Статья на тему: "Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе"
статья (1 класс)

Незнамова Анастасия Георгиевна

В настоящее время увеличивается количество людей (детей и взрослых) с нарушениями речи. Причиной нарушения речи считается несвоевременное и нерезультативное лечение, организация непродуктивной коррекционной деятельности. Как правило, у дошкольников наблюдаются проблемы фонематических процессов, грамматики, звукопроизношения разнообразного уровня, лексики и т. д.

Теоретический анализ исследований свидетельствует, что при несвоевременной коррекции звукопроизношения нарушается процесс общения с окружением, что влияет на дальнейшее формирование личности дошкольника, впоследствии на формирование связей в системе «ребёнок – подросток – взрослый». Нарушения звукопроизношения детей повлекут к развитию единой системы комплексов, которые будут помехой в учебе. Если в младшем дошкольном возрасте недоразвитие речи ещё могут соответствовать возрастным особенностям малыша, то к 5 годам дошкольники, из-за изъянов речи ощущают трудности при установлении контакта с окружающими сверстниками и взрослыми. Дети замечают изъяны своей речи и переживают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе

В настоящее время увеличивается количество людей (детей и взрослых) с нарушениями речи. Причиной нарушения речи считается несвоевременное и нерезультативное лечение, организация непродуктивной коррекционной деятельности. Как правило, у дошкольников наблюдаются проблемы фонематических процессов, грамматики, звукопроизношения разнообразного уровня, лексики и т. д.

Теоретический анализ исследований свидетельствует, что при несвоевременной коррекции звукопроизношения нарушается процесс общения с окружением, что влияет на дальнейшее формирование личности дошкольника, впоследствии на формирование связей в системе «ребёнок – подросток – взрослый». Нарушения звукопроизношения детей повлекут к развитию единой системы комплексов, которые будут помехой в учебе. Если в младшем дошкольном возрасте недоразвитие речи ещё могут соответствовать возрастным особенностям малыша, то к 5 годам дошкольники, из-за изъянов речи ощущают трудности при установлении контакта с окружающими сверстниками и взрослыми. Дети замечают изъяны своей речи и переживают.

Оптимальным периодом для преодоления нарушений речи, для их коррекции считается дошкольный возраст. Этому способствуют психофизиологические особенности возраста: значительная пластичность мозга, подражательность, эмоциональная отзывчивость.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой [20].

Русский язык имеет сложную звуковую систему, поэтому многие исследователи, занимающиеся теорией звучащей речи, обращают на это внимание. Именно на основе анализа звуковой структуры языка создается основа для теоретического понимания процессов, происходящих в речи. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения формирования звука (это артикуляционные свойства языка), звука (акустические свойства) и восприятия (воспринимаемые качества). Все эти единицы взаимосвязаны [7].

А.Н. Гвоздев показал, какую работу выполняет ребенок для усвоения фонологических средств языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия для воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматических и звуковых сторон слова. Исследования лингвистов, психологов и педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Е. И. Негневицкая, Л. Е. Журова, Г. А. Тумакова) [11].

В своих трудах Л.С. Выготский отмечал, что при усвоении ребенком знаковой стороны языка, сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, то есть звуком. Д.Б. Эльконин, так же отмечал, что овладение звуковой системой языка занимает основополагающую роль при формировании и развитии связной речи, а так же при усвоении грамматической системы языка. Фонематический слух, или способность ребенка воспринимать звуки языка, тесно взаимосвязан с процессом формирования произношения звуков речи. Оба эти процесса лежат в основе овладения ребенком звуковой стороны языка. Так же, есть взаимосвязь между количеством правильно произносимых звуков и расширением запаса активно используемых слов.

Лингвистический аспект формирования звукопроизношения затрагивается в трудах Л.В.Бондарко, Е.Н. Винарской и других авторов, которые касаются вопросов фонетики и фонологии [13]. В работах В.И. Бельтюкова, Л.В.Бондарко внимание обращается на то, что артикуляторные позиции звуков в речи определяют специфику их акустических характеристик. Даже небольшое отклонение от нормы артикуляции ведет к перемене акустического образа звука [11].

М.Ф. Фомичевой указывается на то, что понимание различительных артикуляционных и акустических признаков звуков речи нужно для успешной организации работы по развитию и преодоления нарушений звукопроизношения [24].

