Беседа : " Не стесняйся доброты своей".
методическая разработка (4 класс)

Игонченкова Нина Николаевна

Цель: дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.

Задачи:

- продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие;

- способствовать развитию сочувствия, сопереживания, сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

- воспитание у детей интереса к участию в добрых делах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_stesnyaysya_dobroty_svoey.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Не стесняйся доброты своей!».

Цель: дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.

Задачи:

- продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие;

- способствовать развитию сочувствия, сопереживания, сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

- воспитание у детей интереса к участию в добрых делах.

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, Молодежь отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость. При духовно – нравственном воспитании школьников стало актуально формирование уровня знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.

Ход беседы.

Воспитатель: 

Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Тема нашей беседы «Не стесняйся доброты своей!».

  1. Загадки о доброте.

Воспитатель:

Какое слово согревает в самый лютый мороз? (доброе).

Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться… (добром).

Какие слова дороже богатств? (добрые).

Жизнь дана на какие дела? (добрые).

Работа с понятием. «Что такое доброта?»

Воспитатель:

Доброта…. Что означает это слово?

(высказывание детей)

- Это все хорошее, доброе, красивое.

Воспитатель:

- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову и отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Разыгрывание ситуаций:

  1. «В холодную погоду»

Лиля в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Саши была курточка.

Как поступит Саша?

  1. «В тесноте, да не в обиде»

Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Таня. Она хочет работать с ребятами вместе.

Как поступит Даниил?

  1. «На лестнице»

Лена осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Иван.

Как он поступит?

  1. «По дороге в школу»

Вова заходит в школу, следом идёт Даша с пакетом и рюкзаком.

Как поступит Вова?

Учитель:

- Какого человека можно назвать добрым? 

(высказывание детей)

-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных,  который  готов в трудную минуту прийти на помощь.

-Добрый человек любит природу и бережёт её.

-Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

-Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.

Вывод: доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья. 

Правила доброты.

Воспитатель:

А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость и ласковое солнышко.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

6. Прощай ошибки других.

7. Не жадничай.

8. Не завидуй.

9. Жалей других.

Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!

Воспитатель:

 Люди бывают разные. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они хуже других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать хуже себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить.

Легенда .

 Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице излечивали даже самых тяжелых больных. Но самую светлую  память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его
добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

Воспитатель:

 Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, – тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. Народная мудрость гласит: «Доброго человека дела славят».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы детей)

Воспитатель: 

В жизни бывают разные люди. Одни, подобно засухе, не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям. Другие, подобны небольшому дождику, дают что-то некоторым, а другим – нет. А третьи, подобно дождю, захватывают все кругом, дают еду, питье... кров и свет всем, будь то отшельники, несчастные, бедные, нищие.

  1. Работа с пословицами

У детей карточки красного и желтого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на желтых – концовка. Ребята должны найти себе пару, прочитать и объяснить смысл собранной пословицы. 

Воспитатель:

В каждом человеке существуют как бы две личности, противоположные друг другу. Первая вдохновляет человека на подвиги, добрые дела, под ее влиянием человек стремится совершать правильные поступки, помогать людям. Другая же личность наоборот - толкает своего хозяина на подлость, измену, предательство, ложь, обман, преступление. Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни чувствовал это: когда мимолетный порыв позволяет нам совершить тот или иной поступок: помочь несчастной старушке донести тяжелую сумку до дома, или украсть сочное яблоко с соседского дерева. И потом, впоследствии мы либо гордимся тем, что мы сделали, либо мучаемся угрызениями совести. Так вот, за эти зачастую мгновенные, необдуманные поступки, и отвечают наши личности – плохая и хорошая.

Если вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.

Милосердие, отзывчивость, великодушие, сердечность, совестливость – это не просто слова, это должно стать смыслом жизни каждого человека – его призванием в процессе самосовершенствования. Именно доброта создает гармонию жизни и улучшает качество жизни всех живущих на Земле. «Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью», — говорил Франсуа де Ларошфуко. Добрый человек видит добрых вокруг себя, а злой – злых, смотря кто,  через какую призму жизненных ценностей смотрит на мир.

Добро и Зло идут по жизни рядом. 
Известно, что  нет  худа без добра. 
Как хорошо, когда на смену злобе,
Приходят к нам улыбка, доброта. 
Когда в глазах людей, в их добром слове,  
Почувствуешь божественный тот свет, 
То наполняешься огромным счастьем, 
Способным оградить от разных бед. 
О люди, улыбайтесь чаще, 
Тепло души дарите каждый миг,
И,  никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

9. Итог занятия

Воспитатель:

Делать добро – совсем несложно. Ещё раз скажем, что творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь помимо того, что добрые дела повышают всем настроение, они ещё и как нельзя лучше влияют на самочувствие, повышают жизненный тонус. Ведь это так просто – улыбнитесь прохожему, обнимите родителей или друга, подарите цветы, позвоните друзьям и скажите им какие они замечательные, переведите через дорогу бабушку, смастерите и повесьте на улице кормушку для птиц, накормите бездомного котёнка или щенка. И этот список можно продолжать долго. Ежегодно 17 февраля в мире отмечается День спонтанного проявления доброты.

Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

- В конце нашего занятия хочу вам зачитать замечательные слова известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его – Твори добро
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – Твори добро
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим Добром.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не стесняйся доброты своей.

Конспект воспитательного занятия...

Беседа "Учи свое сердце доброте"

Беседа  "Учи свое сердце доброте"...

Беседа: «Знаешь ли ты свои права и обязанности ?»

Цель:обобщить знания детей об основных правах ребёнка;развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;воспитывать уважение к высказываниям однок...

Беседа "Поговорим о доброте"

Беседа «Поговорим о доброте».Цель: знакомство детей с базовой нравственной категорией «добро».Задачи:- развивать личностные качества, творческую активность;- воспитыв...