Примерные программы АООП обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант)
рабочая программа
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tp_starova_n.p.zip | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптивная образовательная программа по коррекционному курсу « Альтернативная коммуникация» в 2 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
- Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015,№35850;
- Конвенция о правах ребенка.15.09.1990;
- Федеральный закон « О ратификации Конвенции о правах инвалидов»№46-ФЗ, от 03.05.2012;
- Базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
Уровень программы коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачами программы являются:
- Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
- Умение пользоваться альтернативными средствами коммуникации для взаимодействия в окружающей действительности, учиться общаться, пользуясь альтернативными средствами.
- Формирование коммуникативных навыков, с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Адаптированная образовательная программа по коррекционному курсу «Адаптированная коммуникация» создана для детей, с серьёзными ограничениями в умственном развитии (тяжелой умственной отсталостью) не владеющего вербальной речью, для которых затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение данных детей речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой часть всей системы коррекционно – педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей и возможностей детей с умственной отсталостью. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно в зависимости от индивидуальной особенности группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, она тесно связана с программами по чтению и развитию речи, письму, социально-бытовой ориентировке. Она построена по концентрическому принципу, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.
Общая характеристика коррекционных занятий.
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера , направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с тяжелой умственной отсталостью. Программа построена с учётом уровня подготовки общего и речевого развития детей с умственной отсталостью по классам и включает в себя использование жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться детям с коммуникативными трудностями.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• Работа с дидактическим материалом ( в игровой форме);
• Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни ситуаций, например: знакомство с новым человеком, обращение за помощью, выражение своей необходимой просьбы или желания.
• На изучение материала программы предусмотрено 2 ч в неделю. На отдельных занятиях можно привлекать психологов или родителей.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основные задачи реализации содержания предмета « Альтернативная Коммуникация»:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
- Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
- Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Актуальность, новизна и дополнительность программы:
Проблема коммуникации обучающихся- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку занятия способствуют обучению детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.
Новизна программы заключается в том, что разработке использовалась программа « МАКАТОН». Это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Причины, побудившие к разработке программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»- отсутствие программы для обучающихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год адаптированная образовательная программа « Альтернативная коммуникация» изучается во 2 классе.
Класс | Количество часов | |
В неделю | В год | |
2 | 2 | 68 |
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета. Создание практической игровой ситуации взаимодействия. Ответы на вопросы с использованием графического изображения . Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Установление зрительного контакта с собеседником.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.
Указание взглядом согласия и ответа на вопрос.
Узнавание и указание взглядом и жестом.
Выражение приветствия и прощание взглядом и жестом.
Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний.
Выражение своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание).
Выражение своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Экспрессивная речь.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе».
Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.
Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень».
Ответы на вопросы с использованием графического изображения на тему « Осень».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Новый год». Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима». Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Игрушки».
Использование графического изображения ( фото, картинок, пиктограмм по теме «Весна».
Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Транспорт».
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
1) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма
2) Чтение и письмо
• .начальные навыки чтения и письма
Программа « Альтернативная коммуникация» направлена на формирование базовых учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата |
I четверть | |||
1. | День знаний. День безопасности. | 1ч | |
2. | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Указание взглядом согласия и ответа на вопрос. | 1ч | |
3. | Узнавание и указание взглядом и жестом. | 1ч | |
4. | Выражение приветствия и прощание взглядом и жестом. | 1ч | |
5 | Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний. | 2ч | |
6 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе». | 2ч | |
7 | Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета. | 2ч | |
8 | Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. | 1ч | |
9 | Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой» | 2ч | |
10. | Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний. | 1ч | |
11 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень». | 1ч | |
12 | Ответы на вопросы с использованием графического изображения на тему « Осень» | 1ч | |
13 14 | Выражение своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста. | 1ч | |
Ответы на вопросы с использованием жеста. | 1ч | ||
II четверть | |||
15 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи». | 1ч | |
16 | Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов. | 2ч | |
17 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание). | 2ч | |
18 | Распознавание эмоций по мимическим выражениям. | 2ч | |
19 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Новый год» | 2ч | |
20 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов . «Украшение ёлки» | 2ч | |
21 | Выражение своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | 2ч | |
22 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. | 1ч | |
III четверть | |||
23 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. | 1ч | |
24 | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Игрушки». | 2ч | |
25 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета по теме « Игрушки». | 2ч | |
26 | Создание практической игровой ситуации взаимодействия. | 2ч | |
27 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима». | 2ч | |
28 | Ответы на вопросы с использованием графического изображения . | 2ч | |
29 | Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений | 2ч | |
30 | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Посуда». | 2ч | |
31 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета. | 2ч | |
32 | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Фрукты и овощи». | 2ч | |
IV четверть | |||
33 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета. | 2ч | |
34 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна» | 2ч | |
35 | Использование графического изображения ( фото, картинок, пиктограмм по теме «Весна». | 2ч | |
36 | Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний. | 3ч | |
37 | Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). | 3ч | |
38 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт» | 2ч | |
39 | Знакомство с сигнальными обозначениями в транспорте. | 2ч | |
40 | Создание практической игровой ситуации взаимодействия | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Рабочие учебные программы для обучающихся с умственной отсталостью 3 класса, 1 вариант
Составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной осн...
Мониторинг освоения личностных результатов АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), вариант 2
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка используется методэкспертной группы. Данная группа объединяет участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно...
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...