Развитие проектных умений у младших школьников
статья

Камалова Румия Летфуллаевна

          Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы утверждают, что проектная деятельность носит врожденный характер. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь. Проектирование – это ограниченная, естественная деятельность для человека и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста, в том числе и младшего, что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности. Если проанализировать особенности исторических периодов, можно увидеть, что идея проектирования всегда актуализируется в эпохи перемен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_proektnyh_umeniy_u_mladshego_shkolnika.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 298

Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

192239 г. Санкт-Петербург, Альпийский переулок дом 19/2 Литер А

телефон-факс  360-76-68, 360-79-74, 360-42-47

e-mail: school298@mail.ru

Развитие проектных умений у младших школьников

          Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы утверждают, что проектная деятельность носит врожденный характер. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь. Проектирование – это ограниченная, естественная деятельность для человека и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста, в том числе и младшего, что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности. Если проанализировать особенности исторических периодов, можно увидеть, что идея проектирования всегда актуализируется в эпохи перемен. Вот и в наше время это произошло. С 1 января 2010 года вступил в силу новый стандарт начального общего образования (стандарт второго поколения). Вот как прокомментировал происходящие изменения  руководитель рабочей группы разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, доктор педагогических наук Александр Михайлович Кондаков:  «…В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове - вот к чему мы стремимся. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ». Таким образом, педагогам необходимо осваивать инновационные технологии для реализации стандарта.

Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как О.И. Генисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий, К.М. Кантор, Дж.К. Джонс, Т. Мальдонадо и др. Методические аспекты обучения проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах П.Р. Атутова, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко и др. В теоретико-методических исследованиях рассматривается проектная деятельность, в которую включены субъекты образовательного процесса в ходе выполнения творческих проектов.

Под обучением школьников проектной деятельности мы понимаем специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование у них готовности к проектному взаимодействию с миром. Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности школьника. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования гимназистов назван нами «Введение в проектную деятельность». Основными задачами проектного образования младших школьников являются:

По содержанию: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире.

По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.

В первом классе проводится подготовка к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневыми задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Проект может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего.

Существуют различные виды педагогических проектов учебные, досуговые, в системе профессиональной подготовки, социально-педагогические, личностного становления, сетевые, международные. Но в данной работе ограничимся учебными.

Учебный проект понимается как организованная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Учебный проект подразумевает проектную деятельность, которая является процессом обобщенного и опосредованного познания действительности, где человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях, которые дают возможность ребенку действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Представленные классификации помогают выбрать проект с учетом целевой направленности.

Африканский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Она довольна проста, но имеет основание для классификации, как и современная – это деятельность, предполагаемая в проекте: участие, изучение, получение удовольствия, создание.

Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);
  • исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Если сравнить две классификации, то наблюдается, что деятельность, предполагаемая в проекте по первоначальному разделению: участие, изучение, получение удовольствия, создание, полностью входит в каждый пункт современной классификации. При этом последняя более ориентированная и направленная, на основе доминирующей деятельности. В различных источниках представлены разнообразные типологии. Мною были выбраны наиболее полные и для сравнения профильные.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки (Полат Е.С.):

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект.

Моно проекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания

  1. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  2. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  3. Количество участников проекта.
  4. Продолжительность проекта.

По продолжительности различают:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные — на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Типология Колесниковой И.А.

  1. По месту - школьный, внешкольный.
  2. По масштабу субъекта - индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный.
  3. По времени – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
  4. По территории распространения – международный, внутришкольный, межвузовский, сетевой.
  5. По содержанию – предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный.
  6. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникативный.

Проанализировав, можно утверждать, что Е.С. Полат предложила более широкую типологию метода проектов, а Колесникова И.А. узкопрофильную, конкретно на учебный проект, поэтому они схожи. Удобнее в целях урока использовать все же направленную типологию  на учебный проект.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление

В данной работе отражена теоретическая основа изучаемого вопроса по проектной деятельности. Данная информация позволяет окунуться в технологию и осознать насколько она творческая, интересная, соответствует возрастным особенностям, позволяет развивать, воспитывать, и обучать. Конечно, материала очень много и всего не изложишь, но мой совет: чтобы действительно заинтересовать педагогов данным методом следует потратить немного времени и окунуться в мир проектов. Настолько много опыта учителей, которые действительно осознали значимость этой технологии и готовы поделиться своими успехами.

Изучить технологию современного проектного обучения может каждый, ведь «человек есть свой собственный проект» (Ж.П. Сартр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений....

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

Развитие исследовательских умений у младших школьников

Развитие исследовательских умений у младших школьников...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

Развитие исследовательских умений у младших школьников

В данной статье рассматривается методы и способы  стимулирования исследовательской активности младших школьников, Теоретический материал дополнен примерами из собственной деятельности по данному ...

Статья "Развитие проектных умений у младших школьников"

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы утверждают, что проектная деят...