Рабочая программа кружка дополнительного образования - Робототехника
рабочая программа (4 класс)

Роговской Алексей Анатольевич

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №_______

от «____»_________2020 года

      УТВЕРЖДАЮ______________

          Директор ГБОУ Школы в Капотне                                              Тихонов В.А.

Приказ №______

      от «____»___________2020 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РОБОТОТЕХНИКА»

Направленность: техническая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 6–11 лет

Срок реализации: 1 год (38 час)

 

Автор-составитель:

Роговской Алексей Анатольевич,

педагог дополнительного образования

Москва, 2020

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «РОБОТОТЕХНИКА» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO WEDO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторами Lego, охватывает почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Дети в начальной школе, используя наборы Lego Wedo, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. И уже от фантазии учащихся будет зависеть, какие задачи научится выполнять их «игрушка», в каких ситуациях она сможет превратиться в помощника человека.

Программа  представляет собой  систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1,2,3,4 классов и рассчитана на 31 час. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо,  овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.

Актуальность

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой         проектной деятельности.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.

При реализации Программы используются следующие методы: вербальные, наглядные, практические, частично-поисковые. Применение данных методов в образовательном процессе способствует повышению интереса обучающихся к работе по данной Программе, способствует расширению кругозора, формированию навыков самостоятельной работы, работы с различными источниками информации.

Отличительные особенности данной Программы от уже существующих

Предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).

Цель Программы

Формирование практических умений и навыков в области робототехники, развитие мотивации личности обучающегося к познанию и техническому творчеству, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.

Задачи Программы:

Обучающие

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развивающие

  • способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  • способствовать развитию внимания, памяти;
  • способствовать развитию навыков разговорной речи;
  • способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию ответственности, уважения к труду;
  • способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции;
  • способствовать воспитанию чувства гордости за достижения отечественной науки и техники.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Категория обучающихся

Возраст обучающихся: 6-10 лет.

В объединение принимаются обучающиеся в возрасте 6-10 лет без ограничений по уровню подготовки.

Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах одного уровня образования общеобразовательной школы.

Наполняемость учебной группы:

1-й класс  – 10 чел.

2-й класс – 10 чел.

3-й класс – 10 чел.

4-й класс – 10 чел.

Срок реализации Программы: 4 года по 38 часу в год.

Методы организации и осуществления занятий

1. Перцептивный акцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации  мультимедийных  презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.

4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством учителя;

б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.

Особенности организации учебного процесса

 Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

2.Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Беседа по ТБ. Кирпичики ЛЕГО: цвет, форма, размер.

1

1

-

2

Узор из кирпичиков ЛЕГО. Бабочка. Орнамент.

3

1

2

3

Я – строитель. Строим стены и башни. Мосты.

2

-

2

4

В мире животных. Игра, кто больше придумает.

2

-

2

5

Транспорт. Разные схемы колесных пар.

4

-

4

6

Скоро, скоро Новый год! подготовка работ к конкурсу.

3

-

3

7

Мой класс и моя школа. Новогодний конкурс.

2

-

2

8

 Сказочные герои.

2

-

2

9

 Военная техника (подготовка к конкурсу 23 февраля).

2

-

2

10

Наши праздники Конкурс День защитников Отечества.

2

-

2

11

Улица полна неожиданностей.

3

-

3

12

 Дорога в космос Подготовка к конкурсу. Конкурс.

3

-

3

13

Первые механизмы. Строительная площадка.

3

-

3

14

Город будущего. Машины, механизмы.

3

-

3

15

Урок - праздник «Мы любим Лего».

3

-

3

ИТОГО:

38

2

36

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

 Техника безопасности при работе с компьютером.

Названия и назначения всех деталей конструктора.

1

1

-

2

Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон.

1

-

1

3

Блок «Цикл».

1

-

1

4

Мотор и ось.

1

-

1

5

Зубчатые колёса.

1

-

1

6

Датчик наклона и расстояния.

1

-

1

7

Червячная зубчатая передача.

1

-

1

8

Кулачок.

1

-

1

9

Рычаг.

1

-

1

10

Шкивы и ремни.

1

-

1

11

Модель «Танцующие птицы». Ременные передачи.

1

-

1

12

Модель «Умная вертушка».  Влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка.

2

-

2

13

Модель«Обезьянка-барабанщица» Изучение принципа действия рычагов и кулачков. Подготовка работ к конкурсу. Новый год.