Л.Ф. Спирова и А. В. Ястребова замечают, что формирование произносительной стороны речи в норме происходит в двух взаимосвязанных аспектах: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, необходимых для произнесения звуков) и усвоение системы признаков звуков, нужных для их различения [31].

Б. М. Гриншпун отмечает, что формирование звукопроизносительной стороны речи рассматривается в качестве сложного процесса, в ходе которого ребёнок учится воспринимать обращённые к нему звуки речи и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства. Автором отмечается, что в ходе развития речи у ребёнка формируется фонематический слух, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, и фонетический слух, он обеспечивает «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематическим и фонетическим слухом (или речевым слухом) осуществляется не только приём и оценка чужой речи, но и самоконтроль за своей речью. Фонетический слух выступает важным элементом формирования правильного произношения [16].

Формирование нормального звукопроизношения, по мнению Л.В. Лопатиной, Л.Ф. Спировой, находится в зависимости от уровня развития фонематических процессов, среди которых фонематическое восприятие, способность к фонематическому анализу и синтезу, фонематические представления [31].

Методика обучения дошкольников чтению, разработанная Элькониным и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка. Фонетические наблюдения детей за артикуляцией являются основой не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произношении [2].

Л.В. Щерба подчеркнул, что изучение грамматики живого разговорного языка способствует наблюдению за своим языком: понимая значение слова, ребенок связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, явлением чередующихся гласных и согласных.

Наиболее распространенными нарушениями речи у детей являются различные типы нарушения произношения звука: неспособность произнести тот или иной звук, замена одного звука другим, искажение существующего звука. Г.А. Каше рассматривал термин «нарушение звукопроизношения» как изменение процессов формирования системы произношения родного языка у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [27].

Основой работы по формированию звукопроизношения должно стать последовательное, поэтапное развитие всех звуков родного языка. Начать следует не с наиболее часто нарушаемых звуков у детей: [с], [ш], [р], [л] и др., а с простых: [и], [ф], [т], [ы] и др., артикуляция которых содержит элементы артикуляции сложного звуки. Последовательно практикуя четкое произношение всех гласных и согласных, они достигают постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.

Систематические, последовательные занятия по развитию всех звуков (начиная со второй младшей группы и заканчивая старшими), а также по дифференцированию звуков одновременно готовят детей к грамотности. Во время этих упражнений у ребенка также развиваются кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков [12].

Итак, в основе работ по усвоению детьми фонематической системы языка лежит развитие (в определенной последовательности) гласных и согласных, а также развитие способности различать звуки в соответствии с их основными артикуляционными и акустическими характеристиками. Это способствует формированию правильного произношения звука, то есть является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду. Очень важно второе направление – коррекция различных нарушений речи. Наиболее распространенными речевыми дефектами, обнаруженными у воспитанников дошкольных учреждений общего типа, являются нарушения звукового произношения. Их коррекция наиболее доступна для педагога [37].

Таким образом, знание законов, регулирующих развитие звуковоспроизводящей стороны речи, необходимо для правильной диагностики нарушений в произношении звука, а также для правильного и адекватного построения коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых патологий. Важными факторами, влияющими на развитие произношения, являются сформированность дифференцированных движений органов артикуляции, тонкой моторики кистей и пальцев рук, а также полнота кинестетических ощущений и овладение произвольными компонентами двигательной деятельности, свидетельствующие о нормальном развитии моторной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества. Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект....

Понятие «ценности», «ценностное отношение» в психолого-педагогической литературе

Педагогическое приобщение детей к ценностям окружающего мира не должно протекать стихийно. При планировании урока учителю следует в содержании учебного материала определить круг ценностей и характер о...

Учебно - методический материал: "Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе".

Материал для учителей начальных классов: " Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого - педагогической литературе"....

Проблема исследования обучения младших школьников точности выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе.

Связная речь - многоаспектная проблема. Её изучением занимается психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальная методика.При определении сущности данного по...

Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе

Знание специфики связный речи и особенности её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связный речи можно рассматривать как цель и как средства практического овлад...

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Научная статья на тему : Понятие и компоненты адаптивной физической культуры

Содержание:Понятие адаптивной физической культуры.Основные компоненты АФК.Средства адаптивной физической культуры....