Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Костырева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики», модуль«Основы светской этики» А.И.Шемшуриной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_kl._novoe.docx72.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ  (ОРКСЭ), 4 класс

Модуль: Основы светской этики

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса

 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики», модуль,  «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.)

Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп.,  вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);
  •  «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп.,  вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);
  • Мин. Обр. и Науки РФ. Письмо от 25 мая 2015 г. N 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно - нравственной культуры народов России»;
  • Примерные основные образовательные программы начального общего образования (одобрены решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15);
  • Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ АО АСШИ № 1;
  •  Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015г.№ 08-1786“О рабочих программах учебных     предметов”
  • Базисный учебный план школы.

1.2  Цели и задачи изучения учебного курса ОРКСЭ

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1.         Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.         Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.         Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.         Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Цели и задачи изучения модуля  «Основы светской этики»:

1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.

Технология реализации данной цели возможна в логике осознания воспитанниками нравственных ценностей и ценностной основы собственного Я. Такому осознанию служит диалоговая технология уроков, ориентированных на возрастной и субъектный подходы к воспитанию, стимулирующих приобретение школьниками опыта нравственного поведения, гуманистических отношений, способствующих их эмоциональному благополучию. Главное здесь — создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам.

2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности.

Эта цель может быть реализована через разнообразные методики, активизирующие нравственный потенциал личности с помощью использования ситуаций нравственного выбора, альтернативных суждений, стимулирующих поиск собственных решений.

3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.

4. Актуализация нравственного потенциала личности.

Достижение этих целей возможно при использовании индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, психолого-педагогического моделирования ситуаций, реализующих нравственные устремления воспитанников, создающих условия успешной самореализации, расширяющих нравственный горизонт личности.

Если период детства протекает у ребёнка в сфере нравственности и культуры, то его дальнейшая жизнедеятельность обретает позитивную и созидательную направленность, он приобщается к моральной основе взаимоотношений с другими людьми, учится действовать на их благо.

Всё вышеизложенное лежит в определении задач курса «Основы светской этики»:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

– развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

– формирование логического мышления детей путём развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;

– овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими;

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

– развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;

– расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств;

– развитие речи в процессе построения этического диалога;

– развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

– становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;

– формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

– развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;

– развитие позитивных оценок в построении отношений с

одноклассниками;

– повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;

– развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

Цели и задачи определяют содержание курса, где главное — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспитательные, образовательные и развивающие задачи взаимосвязаны, взаимообусловлены и системно структурированы.

1.3 Общая характеристика учебного курса

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

  • Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни,  включающее  общность  государства,  языка,  образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм.
  • Социальная солидарность.
  • Гражданственность.
  • Семья.
  • Труд и творчество.
  • Наука.
  • Традиционные российские религии.
  • Искусство и литература.
  • Природа.
  • Человечество.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.         Основы православной культуры.

2.         Основы исламской культуры.

3.         Основы буддийской культуры.

4.         Основы иудейской культуры.

5.         Основы мировых религиозных культур.

6.         Основы светской этики.

     Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору  родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».

     Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.             

 В учебном плане на  изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа  в  год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)

   

1.4 Планируемые результаты освоения модуля «Основы светской этики»

Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

• развитие этических чувств как регулятора морального    поведения;

• воспитание  доброжелательности  и эмоционально-нравственной  отзывчивости,  понимания  и  сопереживания;

• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных  состояний  и  рефлексии;

• развитие навыков  сотрудничества  со  взрослыми и  сверстниками  в  различных  социальных  ситуациях,  умений  не создавать  конфликтов,   искать  компромиссы  в  спорных  ситуациях   и договариваться  о  конструктивном  решении  спорных  вопросов;

• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

• формирование  бережного  отношения  к  материальным и  духовным  ценностям.