3

-

3

14

Модель «Голодный аллигатор. Конкурс работ. Новый год.

3

-

3

15

Модель «Рычащий лев»

3

-

3

16

Модель«Порхающая птица». Подготовка к конкурсу День защитника Отечества

3

-

3

17

Конкурс День защитника Отечества

Самостоятельно разрабатываем схему модели  «Канатная дорога»

3

-

3

18

Самостоятельно разрабатываем схему модели «Лягушка».

4

-

4

19

На встречу к звездам. Подготовка к конкурсу. Конкурс.

Самостоятельно разрабатываем схему модели  «Дом и машина»

3

-

3

20

Конструирование собственных моделей. Соревнования  роботов

3

-

3

ИТОГО:

38

1

37

 

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером. Повторение схем механических передач.

1

1

-

2

Модель«Нападающий»

2

-

2

3

Модель «Вратарь».

2

-

2

4

Модель«Ликующие болельщики»

2

-

2

5

Модель«Спасение самолёта»

2

-

2

6

Модель«Непотопляемый парусник»

2

-

2

7

Модель«Спасение от великана»

2

-

2

8

Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение.

1

-

1

9

 Зубчатые передачи в быту.

Модель  «Глаза клоуна».

1

-

1

10

Скорость вращения зубчатых колёс   разных размеров. Модель «Карусель»

1

-

1

11

Рычаги. Точка опоры. Ось вращения.

1

-

1

12

Модель «Ручной миксер». Подготовка работ к конкурсу

2

-

2

13

Творческий конкурс «Парад игрушек»

2

-

2

14

Модель «Детская площадка»                                                                            

2

-

2

15

Модель «Весёлый человек!»

2

-

2

16

Творческий проект «Измеритель скорости ветра». Подготовка к конкурсу День защитника Отечества.

2

-

2

17

конкурс День защитника Отечества

Модель "Колесо обозрения.

3

-

3

18

Модель "Строительный кран".

4

-

4

19

Космос и человек. Подготовка к конкурсу. Конкурс

Модель «Космическая Стиральная Машина»

3

-

3

20

Конструирование собственных моделей. Соревнования  роботов.

1

-

1

ИТОГО:

38

1

37

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводный урок.   Техника безопасности при работе с компьютером                                                                              

1

1

-

2

Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции  за счет вращения колёс.

2

-

2

3

Модель «Машина с толкателем»

2

-

2

4

Модель« Тягач с прицепом»

2

-

2

5

Творческий проект «Тележка»

2

-

2

6

Блоки и шкивы. Применение блоков  для изменения силы.

2

-

2

7

Модель «Мостовой кран»

2

-

2

8

Ременная передача. Модель «Крутящий столик»

2

-

2

9

Творческий проект «Живые картинки»

2

-

2

10

История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению.

2

-

2

11

Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. Подготовка работ к конкурсу

1

-

1

12

Модель гоночного автомобиля. Подготовка работ к конкурсу

2

-

2

13

Творческий конкурс «Автомобиль будущего»

4

-

4

14

Самостоятельно разрабатываем схему модели "Робот".

Подготовка к конкурсу День защитника Отечества

4

-

4

15

Конкурс День защитника Отечества

Самостоятельно разрабатываем схему модели «Сабачка».

4

-

4

16

Планетоходы, подготовка к конкурсу. Конкурс, подведение итогов

Самостоятельно разрабатываем схему «Марсоход» и «Контрольно-пропускной пункт»

4

-

4

ИТОГО:

38

1

37

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся.  Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.

Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия  и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организация учебного процесса

Формы проведения занятий:

  1. Рассказ.
  2. Лекция-диалог.
  3. Практическое занятие.
  4. Презентация.
  5. Тренировки в учебном кабинете.

Планируемые (ожидаемые) результаты

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать целостное восприятие окружающего мира.

Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение  на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Материально-техническое обеспечение

Наборы  Лего - конструкторов:

       - основной набор LEGO Education WeDOTM 

       -9585 Ресурсный набор LEGO Education WeDo

                                                 

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

Список литературы:

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
  3. Программное обеспечение WeDo, ROBOLAB 2.9.
  4. Интернет-ресурсы.

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30).
  4. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебная ниточка"

Программа кружка   «Волшебная ниточка»  ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная,...