«Возможности использования мобильного класса в образовательном пространстве»
опыты и эксперименты

Борисова Жанна Владимировна

Современный ребенок  живет в мире  электронной культуры.   Меняется и роль  учителя  в информационной  культуре – он должен стать координатором   информационного потока.  Следовательно, учителю  необходимо   владеть современными   методиками  и новыми образовательными   технологиями, чтобы  общаться  с ребенком  на одном  языке. Сегодня, когда  информация становиться  стратегическим ресурсом  развития  общества, а знания – предметом   относительным и ненадежным, так быстро  устаревают и требуют в информационном  обществе  постоянного обновления, становится очевидным, что современное  образование - это непрерывный  процесс.    

Одной  из главных  задач, стоящих  перед  учителем  начальной  школы, является   расширение  кругозора, углубление знаний  о окружающем мире. Активизация  умственной  деятельности детей, развитие  речи.

Для начальной школы это означает  смену  приоритетов в расстановке целей образования,  одним из результатов обучения  и воспитания в школе первой  ступени  готовность детей  к овладению  современными компьютерными технологиями  и способность  актуализировать полученную с их помощью информацию  для дальнейшего их образования. Для  реализации этих целей  возникает  необходимость применения их в практике  работы учителя начальных  классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Информационно - коммуникационные технологии как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников»

Сообщение подготовила

                                                                     Борисова Ж.В.

Учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

ИКТ – инструмент формирования УУД младшего школьника

      Слайд 2 Древняя китайская мудрость гласит:

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь.

        Эти замечательные слова  как нельзя лучше разъясняют новые возможности учебной работы.        

 Слайд 3      С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, формирование УУД.

Слайд 4 Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Слайд 5  При освоении личностных действий ведётся формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основ правовой культуры в области использования информации.

Слайд 6 При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

• оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

• использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

• создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

Слайд 7  При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

• поиск информации;

• фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

• структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

• создание простых гипермедиасообщений;

• построение простейших моделей объектов и процессов.

Слайд 8 ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

• обмен гипермедиасообщениями;

• выступление с аудиовизуальной поддержкой;

• фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

• общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

       Таким образом, важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка 21 века играет информатизация начальной школы. Виртуальный мир для обучающихся становится привычной средой обитания, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно, а у педагогов появляется возможность, используя информационно-коммуникационные технологии, представляющие комплекс прогрессивных и эффективных педагогических приемов, реализовать самые смелые, неожиданные идеи и самые уникальные проекты.

 Слайд 9-10 Начиная работать с интерактивным оборудованием и интерактивными учебными пособиями, мы понимали, что в современной школе все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам, предполагающим использование принципиального новшества, вносимого компьютерными технологиями в образовательный процесс - интерактивности, позволяющей развивать активно-деятельностные формы обучения. Но при этом у нас появилось несколько важных, на наш взгляд, вопросов:

• Как достичь того, чтобы урок, на котором применяются ИКТ-технологии, был познавательным, учитывал интересы обучающихся, оставлял некоторую недосказанность и побуждал к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось прийти еще и вновь, с интересом и увлечением раскрывать новые тайны изучаемого предмета?

  • Какие формы деятельности, активизирующие образовательный процесс, целесообразно применять на уроке?
  • Существенно ли изменится интерес обучающихся к предметам, эффективность их самостоятельной работы и в целом эффективность учебного процесса, если использовать на уроках технические средства обучения и интерактивные технологии?

  Слайд 11-12    Практика показала, именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой ребёнком информации. Использование интерактивного оборудования как раз и предоставляет нам такие возможности. То, что ученик видит на экране интерактивного оборудования подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивного оборудования способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. Обучающиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока и способствует формированию УУД.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

На уроках в начальной школе педагогами используются следующие формы работы

Слайд 13  с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями
  • создание заметок с помощью электронных чернил
  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий
  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий
  • демонстрация проектов и презентаций, созданных учащимися
  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов и т.д.

Слайд 14  С мобильным классом (школьные нетбуки ClassmatePC):

  • тестирование
  • поиск информации
  • редактирование и отправка текстовых сообщений
  • демонстрация функции передачи файлов; записи экрана
  • создание проектов, презентаций
  • использование программы ArtRage (эмулятор традиционных средств рисования и живописи) на уроках ИЗО и внеурочной деятельности и т.д.

 

Слайд 15 С документ-камерой:

  • демонстрация реальных изображений (особенно в 1 классах для более наглядной работы с Прописью на уроке русского языка)
  • возможность быстрого редактирования письменных работ
  • установления обратной связи (при организации самоконтроля, проверке д/з)
  • проведение тестов с демонстрацией заданий и ответов и т.д.

Часть из них вы увидите сегодня.

Слайд 16 Перечисленные формы работы позволяют обучающимся овладеть  практическими навыками, а также общеучебными умениями, которые являются, важнейшим компонентом овладения информационной грамотностью и информационной культурой, помогают детям подготовиться к полноценной жизни в современном обществе, а педагогу формировать у обучающегося УУД (а именно это и есть главная задача стандартов второго поколения)

Отвечая на вопрос об эффективности применения ИКТ-технологий в учебном процессе, отметим, что наши ученики третий год демонстрируют устойчивый интерес к изучению предметов, который выражается в следующем:

  • 100% обучающихся 1-4 классов владеют навыками работы  на интерактивной доске,
  •  80% обучающихся демонстрируют умения работать на персональном компьютере

Слайд 17

  • Обучающиеся 1-3 классов, обучающиеся по программе «Перспективная начальная школа» ведут электронную переписку с авторами учебников и являются членами научного клуба «Ключ и заря», а материалы писем и блога используется как дополнительный материал на уроках;

Слайд 18

  • 57% обучающихся 1 - 3 классов под руководством учителя с привлечением родителей занимаются созданием проектов и презентаций, которые демонстрируются на уроках и позволяют повысить эффективность самостоятельной работы и качество знаний;
  • увеличилось количество участников научно-практической конференции «Я - исследователь».

Таким образом, применение ИКТ-технологий  в образовательном процессе - необходимый инструмент формирования УУД младшего школьника и повышения уровня знаний обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования мобильного компьютерного класса в образовательном процессе

Преимущества мобильного компьютерного классаОбразовательная модель "1 ученик- 1компьютер"Интегрированные уроки...

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ" Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информации. Впервые в истори...

Возможности использования общегородской платформы электронных образовательных материалов для учителей начальной школы

Возможности использования общегородской платформы электронных образовательных материалов для учителей начальной школы...

Возможности использования общегородской платформы электронных образовательных материалов для учителей начальной школы

Возможности использования общегородской платформы электронных образовательных материалов для учителей начальной школы...

«Возможности использования общегородской платформы электронных образовательных материалов для учителей начальной школы»

laquo;Возможности использования общегородской платформы электронных образовательных материалов для учителей начальной школы»...

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для...

Использование современных медиатехнологий в образовательном пространстве школы как эффективное средство повышения успешности школьников

Одной из ключевых задач в образовании является обеспечение повышения качества преподавания. Качество образования в школе - важнейший показатель ее успеха в образовательной среде. Одной из возможных фо...