Метапредметные результаты:

• овладение способностью понимания и сохранения  целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств    их

достижения;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать  учебные  действия  в  соответствии  с  поставленной     задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее  эффективные  способы  достижения  результата,    вносить соответствующие  коррективы  в  процесс  их  реализации  на  основе   оценки   и   учёта   характера   ошибок,   понимать  причины

успеха/неуспеха учебной деятельности;

• совершенствование  умений  в  различных  видах речевой деятельности   и   коммуникативных   ситуациях;   адекватное ис-пользование  речевых  средств  и  средств    информационно-коммуникационных  технологий  для  решения  различных коммуникативных  и  познавательных задач;

• совершенствование умений в области работы с информацией,   осуществления   информационного   поиска   для выполнения  учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных   стилей   и   жанров,   осознанного   построения   речевых высказываний  в  соответствии  с  задачами коммуникации;

• овладение   логическими   действиями   анализа, синтеза, сравнения,   обобщения,   классификации,   установления   аналогий   и   причинно-следственных   связей,   построения   рассуждений,  отнесения  к  известным  понятиям;

• формирование  готовности  слушать  собеседника  и вести диалог,  готовности  признавать  возможность  существования различных   точек   зрения  и  право  каждого   иметь   свою  собственную,   умений   излагать   своё   мнение   и   аргументировать  свою точку  зрения  и  оценку событий;

• совершенствование организационных умений в   области коллективной  деятельности,  умения  определять  общую  цель и пути  её  достижения,  умений  договариваться  о   распределении ролей  в  совместной  деятельности,  адекватно  оценивать     собственное  поведение  и  поведение окружающих.

Предметные результаты:

• знание,  понимание  и  принятие  личностью    ценностей: Отечество,  семья,  религия  —  как  основы  религиозно-культурной  традиции  многонационального  народа России;

• знакомство  с  общечеловеческими  нормами  морали, понимание  их  значения  в  выстраивании  конструктивных    отношений  в  семье  и  обществе;

• понимание  значения  нравственности,  веры  и    религии в  жизни  человека  и  общества;

• формирование   первоначальных   представлений   о традиционных   религиях,   об   исторической   роли    традиционных религий   в   становлении   российской   государственности;  формирование  первоначального  представления  об  отечественной религиозно-культурной  традиции  как  духовной  основе многонационального   и   многоконфессионального   народа  России;

• формирование умения проводить параллели между  различными  религиозными  культурами  на  основе  понимания  общечеловеческих  духовных  и  этических ценностей;

• развитие   эстетической   сферы,   способности   к эмоциональному   отклику   на   произведения   искусства,   ценностного отношения  к  памятникам  истории  и  культуры;  формирование общекультурной эрудиции;

• формирование  умений  устанавливать  связь  между    культурой,    моралью    и    повседневным    поведением    людей,  анализировать    жизненные    ситуации,    нравственные    проблемы и  сопоставлять  их  с  нормами  культуры  и  морали; формирование  личностной  и  гражданской  позиции  по  отношению  к различным явлениям действительности.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться

        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

2.1. Содержание курса

Модуль «Основы светской этики» (А.И. Шемшурина)                                       

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Введение

2

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и не сплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Этика – наука о нравственной жизни человека

Этика общения

4

Добрым жить на белом свете веселей

Правила общения для всех

От добрых правил- добрые слова и поступки

Каждый интересен

Этикет

4

Премудрости этикета

Красота этикета

Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеёк нашей речи.

Этика человеческих отношений

4

В развитии добрых чувств - творение души.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей.

Этика отношений в коллективе.

4

Чтобы быть коллективом

Коллектив начинается с меня.

         

Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Простые нравственные истины

4

Жизнь священна

Человек рождён для добра.

Милосердие – закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться.

4

Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4

Общение и источники преодоления обид.

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение.

Действия с приставкой «со».

Судьба и Родина едины.

4

С чего начинается Родина

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек – чело века.

Слово, обращённое к себе.

Обобщающий урок по курсу.  Творческая мастерская.

