит известный афоризм. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни.

 Но ни для кого не секрет, что высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными или приобретенными заболеваниями.

 Потому во ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени  начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования [4, c.26]. В основу программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.

  1. Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
  1. Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
  1. Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
  1. Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
  1. Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
  1. Принцип сознательности и активности, направленный на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои

силы ...»  Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане — здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном  плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья детей в деятельности нашего общеобразовательного учреждения и, в частности, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии (т. е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся), которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни[1, c.117]. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей учащихся. К ним можно отнести:
  1. оптимальную плотность урока;
  2. чередование видов учебной деятельности;
  3. наличие физкультурной паузы;
  4. наличие эмоциональных разрядок;
  5. правильная рабочая поза;
  6. положительные эмоции.

Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся [2, c.92]. Поэтому для психологического и физического здоровья детей проводятся следующие мероприятия:

  • приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образовательной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта детей;
  • ежедневное проведение перед первым уроком зарядки
  • проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, включающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, пластику рук, туловища, тела;
  • проведение гимнастики для глаз;
  • организация достаточной не травмоопасной двигательной активности ;
  • частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий, индивидуальные задания) ;
  • развитие мелкой моторики руки ;
  • построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка ;
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе;
  • организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища;
  • проведение Дней здоровья, спортивных соревнований  (с участием не только детей, но и родителей)  «Веселые старты», «Папа, мама,  я — спортивная семья» и другие;
  • организация горячего питания и молочных завтраков.

При планировании и проведении уроков педагоги учитывают требования к проведению физкультминуток и используют различные виды физкультминуток [3, c.116].

                     Требования к проведению физкультминуток.

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомляемых групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

                          Виды физкультминуток.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения,  корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Литература:

  1. Ковалько, В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2005. –  296 с.
  2.  Менчинская, Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: [Текст] методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. –  М.: Вента Граф, 2008. –  112 с.
  3. Обухова, Л.А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскин. –  М.: «ВАКР», 2005. – 124 с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: [Текст] текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. –  М.: Просвещение, 2011. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...