Примерные программы АООП обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант)
рабочая программа

Старова Надежда Петровна

Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tp_starova_n.p.zip2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптивная образовательная программа по коррекционному курсу « Альтернативная коммуникация» в 2 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно- правовых документов:

  • Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015,№35850;
  • Конвенция о правах ребенка.15.09.1990;
  • Федеральный закон « О ратификации Конвенции о правах инвалидов»№46-ФЗ, от 03.05.2012;
  • Базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

Уровень программы коррекционно-развивающий.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Целью программы «Альтернативная коммуникация»  является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачами программы являются: 

  • Формирование  навыков установления, поддержания и завершения контакта.
  • Умение пользоваться альтернативными средствами коммуникации для взаимодействия в окружающей действительности, учиться общаться, пользуясь альтернативными средствами.
  • Формирование коммуникативных навыков, с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

Адаптированная образовательная программа по коррекционному курсу «Адаптированная коммуникация» создана для детей, с серьёзными ограничениями в умственном развитии (тяжелой умственной отсталостью) не владеющего вербальной речью, для  которых затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение данных детей  речи с  использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой часть всей системы коррекционно – педагогической работы.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,  смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного  ребенку средства невербальной коммуникации,  овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей и возможностей  детей с умственной отсталостью. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно в зависимости от индивидуальной особенности группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, она тесно связана с программами по чтению и развитию речи, письму, социально-бытовой ориентировке. Она построена по концентрическому принципу, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

Общая характеристика коррекционных занятий.

Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач:  развитие  импрессивной  и зкспрессивной  речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера , направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной  активности учащихся в классах с тяжелой умственной отсталостью.  Программа построена с учётом уровня подготовки общего и речевого  развития детей с умственной отсталостью по классам  и включает в себя использование жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться детям с коммуникативными трудностями.  

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

•        Работа с дидактическим материалом ( в игровой форме);

•        Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни  ситуаций, например: знакомство с новым человеком, обращение за помощью, выражение своей необходимой просьбы или желания.

•        На изучение материала программы предусмотрено 2 ч в неделю. На отдельных занятиях можно привлекать психологов или родителей.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

       Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

    Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

    Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

   В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

     Основные задачи реализации содержания предмета « Альтернативная Коммуникация»:

  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
  • Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
  • Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Актуальность, новизна и дополнительность программы:

Проблема коммуникации обучающихся- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку занятия способствуют обучению  детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.

Новизна программы заключается в том, что разработке использовалась программа  « МАКАТОН». Это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Причины, побудившие к разработке программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»- отсутствие программы для обучающихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год адаптированная образовательная  программа   « Альтернативная коммуникация» изучается во 2 классе.

Класс

Количество часов

В неделю

В год

2

2

68

Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Коммуникация с использованием вербальных средств. 

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета. Создание практической игровой ситуации взаимодействия. Ответы на вопросы  с использованием графического изображения . Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

     Коммуникация с использованием невербальных средств.

Установление зрительного контакта с собеседником.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.

Указание взглядом согласия  и ответа на вопрос.

Узнавание  и указание  взглядом и жестом.

Выражение приветствия и прощание  взглядом и  жестом.

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний.

Выражение  своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста. Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание).

Выражение своих желаний, обращение за помощью,  ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

     Импрессивная речь. Экспрессивная речь.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе».

Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.  

Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой».

Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень».

Ответы на вопросы  с использованием графического изображения  на тему « Осень».

Коммуникативное взаимодействие по теме «Новый год». Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима». Использование графического изображения  для обозначения предметов  по теме « Игрушки».

Использование графического изображения ( фото, картинок, пиктограмм по теме «Весна».

Использование графического изображения  для обозначения предметов  по теме « Транспорт».

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Личностные результаты освоения программы могут включать:

1)        основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2)        социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3)        формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4)        формирование уважительного отношения к окружающим;

5)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6)        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7)        развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты  должны отражать

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

•        Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

•        Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

•        Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

•        Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

•        Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

•        Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

•        Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

•        Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

        использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

        пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

        общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

•        Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

•        Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1)        Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

•        Узнавание и различение образов графем (букв).

•        Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

•        Начальные навыки чтения и письма

2)        Чтение и письмо

•        .начальные навыки чтения и письма

Программа « Альтернативная  коммуникация» направлена на формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.        Формирование учебного поведения:  

•        направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

•        умение выполнять инструкции педагога;

•        использование по назначению учебных материалов;

•        умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

•        в течение определенного периода времени,

•        от начала до конца,

•        с заданными качественными параметрами.

3.        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Часы

Дата

I четверть

1.

 День знаний. День безопасности.

2.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Указание взглядом согласия  и ответа на вопрос.

3.

Узнавание  и указание  взглядом и жестом.

4.

Выражение приветствия и прощание  взглядом и  жестом.

5

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний.

6

Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе».

7

Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.

8

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.

9

Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой»

10.

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания  и выражение своих желаний.

11

Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень».

12

Ответы на вопросы  с использованием графического изображения  на тему « Осень»

13

14

Выражение  своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста.

Ответы на вопросы с  использованием жеста.

II четверть

15

Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи».

16

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов.

17

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание).

18

Распознавание эмоций по мимическим выражениям.

19

Коммуникативное взаимодействие по теме «Новый год»

20

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов . «Украшение ёлки»

21

Выражение своих желаний, обращение за помощью,  ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

22

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов.

III четверть

23

Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов.

24

Использование графического изображения  для обозначения предметов  по теме « Игрушки».

25

Использование графического изображения  для обозначения признака предмета по теме « Игрушки».

26

Создание практической игровой ситуации взаимодействия.

27

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».

28

Ответы на вопросы  с использованием графического изображения .

29

 Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений

30

Использование графического изображения  для обозначения предметов  по теме « Посуда».

31

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета.

32

Использование графического изображения  для обозначения предметов  по теме « Фрукты и овощи».

IV четверть

33

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета.

34

Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна»

35

Использование графического изображения ( фото, картинок, пиктограмм по теме «Весна».

36

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний.

37

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

38

Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт»

39

Знакомство с сигнальными обозначениями в транспорте.

40

Создание практической игровой ситуации взаимодействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Рабочие учебные программы для обучающихся с умственной отсталостью 3 класса, 1 вариант

Составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной осн...

Мониторинг освоения личностных результатов АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), вариант 2

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка используется методэкспертной группы. Данная группа объединяет участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно...

Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4

Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...