  Всего часов:

         34

3.1 Календарно – тематическое планирование

Содержание программного материала

Название раздела

Количество часов

Практические

работы

Творческие

работы

Диагностические

работы

Проекты

Региональное содержание

Вводный урок

2

1

«Этика общения»

4

2

2

«Этикет»

4

2

3

«Этика человеческих отношений»

4

1

4

2

«Этика отношений в коллективе»

4

2

3

1

1

«Простые и нравственные истины»

4

1

2

1

1

«Душа обязана трудиться»

4

1

3

«Посеешь поступок – пожнёшь характер»

4

2

3

«Судьба и Родина едины»

4

2

4

1

1

1

Всего часов

34

13

25

2

3

4

№ урока

Дата

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Региональное содержание

1 четверть  - 9 часов

Часть I

Введение (1 час)

1

1.09

Этика – наука о нравственной жизни человека. (1 ч)

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям.

Различать хорошие и плохие поступки.

Раздел 1. Этика общения (4 ч.)

2

8.09

Добрым жить на белом свете веселей  (1 ч)

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь  с  названными понятиями

Вести учебный, социокультурный  диалог.

Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять   полученные   знания   в жизни.

Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла

3

15.09

Правила общения  для  всех (1  ч)

Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность  и др.)

Объяснять значение изучаемых понятий.

Определять основные характеристики общения.

Анализировать особенности общения на основе золотого   правила  нравственности.

Аргументировать свою позицию

4

22.09

От добрых правил    добрые слова и  поступки  (1 ч)

Вековой опыт о доброй  основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых  слов  и поступков

Различать проявления добра и зла.

Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение   окружающих.

Осознавать с позиции нравственности свои поступки.

Характеризовать примеры добрых правил.

Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков.

5

29.09

Каждый интересен  (1 ч)

Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и её  сохранения

Определять особенности индивидуального проявления окружающих.

Находить  нужные слова при общении с    другими.

Осознанно определять  значение  моральных  норм  во  взаимодействии  людей.

С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов

Раздел  2.  Этикет  (4 ч)

6

06.10

Премудрости этикета

Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание.

Основные  нормы  этикета  и их смысловые значения.

История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета

Уметь   охарактеризовать  правила  этикета. Осознанно  соблюдать  правила  этикета.

Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета.

С  пониманием  комментировать  иллюстрации правил. Соотносить с ними свое поведение.

Обосновывать свою точку зрения

7

13.10

Красота этикета (1 ч)

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми  приборами

Обозначать сущность понятия «этикет».

Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета.

Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и  смысл

8

20.10

Простые школьные и домашние правила этикета (1  ч)

Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках

Знать основные правила этикета.

Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.

Осознанно комментировать текст  учебника

9

27.10

Чистый ручеёк нашей  речи

 (1 ч)

Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее  и  особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи

Осознавать  значение  понятия  «речь».

Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка».

Характеризовать  образную  выразительность  слова.

Использовать ключевые понятия урока в собственной  устной  и  письменной речи.

Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства

2 четверть – 7 часов

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4  ч)

10

10.11

В развитии добрых чувств — творение души (1  ч)

Этическая        основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность».   Общее и особенное в понятиях  «душа», «дух», «духовность». Пути творения  души

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа».

Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение»  для  объяснения  данного   понятия.

Осознанно характеризовать понятия «духовность»,

«душевность».

Соотносить  понятия  «душа»,  «духовность»

11

17.11

Природа – волшебные двери к добру и доверию

 (1 ч)

Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе

Определять смысловое значение понятия «справедливость».

Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей.

Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои  высказывания

Кладовая Севера

12

24.11

Чувство Родины (1 ч)

Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств.

Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно - смысловое со-держание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм»

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина».

Осознанно определять, что значит быть патриотом.

Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми   понятиями.

Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий

«Вот она какая,  Дорогая родина моя!»

13

01.12

Жизнь протекает с  людьми  (1 ч)

Многообразие видов взаимодействий  человека  с  людьми  и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя – одни из ведущих качественных  характеристик человека в его отношениях с другими людьми

Понимать значение понятия «человечности». Осознанно  аргументировать  влияние  взаимодействий  с  людьми  на  нравственный  рост  человека.

Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых  понятий.

