Главные вкладки

    Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
    методическая разработка по теме

    Мастер-класс   «Организация исследовательской деятельности младших школьников».

    Направленность: распространение педагогического опыта работы.

    Цель:  продемонстрировать  методику  организации исследовательской деятельности младших школьников в учебно-воспитательном  процессе   в рамках обобщения и распространения педагогического опыта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_osmalova_i.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Наименование

    Мастер-класс   «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

    Направленность

    Распространение педагогического опыта работы

    Цель:  продемонстрировать  методику  организации исследовательской деятельности младших школьников в учебно-воспитательном  процессе   в рамках обобщения и распространения педагогического опыта

    Задачи: повышение  познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия  учебного материала; развитие информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе; формирование метапредметных результатов

    Оснащение: проектор, компьютер, раздаточный материал и лабораторное оборудование

    Краткое описание содержания мастер-класса

    1. Презентация педагогического опыта мастера.

    На данном этапе излагается:

    - об актуальности исследовательской деятельности в начальной школе;

    - краткая характеристика данного возраста учащихся;

    - результаты предварительной диагностики и прогнозирование развития учеников;

    -  краткие основные идеи технологии;

    - достижения в работе и результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

    -определяются проблемы и перспективы в работе учителя.

    2.  Представление системы уроков.

    Представлена система учебных занятий, определены основные приемы работы, которые демонстрируются слушателям.

    3. Имитационная игра.

    Проводится со слушателями учебное занятие окружающего мира во 2 классе, демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися. Участники работают в группах, выполняют задания на основе технологии исследовательской деятельности – изучают свойства воды. Каждая группа, по мере выполнения задания, защищает свою работу.

    4. Моделирование.

    Участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия исследовательской деятельности, по предложенной учителем-мастером инструктивной карте. Учитель-мастер выполняет роль консультанта.

    5. Рефлексия

    Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Участники оценивают  работу и высказывают свои мнения об эффективности использования представленной технологии.

    Список используемой литературы

    1. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.

    2. Савенков А. И. Путь в неизведанное//Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис, 2005-202с.

    3. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011 – 154с.

    4. Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся// Начальная школа. – 2009, № 7

    5.Удрас И.А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников// Начальная школа. – 2010, № 3

    Тема: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

    Цель: продемонстрировать  методику  организации исследовательской деятельности младших школьников в учебно-воспитательном  процессе   в рамках обобщения и распространения педагогического опыта

    Задачи: повышение  познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия  учебного материала; развитие информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе; формирование         метапредметных результатов

    Оснащение: проектор, компьютер, раздаточный материал и лабораторное оборудование

    Ход мастер – класса

    (Слайд 1) 

    Тема мастер-класса «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

            Урок рождается непросто:

    (Слайд 2)         

            Порой – с наивного вопроса,

            Порой – со странного ответа.

            Он долго зреет в тайне где-то…

            Когда сомнений нет уж боле –

            Он вырывается на волю,

            Нам отдает себя на милость:

            Смотрите! Что-то получилось!

    1. Презентация педагогического опыта мастера

    (Слайд 3) 

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые  знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

    (Слайд 4)  

    В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности,  активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.  

    (Слайд 5) 

    Проводимая  диагностика первоклассников показала недостаточность  сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных навыков. Поэтому,  необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась.

    (Слайд 6) 

    Уровень сформированности УУД  младших школьников мы 

    (Слайд 7) 

    увидим в конце 4 класса, но уже  промежуточный мониторинг 

    (Слайд 8) 

    показывает повышение уровня  сформированности УУД. Дети становятся более коммуникативны,  творчески подходят к выполнению различного рода заданий, анализируют и оценивают результаты своей деятельности.

    (Слайд 9) 

    Успешность формирования исследовательской компетенции

    (Слайд 10) 

    младших школьников прослеживается в результатах конкурсов

    исследовательских работ и творческих проектов.

    (Слайд 11) 

    Ученики являются победителями и  призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».

    Успешность обучения во многом зависит от  организации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики А. И. Савенкова и Н. Б. Шумаковой.

     

    (Слайд 12) 

    Организуя учебное исследование на уроке, выделяю шесть основных этапов по методике Н.Б. Шумаковой:

    1. Мотивация

    II.         Исследование

    III.         Обмен информацией

    IV.         Организация информации

    V.         Связывание информации

    VI.         Подведение итогов, рефлексия

    и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.

    VII.         Постановка новых вопросов

    VIII.         Применение

    Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в  подборе соответствующего определенной проблеме материала.

    (Слайд 13) 

    Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями и банка исследовательских работ школьников.

