"Исследовательская деятельность младшего школьника " мастер -класс"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Способности формируются в деятельности, в ней же и проявляются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новомихайловская СШ

Монастырщинский район

Мастер-класс на тему: «Исследовательская деятельность младших школьников»

Подготовила: учитель начальных классов

Гайдук Надежда Александровна

2019

« Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

  А.  Сент - Дьердьи

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим!

- Поговорим?

- О чем?

- О важном и о прочем:

- О том, что хорошо и хорошо не очень

- О чём-то знаете Вы,

- Про что-то мне известно.

- Давайте поговорим,

- Надеюсь, будет интересно.

Говорить мы будем об исследовательской деятельности младших школьников

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ребенку нужно привить новые умения: универсальные учебные действия и формирование у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.

Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.

При организации исследовательской деятельности младших школьников должны учитываться следующие условия

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности

Мотивированность. Необходимо помочь, учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Личность педагога.  Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Я выделяю следующие направления работы:

I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

 б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;

II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление –   массовая работа – встречи с интересными людьми, экскурсии, праздники, выставки.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни

А сейчас мы рассмотрим технологическую цепочку по  формированию исследовательских умений

1 этап -  Формируем группу по желанию или по интересам

              Привлекаем родителей

               Оказываем помощь в выборе темы

Работа с родителями

Мы объясняем родителям, что главное в нашей работе – дать ребенку толчок к самостоятельному поиску новых знаний. Мы говорим: делаем не за него, а вместе с ним. Ведь, важен опыт самостоятельного поиска истины.

2этап - формирование проблемы

Это для учащихся трудно, поэтому этому надо учить. Существует множество различных тренировочных заданий и упражнений. Сейчас  одно из них выполним, для этого разделимся на три группы.

1 группа - ученики начальной школы

2 группа - дворники

3 группа -водители

Задание «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».

«Осеннее небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

- Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? 2 группа представляет , что вы – водители грузовиков, едущих по заснеженной дороге, 3 группа-дворники

3 этап - постановка целей и задач, определение объекта исследования, выбор методов исследования

4 этап - непосредственная работа ребенка над выбранной темой

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.  

  Задай себе вопросы:

¯ Что я знаю об этом?

¯ Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

¯ Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

5 этап-систематизация полученного материала, представление готового продукта, подготовка ребенка к выступлению

6 этап – выступление в классе или на детской конференции.

     Подготовить текст сообщения.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

Почему избрана эта тема.

Какую цель преследовало исследование.

Какие ставились задачи.

Какие гипотезы проверялись.

Какие использовались методы и средства исследования.

Каким был план исследования.

Какие результаты получены.

Какие выводы сделаны по итогам исследования

Этапы формирования исследовательской деятельности с учетом их возрастных особенностей

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы.

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы и во внеурочную деятельность. В 1 классе были выполнены исследовательские работы « История моего имени», «Домашние животные», «Моя семья»  (пример)

Второй этап - второй класс начальной школы        .

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.  Во втором классе  были выполнены работы: «Незаметный, но нужный», « Здоровое питание», «Режим дня»

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На этом этапе предполагается увеличение сложности тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это -  повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.  Несколько лет веду краеведческую работу по изучению своей малой родины. Учащимися 3 класса были выполнены исследовательские работы «Герб села Новомихайловское», «Моя родословная», «История моей семьи в истории страны»

В 4 классе в результате исследования флоры и фауны Монастырщинского района учащимися были составлены кроссворды, ученица 4 класса выполнила исследовательскую работу «Детство, опаленное войной». Эта работа была представлена на всероссийский конкурс и отмечена благодарственным письмом

А сейчас, время перейти к практической части нашего занятия

Практическая часть

На 1 этапе технологической цепочки происходит включение всех присутствующих в работу. Я предлагаю сформировать 3 группы

Следующий шаг – выбор темы исследовательской работы. Так как мы сейчас присутствуем в Центре внешкольной работы, я предлагаю тему: «Герб Центра внешкольной работы». Тема актуальна тем, что в этом году мы будем отмечать юбилей Центра.

2 этап – формирование проблемы.

3 этап – постановка целей и задач, определение объекта исследования, методов исследования.

Цель что я хочу исследовать?

Объект исследования(деятельность ЦВР)

4 этап-работа над темой

5 этап-систематизация полученного материала, представление готового продукта

6 этап – выступление

В ходе практической работы каждая группа должна составить сообщение и изобразить герб ЦВР. В помощь даю распечатки методов исследования, как подготовить текст сообщения или доклада. Практические рекомендации, которые помогут вам в работе.

Работы выполнены, пришло время выступления. (каждая группа представляет свою работу)

-Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Каждой группе я предлагаю продолжить фразу…

-«Я узнала, что….»

-«Мне было….»

-«Я была не согласна…..»

-«В своей работе я…..»

-«Сегодня для меня было новым, то что….»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

Мастер-класс   «Организация исследовательской деятельности младших школьников».Направленность: распространение педагогического опыта работы.Цель:  продемонстрировать  методику...

Организация проектной деятельности младших школьников (мастер-класс).

Мастер-класс посвящён воспитанию у младших школьников чувства сопричастности к истории родного города через погружение в проектную деятельность....

Развитие исследовательских умений младших школьников. Мастер-класс

Тема семинара: Системно-деятельностный подход как основа развития ребенкаТема выступления: Развитие исследовательских умений младших школьниковФорма выступления: мастер-классДата проведения: 10.04.201...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

"Исследовательская деятельность младшего школьника " мастер -класс"

Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение млад...

Мастер- класс для педагогов "Введение в исследовательскую деятельность младших школьников"

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Мастер-класс на тему "Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

Мы, учителя начальных классов, работаем по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, уме...