Осознанно комментировать текст учебника

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4   ч)

14

08.12

Чтобы быть коллективом

 (1 ч)

 

Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики  и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения  в коллективе

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?

Анализировать особенности коллектива.

Объяснять   соотношение   понятий   «коллектив» и «личность».

Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов

15

15.12

Коллектив начинается  с  меня  (1 ч)

Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение,  самовоспитание.

Реализация задачи стать единомышленниками

Осознавать понятия «индивидуальность»,  «дружба», «уважение».

Анализировать возможности улучшения отношений  в коллективе.

Уметь вырабатывать правила для себя и  для  других.

Аргументированно  объяснять,        что   значит   быть единомышленником  в коллективе

 

16

22.12

Мой  класс  – мои друзья (1 ч)

Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть  хорошее  в  другом человеке

Умение  понять  состояние другого человека.

Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого  человека.

Осознавать значение семьи для  человека,  общества  и государства.

Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид

3 четверть – 10 часов

17

12.01

Скажи себе сам (1  ч)

Творческая работа, подводящая итоги  изучения  предмета  в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т.  д

 

Применять  на  практике  полученные знания.

Уметь  планировать  свою  деятельность.

Раскрывать  содержание  изучаемых   понятий.

Понимать необходимость  осознанного  отношения к  собственным поступкам.

Аргументировать свою точку зрения

Часть II

Введение (1 час)

18

19.01

Ежели душевны вы и к этике не глухи…  (1 ч)

Золотое  правило   этики,   его сущность и содержание. Вежа — знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей

Осознавать значение золотого правила  этики.

Размышлять о причинах появления золотого правила  этики  и  его применении.

Объяснять сущность и содержание общечеловеческих   ценностей.

Аргументировать свою точку зрения

Раздел  1. Простые нравственные истины (4   ч)

19

26.01

Жизнь священна (1 ч)

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна  —  главная  нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных  потребностей  в личной жизни человека. Высокие  смыслы   жизни.   Жизнь и человек — основные нравственные ценности.

Жить с нравственным  законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни

Понимать значение понятий «смысл»,   «нравственный закон», «жизнь».

Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни   человека.

Аргументировать свою точку зрения.

Использовать ключевые понятия урока в собственной  устной  и  письменной речи

20

02.02

Человек рождён для  добра  (1 ч)

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни.  Бескорыстность  и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо

Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть».

Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними.

Понимать необходимость  осознанного  отношения к  собственным поступкам.

Аргументировать свою точку зрения.

Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия

21

09.02

Милосердие — закон  жизни

 (1  ч)

Значимость этических  понятий «сочувствие», «сопереживание»,  «сострадание,  «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и  обоюдная  действенность.

Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.

Суть противоположности благодарности и неблагодарности.

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «со- Осознанно  аргументировать  роль  совести  как   внутреннего  регулятора  человеческого  поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта  других  людей  для характеристики действия совести.

22

16.02

Жить во благо себе и другим (1  ч)

Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости.

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные  способы  выхода  из  неё.

Доброжелательно взаимодействовать        с    людьми любой   национальности.

Осознанно следовать правилам тактичного поведения.

Применять усвоенные знания в   общении

 «Славные поморы»

Раздел  2.  Душа  обязана  трудиться  (4 ч)

23

02.03

Следовать нравственной установке  (1 ч)

Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как  нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравственные  усилия  души.  Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях  и поступках

Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно  раскрывать  суть  понятия  «нравственная  установка».

Сопоставлять   понятия   «нравственная   установка»,

«нравственные  усилия».

Составлять небольшой текст-рассуждение на  тему «Образцы нравственного поведения в современной  жизни». Аргументировать свою точку зрения.

24

09.03

Достойно жить среди людей

(1 ч)

Взаимосвязь понятий  «достойно» и  «достоинство».  Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость  веры  в себя в  собственных  действиях.

Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях

Обосновывать    значение    понятий   «достоинство»,

«бескорыстие»,  «гуманность».

Анализировать   свои   поступки,   чувства, помыслы.