    2.  Представление системы уроков

    (Слайд 14) 

    Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях,  через исследовательские ситуации.

    (Слайд 15) 

    При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.

    (Слайд 16) 

    Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.

    (Слайд 17) 

    Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие…

    (Слайд 18) 

    В ходе проведения мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках.  Я буду использовать приемы:

    - загадки-интерпретации,

    - найди соответствие,

    - анализ информации,

    - опыты и эксперименты,

    - презентация  выводов и достижений.

    3. Имитационная игра

    (Слайд 19) 

    Друзья! Попрошу вас побыть учениками 2 класса на уроке окружающего мира.

    Что мы будем изучать? Тему нашего урока вы скажете мне сами…..

            Без чего не может мама

            Ни готовить, ни стирать,

            Без чего, мы скажем прямо,

            Человеку умирать?

            Чтобы дождик лился с неба,

            Чтоб росли колосья хлеба,

            Не случилось,  чтоб беды

            Жить нельзя нам без (… воды)

    - О чем мы будем говорить на уроке? (О воде)

    - Да, о воде и её свойствах. Тема урока «Вода и её свойства»

    - Можете ли вы что сказать о воде, какая она?

    - Это и есть её свойства.

    - Сегодня проверим ваши предположения о том, какими свойствах обладает вода!

    - Давайте исследуем и узнаем, все ли свойства воды вы знали.

    Может быть,  чего-то не знали или в чем-то ошибались?!

            - Уважаемые коллеги! Используя прием загадки-интерпретации,  была совместно с детьми сформулирована тема урока–исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.

            

            Друзья! Представьте, что вы в исследовательской лаборатории. Работать будем в группах.

            В ходе нашей работы нам предстоит исследовать свойства воды. Каждая группа работает по инструктивным карточкам. (Приложение 1)

            Первой группе предстоит исследовать цвет и запах воды, сравнив её с цветом и запахом молока.

            Вторая группа исследует вкус и прозрачность воды в сравнении с молоком и сделает выводы.

            Третья группа – форму и текучесть воды, также, сделав выводы.

    При этом каждая группа заполняет свои таблицы. (Приложение 2)

            Помните о технике безопасности: будьте осторожны при работе со стеклянными приборами, чтобы не пораниться.

            Приступаем к исследованию. Внимательно читайте задания. Если возникнут вопросы, обращайтесь ко мне за помощью.

            Работа в группах закончена.

            

            - Уважаемые коллеги! На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД.

            На своих уроках задания группам  распределяю с учетом индивидуальных особенностей детей. И у  ребят есть возможность самим выбирать задания по уровням  сложности.

            Следующие этапы:  обмен,  организация  и связывание информации.

            Заслушаем идеи каждой группы. Какие выводы в результате исследований получили? (Отчет групп)

            Сделаем общий вывод о полученных свойствах воды, пользуясь заполненными таблицами. (Обобщаем)

            Спасибо! Молодцы!

            

             - Уважаемые коллеги! На данных  этапах  формируются регулятивные,   коммуникативные, познавательные и личностные УУД.

            Я представлю еще один этап, который является дополнительным – постановка новых вопросов (дополнительные этапы возникают по мере необходимости).        

            Друзья! Есть ещё особенное важное свойство воды. Вода – растворитель.

            Предположите, какие вещества растворятся в воде? Проверим. Я предлагаю добавить воды в сосуд с сахаром и в сосуд с песком. Хорошо размешайте! Сделайте вывод.

            Оказывается, многие вещества растворяются в воде, но не все. И это далеко не всё, что вы узнали о свойствах воды. Подробнее о них вы узнаете в дальнейшем, в старших классах.

            - Уважаемые коллеги! На дополнительном этапе постановки новых вопросов, который возник по ходу исследования, был проведен эксперимент, использован приём «незаконченное действие», что побуждает к дальнейшему исследованию.

            Формировалась рефлексия результатов деятельности.

    4. Моделирование

    Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить мини-исследования, которые вы бы провели на своих уроках.

    Можете воспользоваться памятками для моделирования. (Приложение 3)

    (Участники находятся на этапе моделирования фрагмента урока. Учитель-мастер выполняет роль консультанта.)

            

            Уважаемые коллеги, ознакомьте с итогами вашей работы… Спасибо!

    5. Рефлексия

            Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и  для вас я предлагаю ответить на вопросы.

    - Испытывали вы трудности в процессе моделирования? В чём?

    - Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?

    При ответе можете воспользоваться приемом «Незаконченное предложение».

    (Слайд 20) 

            «Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников……………….., потому что ……………….»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

    Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

    Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

    Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

    Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

    Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

    Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...