Осознавать необходимость соблюдения норм этикета.

Совершенствовать умения в  области  коммуникации.

Аргументировать  свои  рассуждения

25

16.03

Уметь понять и простить  (1 ч)

Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота        о        равновесии        между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Со- веты векового человеческого опыта

Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение.

Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.

Контролировать  свои  поступки  и высказывания.

Соотносить  своё поведение с опытом  поколений

26

23.03

Простая этика поступков (1 ч)

Сущность простой этики поступков. Их  основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность  простой  этики  поступков

Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор.

Совершенствовать  умения  в  области  общения.

Корректировать свои высказывания и поведение с учётом  этики поступков.

Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии  с окружающими

4 четверть – 8 часов

Раздел  3.  Посеешь  поступок  —  пожнёшь  характер  (4 ч)

27

06.04

Общение и источники преодоления  обид  

(1 ч)

Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение,   грустное   состояние   души.

Пути преодоления неприятных моментов  общения  в классе.

Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие  гармоническому общению

Комментировать основное содержание  урока  и его  важнейшие понятия.

Отвечать  на  учебные  вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы.

Адекватно использовать полученные знания в практике  общения

28

13.04

Ростки нравственного опыта поведения  (1 ч)

Направленность и содержа- тельные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения    расстояния   между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными  нормами  и правилами

Объяснять   понятие  «нравственность».

Систематизировать и обобщать полученные знания.

Анализировать  и  сопоставлять  факты.   Находить

аналогии.

Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения.

Аргументировать  свои  рассуждения

29

20.04

Доброте сопутствует терпение (1  ч)

Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости

Осознанно   раскрывать   суть   понятий   «терпение», «терпимость», «деликатность».

Соотносить свои представления с опытом поведения других людей.

Анализировать своё поведение и высказывания.

Обобщать полученные знания

30

27.04

Действия с приставкой «со» — вместе  (1 ч)

Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости  своего  участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической  культуры личности

Систематизировать и обобщать этические знания.

Анализировать и сопоставлять факты поведения человека.

Находить аналогии.

Рассуждать на морально-этические темы.

Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом

Раздел  4. Судьба  и Родина  едины (4   ч)

31

04.05

С чего начинается Родина…

(1 ч)

Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение  понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается  с  семейного   порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые  оттенки  этой связи.

Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения.

Напутствия  векового опыта

Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия.  Находить  аналогии.

Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические  темы  и  делать выводы.

Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении  с  личным  опытом   поведения

Северяне – Победе.

32

11.05

В тебе рождается патриот и гражданин

  1. ч)

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник.

Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм»,   «гражданин»,  «гражданственность».

Выделять  главное  в  тексте учебника.

Соотносить полученные знания с собственным опытом  поведения,  уметь  анализировать  его

33

18.05

Человек — чело века  

(1  ч)

Промежуточная аттестация (зачет)

Человек  как  образ  века. Суть современного человека.

Главные ценности и смыслы важных качеств человека.

Сравнивать  чувство любви к Родине и  матери.

Выделять общее и различия.

Аргументировать свои высказывания.

Объяснять, что значит быть защитником Отечества

34

25.05

Слово, обращённое к себе (1   ч)

Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация  и  т. д.

Обобщать знания, полученные при изучении  курса.

Применять  на  практике  полученные знания.

Уметь планировать свою работу. Подводить  её итоги,  представлять результаты.

Аргументировать свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»...

Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ презентация

С нового учебного года вводится новый предмет: ОРКСЗ. По этому поводу очень много возникает вопросов как у родителей, так и у учителей. В данной презентации кратко и лаконично рассказывается об этом у...

«Дорожная карта» введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в МБОУ ГИМНАЗИИ в 2011-2013 гг.

«Дорожная карта»  введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)в МБОУ ГИМНАЗИИ   в 2011-2013 гг....

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ») Проектная деятельность и ее результаты

Новая предметная область: «Основы духовно нравственной культуры народов России» Возрождение России – это, прежде всего, духовно нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание б...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после  проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...